Территориальное деление государства.

Формы государства:

1. монархия – власть передается по наследству; бывает абсолютная и ограниченная (когда есть парламент, как в Британии);

2. республика (лат. Res publica – общественное дело, государство) – власть является выборной; республика бывает парламентской и президентской.

Политические режимы:

1.демократический.

2. авторитарный;

3. тоталитарный;

4. диктатура.

Исторические типы государства:

1. рабовладельческое;

2. феодальное;

3. капиталистическое;

4. социалистическое.

Сегодня существует и такое деление государств: 1. национальные государства и 2. иммиграционные государства (образованные мигрантами, как США, Австралия, Канада и др.).

Что характерно государству? – выражение воли экономически господствующего класса или всеобщей воли к сосуществованию? Видимо, и то и другое, т.е. государство внутренне противоречиво.

Платон в «Государстве» писал, что искусство справедливой политики – это «искусство приносить друзьям пользу, а врагам причинять вред». То же находим и у Н.Макиавелли, Т.Гоббса, а в ХХ веке у К.Шмидта и др. Для них дихотомия «друг-враг» - главное в политических ориентациях (образ врага как основа политики). Шмидт пишет: политический враг не обязательно морально или эстетически плох, просто он другой, чужой… М.Вебер писал: «государство – монополия легитимного (законного) насилия внутри определенной территории…»

Политика начинается там, где существуют конфликты. Конфликт и консенсус – две важнейшие характеристики любой политической системы. Политика призвана найти пути и средства разрешения конфликтов.

ПОЛИТИКА: ИДЕОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ (ценности)

Политическая жизнь общества относится к надстройке, ибо политическая жизнь общества, как сфера связанная с осознанием группами своих интересов, невозможна без идеологии (идеологических программ).

Политическая идеология – это система политических идей. Это отражение в сознании политического общественного бытия, которое затем на бытие активно воздействует.

Политические идеологии интегрируют членов одной партии. Идеология всегда пристрастна, так как выражает интересы определенного класса, группы. Она объясняет, обосновывает, оправдывает или отвергает политические реалии. Отсюда, политика –это арена столкновения идеологий.

Наиболее известны такие идеологии как: либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм и др.

Деидеологизация невозможна, но политика демократического государства должна стремиться к утверждению плюрализма идейно-политических течений, к терпимости их друг к другу и открытости в отношениях друг к другу.

Еще один важный аспект политики и идеологии – это вопрос о соотношении политики и ценностей. (Учение о ценностях – аксиология).

ХХ век пришел к выводу, что критерием прогресса общественной жизни в целом и в отдельных ее сферах может быть только человек, его благополучие. Отсюда, и в политике следует занять антропологическую позицию.

Политика не может быть нейтральной, она сопряжена с выбором, а значит, связана с оценкой, т.е. с понятиями добро и зло, справедливость и несправедливость, свобода и несвобода, равенство и неравенство и т.д. А там, где речь идет о целях, там всегда присутствуют ценности. Поэтому политическая философия (политика) пронизана морально-этическим началом. И тут возникает вопрос о соотношениицелей и средств их достижения.

Для Макиавелли главное – благо государства и эта цель оправдывает любые средства. Для Ж.-Ж. Руссо цель – всеобщее благо и, значит, политические средства не могут быть любыми…

Итак, средства и цели политической деятельности не должны противоречить друг другу. Политика должна быть моральной, если цель ее – благо человека.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

Теории происхождения государства:

1. Государство возникло как божественное творение;

2. как результат «общественного договора» (Гоббс, Локк, Руссо);

3. Юм: из разрастания семьи, рода;

4. теория насилия (органическая теория) – Дюринг;

5. марксизм: шло разделение труда, появились классы, частная собственность и потребовалось государство как управленческое ядро общества.

Исторически государство служило господствующим классам, но чтобы влиять на общество, оно должно стремиться выражать интересы всех граждан.

ХХ век продемонстрировал факты тотальной зависимости человека от государства, вторжения в личную жизнь граждан (спецслужбы, сведения о гражданах в налоговых службах…). Поэтому важна роль негосударственной защиты прав человека. То есть роль организаций гражданского общества (они самоорганизуются).

