Наука и философия: сходство и отличия.
Основная литература
1. Философия как вид знания.// Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: Учебник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное –М.: Проспект, 2000.- С. 52-70.
2. Данильян О.Г., Тараненко Философия. М., 2006. Стр. 19-36.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2000.
Дополнительная литература для подготовки докладов на семинар.
1. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991.
2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.
3. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию. // Вопросы философии. - 1997. - № 7.
4. Рорти Р. От религии через философию к литературе – путь западных интеллектуалов// Вопросы философии – 2003 - № 3.
5. Щербинин В.А. Философия: круг ее проблем и роль в обществе. М., 1995.
Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.
Приступая к изучению темыпрежде всего следует уяснить специфику философского знания как особой формы духовного освоения мира. Философское знание предполагает ответ на фундаментальные вопросы бытия: о природе материальных и духовных явлений, бесконечности, пространстве и времени, сущности человека и человеческого общества, смысла жизни, бессмертия и т.д. Таким образом, философия отвечает на предельные вопросы бытия. Этим определяется её место в духовной культуре общества.
В первом приближении философию можно определить как учение о всеобщих законах природного и социального бытия, о человеке и его жизненной стратегии.
Вспомните соотношение терминов «мировоззрение» и «философия». Что вкладывали в понятие «философия» древние греки и как оно зародилось? В истории философии существовало несколько толкований философии и определений предмета ее исследования. Рассмотрев их, постарайтесь выяснить, какое из них, на ваш взгляд, наиболее близко ее роли в современном мире. Из материалов учебного пособия вы узнаете, что философия занимает особое место как среди форм мировоззрения, так и среди видов научного знания. Рассмотрите последовательно все известные вам формы мировоззрения и сравните их с философией.
Важное значение имеет понимание соотношения философии и науки. Философия отличается от конкретных наук степенью общности, ибо исследует всеобщие законы природного и социального бытия. Это не эмпирическое учение. Хотя философия опирается на обобщенные данные конкретных наук, но при этом она связана не только с данными науки, но и .
· При подготовке важно уяснить, что философское мировоззрение – это теоретический уровень мировоззрения, это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение.
Философия обобщает достижения науки и культуры, всей человеческой истории, выступая в форме теоретического мировоззрения, высшего по отношению к мифологии и религии как исторических типов мировоззрения, предшествующих философии. Решение мировоззренческих вопросов в философии происходило под иным углом зрения, чем в мифологии и религии, а именно – с позиций рациональной оценки, с позиций разума, а не веры.
Приступая к рассмотрению исторических этапов развития философии, необходимо уточнить следующие понятия.
Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы.
Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми, идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято называть течениями.
Философские направления – это наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе (учения, школы), которые имеют общие принципиальные положения и допускают отдельные частные разногласия.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
• космоцентризм;
• теоцентризм;
• антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Предмет философии. Исторически предмет философии изменялся, что обусловливалось общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, в том числе философских знаний. В настоящее время философия – это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
В философском мировоззрении с древних времен видны размышления о мире, космосе, об отношении человека к миру, о возможностях познания, о смысле жизни и т. д.
Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Считается, что этот термин был введен в употребление Пифагором (ок. 580–500 до н. э.). Термин «софия» обычно переводится как «мудрость». Но у греков смысл «софии» шире: это и проявление ума, и любознательность, и целенаправленность.
В древней Индии философские школы назывались «даршанами» (от дарш– видеть; даршана имела смысл «видение мудрости»). В древнем Китае также уделялось большое внимание мудрости, знаниям; они должны лежать в основе управления страной, приносит пользу людям.
Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. При этом философия не останавливается на достигнутом. Философия, как правило, исторически не понималась как совокупность раз и навсегда готовых знаний, а как стремление ко всей более глубокой истине. С каждой новой эпохой открываются новые подходы и решения «вечных вопросов» и ставятся новые проблемы.
Определяя предмет философии, можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию. Это:
1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).
2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).
3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.
4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.
Таким образом: Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.