Основные характеристики сознания. Проблема генезиса сознания. Социокультурная природа сознания.
Основные характеристики сознания:
1. идеальность (в том смысле, что, в отличие от материи, не дано в ощущениях: у нас нет ощущений от наших ощущений или от наших мыслей);
2. высшая форма отражения, которой присущ избирательный, активно-творческий характер; сознание перерабатывает информацию и создает новую информацию; (отражение – всеобщее свойство материи; отражает и зеркало, психика животных – тоже отражает по-своему мир, творческий характер им не присущ);
3. субъективный образ объективного мира;
4. предметность, т.е. оно всегда направлено на предмет;
5. общественный характер (общественно-индивидуальный)
6. сознание всегда со-знание (для материалистов это значит, что оно имеет общественный характер, а для идеалистов, что человеческое сознание причастно к высшему сознанию);
7. имеет определенную структуру;
8. связано с трудом, языком, общением;
9. функция мозга и т.д.
Функции сознания:
1. отражение мира, предметов и явлений;
2. переработка полученной информации;
3. регулирование человеческой деятельности;
4. предвидение на основе переработанной информации;
5 целеполагание и др. (познавательная, аксиологическая)
Функции можно и уточнить, добавить…
Социокультурная природа сознания
Сколь бы ни был сложен мозг, он не может мыслить сам по себе: мыслит не мозг, а социальный человек при помощи мозга. Аргументы в пользу социокультурной природы сознания:
1. Есть примеры, так называемых, «детей Маугли», которые, родившись нормальными детьми от нормальных родителей, попадали в лес к животным и выживали среди зверей. Однако сознание у них не формировалось, так как не было социального окружения, передававшего социальную информацию, не усваивался язык, трудовые навыки (считается, что где-то до пяти лет у ребенка - сенситивный период; если до этого времени не усвоен язык и др. навыки, то потом сформировать их практически невозможно).
Таким образом, сознание носит социокультурный характер.
2. Это доказывается также и тем фактом, что человек формируясь усваивает общественное сознание (мать, показывая предметы, людей, учит их называть. Так усваивается язык, а вместе с ним нормы и правила человеческого поведения, ценности, стиль мышления. Т.е. человек усваивает общественное сознание в различных его формах. Вместе с тем, каждый усваивает по-своему. В итоге, сознание носит противоречивый общественно-индивидуальный характер.
3. С развитием общества развивается сначала родоплеменное самосознание, а с общественным разделением труда, - личностное самосознание.
Гегель писал: «Сознание есть, с одной стороны, осознан» предмета, а с другой стороны, осознание самого себя». Как это происходит, объясняет К.Маркс: «Человек смотрится, как в зеркало в другого человека». Отражая другого человека, мы всегда в уме имеем его в виду и постоянно ведем внутренний диалог. Значит, и в этом смысле сознание носит общественный характер.
Благодаря самосознанию происходит не простое «зеркальное» отражение обстоятельств, но сознание строит само себя. Возникает возможность, с одной стороны, свободы воли, выбора, а с другой стороны, возможность ответственности за свои поступки.
4. Человек не только создавал материальные богатства, но и воплощал тело, ум в символические, неутилитарные формы. Имеются в виду такие универсалии культуры как язык, нормы, ценности, ритуалы, обряды, традиции. Это обеспечивало контроль над его психосоциальной средой (Мэмфорд).
5. Человек - всегда продукт, совокупность тех общественных отношений, в которых он формируется. Мы отражаем особенности культуры народа, к которому принадлежим, эпохи, в которую существуем, наш уровень развития зависит от уровня развития общественной практики, характерного дляданного времени и т.д.
Общественное сознание
Общественное сознание – это духовное поле человеческой общности. Общественное сознание существует в виде таких форм общественного сознания как: философия, наука,искусство, религия, мораль, политика, право. Сегодня еще добавляют экологическое сознание.
Формы общественного сознания – это те формы, в которых человек сознает себя человеком, т.е. общественным существом. Общественное сознание – это то общее, что выработано всеми и знание о чем есть в том или ином виде у всех. Чем богаче становится субъективная реальность человека (сознание), тем в большей мере он проявляет себя как личность. Усвоение моральных норм, научных знаний, образов искусства, юридических законов и т.д. позволяет человеку стать человеком, т.е. осознать мир и себя в этом мире (мировоззрение). Без этого нет сознания.
Формы общественного сознания.
Усвоение форм общественного сознания позволяет осознать мир и себя в нем. Но каждый усваивает их по-своему.
На ранних этапах общественного развития формы сознания не были дифференцированы. Вначале сознание было вплетено в материальную деятельность (знания, навыки передавались в ритуалах и т.п.). Постепенно развились мораль, искусство. Далее общественная жизнь усложнялась: общественное разделение труда, появление частной собственности, классов, государства привело к возникновению религии, политического и правового сознания, науки, философии.
Функции общественного сознания:
1. познавательная;
2. выражения интересов социальных групп;
3. социально-практическая (объединение, разъединение социальных групп).
Формы общественного сознания различаются по:
1. предмету отражения;
2. по способу отражения;
3. по выполняемым ими функциям (какие потребности они удовлетворяют.
Вопрос № 26