Социально-классовая структура.
Понятие класса возникло еще у французских философов конца 18 века – Тьера, Тьерри, Гизо и др.
В сер.19 в. обострились противоречия между буржуазией и пролетариатом. Маркс делает вывод о ведущей роли в развитии общества классовых противоречий и начинает развивать классовый подход.
Классовый подход в основу деления общества на группы кладет один критерий – отношения собственности на средства производства. Так выделяются экономические группы общества – классы.
Итак, классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства (раб, рабовладелец), по их отношению к средствам производства (владеет - не владеет), по их роли в общественной организации труда (управляет - не управляет), по способам получения и размерам доли общественного богатства (прибыль – зарплата – рента).
Появление классов был связано с разделение труда и появлением частной собственности. Т.е. классы появились в рабовладельческом обществе.
В настоящее время классовая структура оказалась размытой (по сравнению со временами Маркса). Рабочие могут быть мелкими владельцами акций предприятий; выросла сфера услуг; большую роль стал играть финансовый капитал, а не промышленный капитал. Вместе с тем, традиционное определение классов сохраняет свое методологическое значение. Возникает такое явление как «новые бедные». Более того. В международном масштабе происходит противостояние стран «бедного Юга» и «богатого Севера».
И хотя при рассмотрении социальной структуры многие социологи считают, что классы в настоящее время не существуют, такие черты классового общества как социальное неравенство, бедность и безработица еще сохраняются, но проявляются как индивидуальные, поражая не класс, слой, группу, а индивида.
Причем, процесс индивидуализации разрушает даже традиционные семейные отношения. Возникает форма договорной семьи на время. Существующий рынок труда абстрагируется от потребностей семьи, брака, материнства, отцовства, партнерства и т.д. Их учет сделал бы рынок менее гибким, менее конкурентоспособным.
Индивидуализация в условиях экспансии рынка телевидения порождает стандартизацию и унификацию форм существования. Возникает некий гибрид индивидуализированной и в то же время массовой публики: «стандартизированное коллективное бытие разобщенных массовых отшельников». Распространенным становится наднациональный, надкультурный, надклассовый, надсемейный способ существования людей.
Социальная структура становится все более аморфной и размытой, поскольку идет рост опосредствующих слоев с нечеткими социопрофессиональными характеристиками. Это касается так называемых средних классов. Растет высший слой специалистов. Увеличивается численность акционеров, хотя их главным источником дохода по-прежнему является зарплата.
Самой широкой категорией стали лица наемного труда, наблюдается закат независимых профессий – аграриев, ремесленников, коммерсантов. А вот исчезновения рабочих не происходит. В экономически активном населении стран ЕС они составляют 20-30%, несмотря на развитие сферы услуг.
Социальное расслоение не исчезло, но принимает новые формы. Например, в США ранее были гетто бедняков, теперь в пригородах – кварталы богатых («анклавизация»). Закрытые жилищные сообщества, где имеется все необходимое: магазины, школы, бассейны, спортивные сооружения и т.д. В других кварталах концентрируется беднота. Некоторые социологи считают, что возможно говорить о возвращении классового общества. Возможна классовая борьба. Так что спор о классах еще не завершен.
После войны труд как товар был отчасти выведен из-под власти рыночной логики. (Социальная защита). Например, в Японии – имел место пожизненный найм рабочих. Но с 80-х рынок труда становится все более неустойчивым, стихийным. Стоимость труда как товара падает. Труд часто не спасает от бедности, особенно молодых.
Более востребованными являются такие качества как компетенция, знания, умения, навыки, эффективность их использования, а раньше требовались подчинение и исполнительность.
М. ВЕБЕР — классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов М. Вебера состоит в том, что индивид является субъектом действия, а типический индивид — субъектом социального действия. Он стремился развить альтернативный анализ исходя из множественности источников социальной иерархии.
В противовес К. Марксу, М. Вебер, кроме экономического аспекта стратификации, учитывал также такие аспекты как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:
Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.
Мелкая буржуазия — класс мелких бизнесменов и торговцев.