Метатеоретические основания науки

Приставка «мета» переводится как «сверх», «больше», как то, что охватывает собой нечто.

Метатеоретические основания науки – это принципы, объясняющие развитие не отдельных научных уровней или конкретных наук, а принципы функционирования любого научного знания. Т.е. метатеоретические основания наукиэто уровень общенаучного и философского знания.

На этом уровне формируются:

-- научная картина мира (НКМ);

-- идеалы и нормы исследования;

-- философские принципы и др.

НКМ - это система общих представлений о мире, получаемых в различных науках. Она исторически меняется.

В целом в науке как общенаучная доминировала механистическая картина мира.

В химии во времена Лавуазье химическая картина мира была иной. Фундаментальными объектами полагались лишь некоторые из ныне известных элементов и к ним добавлялись сложные соединения, например, известь, а также теплород, флогистон. После работ Лавуазье флогистон был исключен [теплород – невесомая материя, присутствующая во всех телах и являющаяся причиной тепловых явлений; флогистон – начало «горючести», которое тела теряют при горении].

А современной НКМ характерен такой принцип как принцип глобального эволюционизма, она включает принцип самоорганизации и др. В последнее время НКМ начинает включать в себя принципы, разработанные в синергетике, антропный принцип, представления о ноосфере и др.

Отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности.

Их можно разделить на 3 группы:

1. идеалы и нормы описания и объяснения;

2. идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний;

3. идеалы и нормы организации знаний.

Пример идеалов научного объяснения в Средние века и в эпоху Возрождения.

Врач Парацельс объяснял, почему настойка грецкого ореха на винном уксусе помогает от головной боли тем, что есть симпатия между грецким орехом и мозгом, что выражено в их внешнем сходстве, подобии.

Сегодня действие этой настойки объясняют тем. Что в ней содержатся вещества, снижающие давление.

Альдрованди за сто лет до Бюффона описывая змей, отмечал особенности их анатомии, образа жизни и далее перечислял, мифы и легенды про змей, на гербах каких знатных особ и какие змеи встречаются, включая трехглавых, огнедышаших драконов и т.п. Бюффон (18 в.) читая Альдрованди, возмущался – «зачем все это?». Т.е. прошло немного времени, а НКМ изменилась – деизм…

Анализом такого рода изменений в НКМ занимается философия.

Философия выполняет методологическую функцию по отношению к науке и функцию мировоззренческой интерпретации знаний. Философия вписывает теоретические и эмпирические знания той или иной науки в культуру и НКМ начинает восприниматься как естественная.

В последнее время развивается и такая общенаучная отрасль как науковедение…

Развитие научных знаний.

Обычно становление нового теоретического знания происходит на фоне уже известной теории. Поэтому говорят не о становлении теории, а о росте научного знания. Так и называлась книга К.Поппера «Рост научного знания».

Необходимость роста научного знания появляется тогда, когда использование теории не дает эффекта. Возникает проблема. Выдвигаются новые гипотезы, идеи. Они подвергаются верификации и фальсификации.

В развитии науки наступает такой момент, когда новое знание не вписывается в рамки старой теории. Теория не может объяснить факты. Они противоречат и НКМ. Физик Томас Кун (США, 20 в.) охарактеризовал это как этап научной революции, который следует за эволюционным этапом. Научная революция связана со сменой научных парадигм.

Парадигма (от греч. Образец) – совокупность ведущих представлений и методов научного познания на данном отрезке эволюционного развития науки.

Затем наступает этап научной революции и происходит смена парадигм. Научная революция открывает новые объекты и методы исследования.

…большую роль играют традиции и новации в науке…

Новая теория не является простым обобщением фактов. Эйнштейн писал: «никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам теории». Большую роль играет взаимодействие науки и культуры в целом.

Так, идея борьбы за существование была выдвинута Т.Мальтусом (18 -н.19 вв.) для описания процессов в обществе. А затем ее использовал Дарвин для объяснения процессов эволюции природы. Сегодня категория естественного отбора стала общей схемой мышления и фигурирует в трудах по кибернетике и теории познания.

Итак, наука – единство постепенных количественных и коренных качественных изменений, т.е. научных революций.

Примеры научных революций: гелиоцентрическая система Коперника, создание Эйнштейном ОТО и СТО, создание квантовой механики, создание синергетики, создание генной инженерии и т.д.

Вопрос № 39

Наши рекомендации