Всегда ли философия стремилась отыскать наиболее общие законы природы.

А) Да, всегда. Это её первоочередная задача.

Б) Нет, не всегда. Многие философские школы и философы просто хотели познать повседневную жизнь, разобраться, в чем смысл жизни, что такое человек и т.д.

Какие из ниже перечисленных позиций отношения философии к частным наукам в наибольшей степени соответствуют ей?

А) Философия является синтезом наиболее важного опыта и достижений частных наук.

Б) Философия решает, как нужно развиваться каждой конкретной науке и как следует ликвидировать проблемы, встающие перед ними.

В) Философия разрабатывает универсальные научные методы исследования и стратегические принципы познания мира.

Аристотель считал, что от философии не следует ждать практической пользы, был ли он прав? (один правильный ответ).

А) Да. Философия – абстрактная наука, абстрактный вид духовной деятельности.

Б) Да. В сиюминутном плане философия не может изменить действия людей, значит, от неё нет практической пользы.

В)Нет. В состав философии водит этика – наука о норма поведения, нравственных и безнравственных поступках. Уже по одному этому направлению философия тесно связана с практикой, жизнью.

Кто первым употребил слово «философ»?

А) Гераклит.

Б) Фалес.

В) Пифагор.

Г) Платон.

Какое из определений современной философии представляется Вам наиболее точными?

А) Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Б) Любовь к мудрости.

В) Наука об отношении человека к природе.

Г) Учение о развитии культуры и духовности.

У кого из древнегреческих философов ядром теории является учение об атомах?

А) Аристотель.

Б) Демокрит.

В) Платон.

Г) Фалес.

У кого из древнегреческих философов ядром теории познания является учение о припоминании душой бестелесных идей («эйдосов»)?

А) Демокрит.

Б) Платон.

В) Аристотель.

Г) Фалес.

Философия средневековья складывалась на основании источников: (выбрать неправильный ответ)

А) Философии Милетской школы.

Б) Учения Платона.

В) Учения Аристотеля.

Г) Догм Священного писания.

18. Патристика – это …. (выбрать правильный ответ).

А) Совокупность теолого-философских учений христианских мыслителей.

Б) Принцип, в соответствии с которым Бог создал живую и неживую природу.

В) Принцип принятия за основу всего сущего единую основу.

Г) Философская позиция, в соответствии с которой, все материальные вещи обладают душой.

19. Термин «креационизм» переводится с латинского как …

А) Сотворение

Б) Бог

В) Отец

Г) Предвидение.

Сколько доводов приводит Фома Аквинский для доказательства существования Бога?

А) Три.

Б) Четыре.

В) Пять.

Примерные вопросы к экзамену по специальности Юриспруденция

Очная форма обучения.

1. Предмет и функции философии.

2. Мировоззрение и его структура. Факторы формирования мировоззрения.

3. Особенности мифологического мировоззрения.

4. Структура философского знания. Философия и наука.

5. Религиозное мировоззрение и его особенности. Функции религии.

6. Первобытные, национальные и мировые религии.

7. Философское мировоззрение, его особенности. Исторические типы философского мировоззрения.

8. Философия как наука. Основные темы философских размышлений.

9. Особенности древнеиндийской философии. Основные философские школы.

10. Основные черты философии Древнего Китая. Конфуцианство, даосизм, легизм.

11. Причины возникновения древнегреческой философии и ее периодизация. Особенности древнегреческой философии.

12. Философская система Сократа.

13. Античная философия классического периода. Платон и Аристотель.

14. Основные принципы религиозно-философского мышления в средневековой философии. Периодизация средневековой философии.

15. Основные темы философских размышлений в средние века.

16. Проблема метода познания в философских системах Ф. Бэкона и Р. Декарта. Эмпиризм, сенсуализм, рационализм.

17. Основные черты философии И. Канта.

18. Философская система Г.Гегеля.

19. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

20. Философия марксизма и исторические реалии XX в.

21. Особенности русской философии и ее место в мировой культуре.

22. Основной вопрос философии и две его стороны.

23. Материализм, идеализм, дуализм в истории философии.

24. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

25. Особенности метафизики как метода познания. Варианты метафизики.

26. Исторические формы диалектики. Законы диалектики.

27. Основные философские категории: сущность и явление, содержание и форма, система, элемент, структура; случайность и необходимость, причина и следствие.

