Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики.
(В данном случае под метафизикой мы будем понимать не синоним «философии», а метод, противоположный диалектике).
Кроме основного вопроса философии (как устроен мир, что он собой представляет и познаваем ли?) возникает и другой вопрос: что происходит с миром – остается ли он неизменным или изменяется и развивается? От этого вопроса зависит наш подход (метод) к миру. Метод - это путь, способ познания и преобразования мира. (Методы бывают частнонаучные, общенаучные и всеобщие – философские).
В философии сложились 2 основных метода: диалектика и метафизика, как альтернативный диалектике метод. Диалектика – это учение о развитии, движении и взаимосвязи всего в мире. Метафизика – противоположный метод.
Этапы развития философского метода:
1. Эпохе античности характерна наивная, стихийная диалектика. Гераклит: «Все течет, все изменяется».
2. Со 2-й половины 15 века до 18 века господствует метафизика. Начинает развиваться капитализм, производство, основанное на достижениях наиболее тогда развитой науки механики, совершаются географические открытия, накапливается много новых фактов. Шла, по сути дела, «инвентаризация» мира. Факты рассматривались сами по себе, не замечались связи между ними, не замечалось развитие мира.
3. Идеалистическая диалектика Гегеля. Он разработал систему законов и категорий диалектики, однако полагал, что развивается только сверхъестественный дух и мышление человека, а природа не развивается. Общество развивается, но есть окончательный пункт развития – Прусская монархия.
4. Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса. Благодаря открытиям, сделанным в естествознании (эволюционное учение Дарвина, закон сохранения и превращения энергии и др.), Энгельсу удалось показать, что законы диалектики действуют и в развитии человеческого мышления, и в развитии общества, и в развитии природы. Был сделан вывод о всеобщности принципов взаимосвязи развития.
Принципы диалектики:
Диалектику от метафизики отличают два основных принципа:
1) принцип всеобщей связи и взаимодействия. Он утверждает, что нет ничего «самого по себе», вне связей друг с другом. Связи бывают единичные, общие, всеобщие; прямые и обратные; непосредственные и опосредованные; физические, химические, биологические и социальные и т.д. Можно говорить о многообразии связей. Там, где есть связь, всегда есть и взаимосвязь и взаимодействие и, значит, изменение, движение и развитие.
2) принцип движения и развития. Он утверждает, что все находится в постоянном изменении, движении, развитии. Движение – это изменение вообще. Развитие - это движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Развитие характеризуется направленностью, необратимостью. Развитие – это единство таких противоречивых процессов, как прогресс и регресс. Прогресс – это появление нового, ведущего к гармонизации отношений между элементами внутри системы и, тем самым, к росту ее устойчивости во внешней среде, гибкости ее ответов на внешние воздействия. Регресс – это изменения, ведущие к деградации системы, снижению уровня ее организации, внутренней нестабильности, неустойчивости во внешней среде. Развитие представляет собой единство процессов прогресса и регресса (в отношении отдельных сфер, традиций, если говорить про общество, и т.п.) с преобладанием прогрессивных изменений, поднимающих систему в целом на новый уровень развития.
Метафизики не замечают связей и взаимосвязей разных сторон предмета, преувеличивают какую-то одну сторонуЮ, одну из связей и недооценивают другие в их целостном единстве – единстве противоположностей. Им не присуща всесторонность в рассмотрении предметов и явлений.
Метафизики считают, что движение и развитие не присущи материальным системам самим по себе, а привносятся извне (внешний, якобы божественный первотолчок). Если и есть движение и развитие, то происходит по кругу, затрагивает количественные изменения, но, по сути, качество предмета остается прежним, т.е. «ничто не ново под луной», а значит, нет развития.
Разновидности метафизического мышления:
ЭКЛЕКТИКА – неумение выделить из бесконечности связей главные, объединение несоединимых, качественно разных предметов, явлений или мнений о них на основании несущественного их сходства.
СОФИСТИКА – сознательное использование в доказательствах неправильных выводов, софизмов, замаскированное формальной правильностью (лекарство – это добро; чем больше лекарства принимать, тем лучше…). Возможно произвольное вырывание событий (или фраз) из контекста, преувеличение их значения.
Этими приемами часто пользуются недобросовестные журналисты и политики.
Разновидности метафизического мышления:
ДОГМАТИЗМ – возведение наших, всегда неполных знаний в абсолют, нежелание прислушиваться к другому мнению, негибкость мышления.
РЕЛЯТИВИЗМ – преувеличение относительности наших знаний вплоть до утверждения, что мы вообще ничего достоверно знать не можем, произвольность суждений.
Требования диалектической логики:
1. всесторонность рассмотрения предметов и явлений, во всех их связях и взаимодействиях;
2. рассматривать все в движении и развитии ;
3. во всех своих рассуждениях исходить из связи теории и практики.
Субъективная диалектика – это диалектика нашего мышления. Она (как наше мышление, сознание) является отражением бытия, которому присуща объективная диалектика. Поэтому законы мышления должны в основе своей совпадать с законами бытия.
Диалектика как учение о развитии включает в свою систему два выше указанных принципа, три основных закона (закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания) и систему категорий. Назовем самые важные:
Единичное и общее;
Форма и содержание;
Сущность и явление;
Причина и следствие;
Необходимость и случайность;
Возможность и действительность;
Система, элемент, структура,
Целое и часть.
Категории – это наиболее важные понятия любой науки. Категории диалектики – это всеобщие понятия, которыми пользуются люди и в обыденной жизни, и ученые разных наук. Прояснением, уточнением этих понятий занимается философия. Их нужно знать и правильно применять для описания и объяснения действительности и процессов нашей психики и мышления.
Закон– это существенная, необходимая, общая связь явлений и предметов мира.
Вопрос № 28