Средневековая схоластика: Фома Аквинский.
Возникло феодальное общество (крепостное право). Значительную роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями, и центрами земледелия, и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. В условиях жесткого диктата церкви и государственной власти философия была объявлена служанкой богословия. Эта философия получила название "схоластики".
Схоластика - главное направление в развитии философии средневековья. Она преподавалась в школах и университетах. Выделяют 3 периода в развитии этого направления: 1) ранняя схоластика (9-12в); 2) период зрелости (13в); 3) упадок (14-15в). Центральный вопрос - об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их.
Т.к. библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика.
Бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и святой дух. Отсюда вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е о природе общих родов и понятий. Существует 2 основных решения этого вопроса:
1. Общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека - реализм.
2. Универсалии не существуют реально, независимо от человека. Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания - номинализм
Фома Аквинский (1225-1274). Основная цель – отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Душа человека – есть формообразование принципиальное, однако свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом.
Важное значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существование выше сущности, относится к ней как действительность к возможности.
Доказательство существования бога. Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости существования бога - верховной причины.
Проблема двух законов – 1) божественный, который определяет господство церкви над государством, и 2)естественный – что бог вложил в умы людей.
У Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием он разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделят 4 уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.
На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи; сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина вещи, которой поэтому внутренне присуща целесообразность, названная Аристотелем “растительной душой”, как бы формирующей тело изнутри – таковы растения. Третий уровень – животные, здесь форма есть действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя “самосущего”.
Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими постуками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.
Фома Аквинский - средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 г.был причислен к лику святых.
Значительное влияние на философию Ф.А. оказали и учения неоплатонизма. В споре об универсалиях занимал позиции “умеренного реализма”, признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Основной принцип философии Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Является автором “Сумм” (“Сумма истины католической веры против язычников” (1259 - 1264); “Сумма философии”; “Сумма теологии” (1265 - 1274, считается неоконченной)…).
Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма – одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.