28. Бытие как философская проблема. Формы бытия и их особенности.

29. Концепции материи в истории философии. Этапы формирования философских представлений о материи.

30. Материя как философское понятие и его методологическое значение. Уровни структурной организации материи.

31. Движение как способ существования материи. Покой.

32. Формы и типы движения материи.

33. Пространство и время как способ существования материи. Субстанциональная и реляционные концепции.

34. Теория познания и ее основные проблемы. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

35. Объект и субъект познания. Проблема истины в философии. Диалектика абсолютной и относительной истины.

36. Чувственное и рациональное познание и их основные формы.

37. Социальная философия и ее основные проблемы. Предмет и функции социальной философии.

38. Понятие общества и его структуры. Материалистическое и идеалистическое представление об обществе.

39. Специфика общества как системы. Законы развития природы и законы развития общества – их сходство и различие.

40. Проблема сознания в философии и трудности её решения.

41. Структура сознания. Самосознание. Факторы его формирования.

42. Общественное сознание, его уровни и формы.

43. Проблема сущности человека в философии. Биологическое и социальное в человеке.

44. Законы развития природы и законы общества, их сходство и различие.

45. Нравственные ценности. Мораль, право.

46. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

47. Экологическая проблема и ее основные аспекты.

48. Глобальные проблемы современности, классификация глобальных проблем.

49. Деятельность и общественные отношения. Потребности и мотивы деятельности.

50. Проблема человека в философии. Биологическое и социальное в человеке.

51. Понятие «человек», «индивид», «личность».

52. Понятие «личность» и ее основные характеристики.

Примерные вопросы к экзамену по специальностям экономического факультета (очная форма обучения).

1. Предмет и функции философии.

2. Мировоззрение и его структура. Факторы формирования мировоззрения.

3. Особенности мифологического мировоззрения.

4. Структура философского знания. Философия и наука.

5. Религиозное мировоззрение и его особенности. Функции религии.

6. Первобытные, национальные и мировые религии.

7. Философское мировоззрение, его особенности. Исторические типы философского мировоззрения.

8. Философия и наука, их сходство и различие. Основные темы философских размышлений.

9. Особенности древнеиндийской философии. Основные философские школы.

10. Основные черты философии Древнего Китая. Конфуцианство, даосизм, легизм.

11. Причины возникновения древнегреческой философии и ее периодизация. Особенности древнегреческой философии.

12. Античная философия классического периода. Платон и Аристотель.

13. Основные принципы религиозно-философского мышления в средневековой философии. Периодизация средневековой философии.

14. Основной вопрос философии и две его стороны.

15. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

16. Особенности метафизики как метода познания. Варианты метафизики.

17. Исторические формы диалектики. Законы диалектики.

18. Основные философские категории: сущность и явление, содержание и форма, система, элемент, структура; случайность и необходимость, причина и следствие.

19. Бытие как философская проблема. Формы бытия и их особенности.

20. Концепции материи в истории философии. Этапы формирования философских представлений о материи.

21. Материя как философское понятие и его методологическое значение. Уровни структурной организации материи.

22. Движение как способ существования материи. Покой.

23. Формы и типы движения материи.

24. Пространство и время как способ существования материи. Субстанциональная и реляционные концепции.

25. Теория познания и ее основные проблемы. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

26. Объект и субъект познания. Проблема истины в философии. Диалектика абсолютной и относительной истины.

27. Чувственное и рациональное познание и их основные формы.

28. Социальная философия и ее основные проблемы. Предмет и функции социальной философии.

29. Понятие общества и его структуры. Материалистическое и идеалистическое представление об обществе.

30. Специфика общества как системы. Законы развития природы и законы развития общества – их сходство и различие.

31. Проблема сознания в философии и трудности её решения.

32. Структура сознания. Самосознание. Факторы его формирования.

33. Проблема сущности человека в философии. Биологическое и социальное в человеке.

34. Законы развития природы и законы общества, их сходство и различие.

35. Нравственные ценности. Мораль, право – их сходство и различия.

36. Экологическая проблема и ее основные аспекты.

37. Глобальные проблемы современности, классификация глобальных проблем.

38. Деятельность и общественные отношения. Потребности и мотивы деятельности.

39. Проблема человека в философии. Биологическое и социальное в человеке.

