Н. А. Бердяев об истоках и смысле русского коммунизма.
Основные понятия темы: славянофильство, западничество, естественнонаучный и философский материализм, критика «отвлеченных начал», «цельное знание», онтологизм, почвенничество, философия ненасилия, метафизика всеединства, религиозный экзистенциализм, персонализм, русская идея, философия свободы, философия общего дела, русский космизм
Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.
Осмысливая первый вопрос темы, необходимо разобраться со специфическими особенностями русской философии, имея в виду при этом, что русская философия исторически развивалась в тесной связи с философией Запада и Востока, что она является органической частью всемирной философии, поэтому было бы неправильным устанавливать какие-то непроходимые границы между нею и мировой философской мыслью.
Прежде чем знакомиться с содержанием учений славянофилов и западников, необходимо обраться к творчеству П.Я. Чаадаева, идеи которого (изложенные в «Философических письмах») стали основанием двух течений русской философской и общественно-политической мысли XIX века. Основное внимание студент должен обратить на собственно философское содержание представителей славянофилов: их критику западного рационализма, гносеологию цельного знания, учение о соборности и философско-исторические взгляды. Необходимо обратить внимание на философскую неоднородность представителей западничества, выявить различные варианты философских учений.
При изучении третьего вопроса в центре внимания должно быть философско-гуманистическое содержание мировоззрения Ф.М. Достоевского и Л.Н.Толстого, философское осмысление ими основных проблем социально-культурного развития своего времени.
Знакомясь с философией В.С. Соловьева, обратите внимание на ее центральное понятие – «всеединство». Попытайтесь выяснить, какие задачи ставил В.С. Соловьев перед философией, какое содержание он вкладывал в понятие «русская идея». Знакомясь с философскими взглядами Н.А. Бердяева, обратите внимание, прежде всего, на его учение о свободе и творчестве.
В. С. Соловьев считается первым русским философом, кто имеет целостную философскую систему. От славянофилов философ воспринял идею «цельного знания», дающего ответ на вопрос о смысле человеческого существования, о цели космического и исторического процесса. В основе такого подхода лежит убеждение Соловьева в реальности всеобщего («всеединства»), сформировавшееся под воздействием Спинозы и немецкого идеализма, особенно Гегеля. Большое влияние оказали на него также мыслители, придававшие метафизическое значение понятию воли: Кант, Шопенгауэр, Э. Гартман и особенно Шеллинг. Все эти многообразные влияния Соловьев органически претворил в своем учении, создав целостное систематическое построение.
Основу философии В. С. Соловьева составили разработанные им понятия Всеединства, Добра и его воплощений – богочеловечества, Софии. Добро трактуется им онтологически, как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах – в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества.
Добро обладает следующими свойствами: 1) чистотой или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено; 2) полнотой или всеединством, поскольку оно собою все обусловливает; 3) силой или действенностью, поскольку оно через все осуществляется. Оно проявляется, прежде всего, в чувствах стыда, жалости (сострадания) и благоговения.
Постарайтесь понять, почему идеи выдающихся русских философов остаются актуальными и в наше время.
Общая антропоцентрическая направленность вкупе с доминирующей религиозно-философской традицией с необходимостью приводит русскую философию к панморализму: у русских мыслителей всюду присутствует моральный аспект обсуждаемых проблем.
На рубеже XIX – XX вв. возникает философия русского космизма, в которой на первый план выдвигаются проблемы единения человека с космосом.
Космизм с самого начала разделился на два направления:
1) мистическо-теологическое,
2) естественно-научное.
Наиболее ярким представителем первого направления является Н. Ф. Федоров, в основе его концепции поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления. Он рассматривает вопросы творческих возможностей человека, заключающиеся в постоянном расширении его поля деятельности вплоть до космических масштабов. К. Э. Циолковский явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Он считал космос живым и разумным, верил в возможность освоения околоземного пространства. К. Э. Циолковский является одним из основоположников концепции ноосферы, которая получила свое наиболее полное развитие в трудах В. И. Вернадского. В. И. Вернадский развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу. Главным фактором, формирующим биосферу, по его мнению, выступает живое вещество, осуществляющее многообразные геохимические и планетарно-космические функции.
Литература
1. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
2. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.
3. Бердяев Н. А. Самопознание. – М., 1990.
4. Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. – М.. 1991.
5. Введение в русскую философию: учебное пособие / В.В. Лазарев, А.И. Абрамов, Л.Р. Авдеева и др. – М., 1995.
6. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI –XIX вв. – Л.,1989.
7. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1996.
8. История русской философии: Учеб. для вузов/ Ред.кол.: М.А. Маслин и др. – М.,2001.
9. Лосский Н.О. История русской флософии. М., 1991.
10. О России и русской философской культуре. – М., 1990.
11. Русская философия. Конец XIX начало XX вв. Антология. Под ред. А.Л. Доброхотова. – М., 1993.
12. Русская философия. Словарь/Под общ. Ред. М.А. Маслина. - М., 1995.
ТЕМА: Основы философского понимания мира