Судьбы марксистской философии в XX веке.
В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения, называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто. Далеко не все политики, использовавшие и использующие марксизм для оправдания своих действий, действительно в нём разбирались и были его последовательными и убеждёнными сторонниками. Довольно часто марксизм использовался как идеологическое прикрытие для замыслов и действий, далёких от идей и целей марксизма. Ряд современных исследователей высказывают мнение, что в СССР и некоторых других странах партийная номенклатура использовала марксистские идеи в их догматизированном и вульгарном представлении
Однако марксизм продемонстрировал уникальный потенциал самообновления в XX в. — ряд современных философских течений в той или иной мере фундируются идеями и подходами марксизма: структурализм (Гольдман, Альтюссер и др.); фрейдо и лаканомарксизмы (С.Жижек и Люблянская школа психоанализа); «гуманистическая школа» (Блох, югославский журнал «Праксис» — Г.Петрович, М.Маркович, С.Стоянович и др., польская «философия человека» — Л.Колаковский, А.Шафф и др.); линия деконструктивизма (Джеймисон и др.). Это уже не был собственно марксизм, творчески развитый применительно к новым реальным условиям, а пересмотр и ревизия его. Достаточно сказать, что К.Маркс перестал рассматриваться многими «неомарксистами» как экономист и революционер, а лишь как гуманный философ и нравственный пророк. Современный марксизм развивается, используя все ценное из новых философских наработок, критически осваивая и применяя новые, дополнительные знания, получаемые совокупным мировым сообществом ученых. В первой и второй половинах XX столетия, марксизм развивается не изолированно, а овладевая всем добываемым человечеством новым научным знанием.
Позитивизм и его эволюция.
Позитивизм – это философское направление XIX века, основанное на идее, что только научное знание, наука могут соответствовать подлинной «положительной» (позитивной) картине мира. Позитивизм утверждает, что метафизика (теоретическая философия) не в состоянии достигнуть достоверного и устойчивого знания. Всякое знание должно быть проконтролировано, подвергнуто критике со стороны опыта, т.е. верифицировано. В своих воззрениях позитивизм восходит к эмпирической традиции, в частности, к философии Д. Юма. Позитивизм возникает одновременно в Англии, Франции и Германии как реакция на засилье в научных теориях философских установок. Главной своей задачей это направление считает идею построения не философской, а «истинно научной» картины мира, т.е. видит свою цель не в объяснении мира, как этого требуют все метафизические теории, а в описании явлений как фактов действительности. Поэтому основным понятием позитивизма является понятие «факт», а в качестве своей методологии позитивисты признают методы естественных наук. Основателем позитивизма является французский ученый Огюст Конт (1798 – 1857). Важным в учении Конта является предложенная им классификация наук, которую он формулирует под влиянием Д. Сен-Симона. В теории «позитивного знания» он определяет для научного знания единичный принцип классификации – «все науки находятся в тесной взаимосвязи и в сродстве». Научное знание и отдельные науки, тем самым, обладают различной степенью глубины постижения мира и общности. О. Конт формулирует закон о трех периодах, стадиях развития общества: фетишизм, политеизм и монотеизм. Первый этап в объяснении мира (теологический) заключается в том, что в описании явлений природы и духа люди исходят из религиозных и мистических представлений. На втором этапе господствуют метафизические (философские) воззрения, когда для описания фактов действительности используются сущностные силы и причины, «порождающие сущности». И только на третьей ступени получает развитие «позитивное» знание, когда все явления природы и духа описываются с научной точки зрения. Решающим фактором, определяющим весь процесс, является прогресс знания, науки. Внутри позитивизма существовали разные самостоятельные направления: логический позитивизм Дж. С. Милля, эволюционизм Герберта Спенсера. В качестве главной причины развития позитивизма как философского течения можно определить интенсивное развитие в XIX в. естественных наук, развитие социологии как научной системы знания.