Вместе с тем само государство испытывает «угрозы»:

1. Угроза сверху – это процессы глобализации, требующие создания наднациональных органов управления в сфере финансов, политики, экономики, экологии и т.д. Международный валютный фонд и др., вмешивающиеся в политику суверенных государств. «Сверху» суверенитет национальных государств подрывают монополии, транснациональные корпорации (ТНК), наркобизнес и т.п. Идет процесс глобализации. Это тенденция к надмирному объединению. Пример – Евросоюз. Он организован как федеральное сверхгосударство, сверхнациональное государство. Сегодня субъектами международных отношений становятся не страны, а мировое финансовое сообщество. Мировая элита желает устранения национально-государственных границ, чтобы не было барьеров для капиталов ТНК. Макроэкономика стала глобальной и национальные государства не могут влиять на ее.

2. Угроза «снизу»: идет стремление мелких национальных групп получить свою государственность. Кроме того, растет сложная сеть частных ассоциаций (секты, фирмы, национальные сообщества приехавших в поисках работы мигрантов и т.п.), организованных не по территориальному принципу. Это стремление отдельных регионов в национальном государстве к автономии вплоть до отделения. Например, распались СССР и Югославия на отдельные национальные государства. В Испании Каталония ныне получила больше политической власти для самоуправления, в том числе в сборе налогов, в решении вопросов, связанных с внутренней безопасностью, телекоммуникациями, управлением железными дорогами, аэропортами, морскими причалами местного значения и так далее. В Великобритании Шотландия добилась разрешения иметь свой парламент. Подобные сепаратистские настроения есть и в других странах.

В этой ситуации индивидоказывается в еще более сложном положении…

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – это формирующаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (союзы, фонды, клубы, организации, ассоциации и т.п.) во все сферах жизни общества.

Признаки гражданского общества:

· самоуправляемость (так проявляется тенденция к децентрализации власти),

· свободно формирующееся общественное мнение, плюрализм,

· жизнедеятельность базируется на принципе координации,

· осуществление прав человека.

Структура гражданского общества:

1. в экономической сфере это совокупность независимых от государства производителей, предпринимателей (союз предпринимателей и т.п.),

2. в социальной сфере это общественные объединения и организации, выражающие интересы разных групп граждан (экологическое, женское, молодежное движения, движение за мир, общество потребителей и др., семья),

3. в политической сфере это политически партии и движения (те, что не у власти),

4. в духовной сфере это негосударственные воспитательные и образовательные учреждения, СМИ, церковь, союзы художников и др.

Гражданское общество возможно только в единстве с демократически, правовым государством, стремящемся к обеспечению достойного уровня жизни граждан. Гражданское общество информирует государство об интересах граждан, выражает и защищает их интересы.

Государство в современном мире должно быть демократическим и правовым.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО характеризуется тем, что и само государство, и все социальные общности, и все индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Все правовые акты соответствуют Конституции.

Признаки:

1. верховенство закона во всех сферах жизни, закон защищает нравственные ценности общества,

2. гарантии прав личности,

3. взаимная ответственность государства и личности,

4. принцип разделения властей на законодательную (парламент: Палата представителей и Сенат - представители от территорий), исполнительную (Правительство: кабинет министров и местные власти), судебную (суды).

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО характеризуется заботой о благосостоянии граждан, созданием достойных условий существования, равных возможностей для реализации талантов, созданием благоприятной среды обитания.

Признаки:

1. социальное государство формирует социальные связи, основанные на социальной справедливости и гражданском согласии,

2. социальное государство поддерживает малообеспеченных, инвалидов, пенсионеров, безработных,

3. проводит молодежную политику,

4. Экологическую политику и др.

В первой статье Конституции Республики Беларусь говорится о том, что наше государство – унитарное, демократическое, правовое, социальное.

Многое в этом направлении уже сделано, но многое еще предстоит сделать.

Вопрос № 48

Наши рекомендации