40. Понятие «человек», «индивид», «личность». Понятие «личность» и ее основные характеристики.

Примерные вопросы к экзамену по специальностям экономического и финансово-информационного факультета

(заочная форма обучения)

КУРС

1. Предмет и функции философии.

2. Мировоззрение и его структура. Факторы формирования мировоззрения.

3. Особенности мифологического мировоззрения.

4. Структура философского знания. Философия и наука.

5. Религиозное мировоззрение и его особенности. Функции религии.

6. Первобытные, национальные и мировые религии.

7. Философское мировоззрение, его особенности. Исторические типы философского мировоззрения.

8. Философия и наука, их сходство и различие. Основные темы философских размышлений.

9. Основной вопрос философии и две его стороны.

10. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

11. Особенности метафизики как метода познания. Варианты метафизики.

12. Исторические формы диалектики. Законы диалектики.

13. Основные философские категории: сущность и явление, содержание и форма, система, элемент, структура; случайность и необходимость, причина и следствие.

14. Бытие как философская проблема. Формы бытия и их особенности.

15. Концепции материи в истории философии. Этапы формирования философских представлений о материи.

16. Материя как философское понятие и его методологическое значение. Уровни структурной организации материи.

17. Движение как способ существования материи. Покой.

18. Формы и типы движения материи.

19. Пространство и время как способ существования материи. Субстанциональная и реляционные концепции.

20. Теория познания и ее основные проблемы. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

21. Объект и субъект познания. Проблема истины в философии. Диалектика абсолютной и относительной истины.

22. Чувственное и рациональное познание и их основные формы.

КУРС «Социальная философия»

1. Социальная философия как наука, её предмет и функции.

2. Основные парадигмы философской мысли.

3. Общество как система. Отличия общественной системы от природных систем.

4. Основные сферы общественной системы.

5. Законы развития природы и законы развития общества. Их сходство и различия.

6. Деятельность как основа существования общества. Атрибуты деятельности.

7. Потребности и мотивы деятельности. Классификация потребностей.

8. Уровни общественного сознания, их специфика.

9. Религиозное сознание, его особенности.

10. Духовная жизнь общества. Мораль и право, их сходство и различия.

11. Мораль как общественный регулятор. Свойства морали.

12. Человек как философская проблема.

13. Проблема свободы в философии.

14. Социальное и биологическое в развитии человека. Социологизаторские и биологизаторские концепции.

15. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» - их сходство и различия.

16. Социализация. Социальная среда и её роль в развитии личности. Качества личностно-зрелого человека.

17. Личность, её сущность и структура.

18. Природа как философская категория. Этапы развития философский представлений о природе.

19. Современная экологическая ситуация. Причины экологического кризиса.

20. Глобальные проблемы современности, их критерии.

21. Природа как философская проблема. Философские концепции взаимодействие природы и общества.

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям

Семинар предназначается для углубленного изучения дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. При изучении философии в вузе семинар является не просто видом практических занятий, а,наряду с лекцией, основной формой учебного процесса.

Семинар по философии— вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного и воспитательного характера. Формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям ГОС.

Как правило, семинару предшествует лекция по той же теме, при этом тематика семинаров может не повторять тематику лекции, расширять её. Темой семинаров могут быть несколько вопросов, представляющих большой теоретический интерес и практическое значение, которые за недостатком времени не представляется возможным осветить и о которых есть возможность подробно поговорить на последующем семинаре.

Перечень семинарских занятий для студентов юридического факультета

Очной формы обучения

Тематика семинаров Кол-во часов
ауд сам
Второй триместр
Мировоззрение, его сущность и структура. Исторические типы мировоззрения.
Философское мировоззрение. Место философии в культуре.  
Философия Древнего Востока. Древнеиндийская философия и её особенности.
Философия Древнего Китая.  
Философия Древней Греции  
5.1 Промежуточное тестирование.  
Особенности развития средневековой философии  
Философия эпохи Возрождения и Нового времени  
Немецкая классическая философия и её роль в развитии мировой философии.  
Особенности и основные периоды развития русской философии.  
Особенности и основные направления развития современной философии.  
10.1 Контрольное тестирование по итогам работы во втором триместре.    
Третий триместр
Философская картина мира. Категории бытие и материя, их философский смысл и специфика.
Проблема сознания в философии.  
Философия развития: диалектика и метафизика.  
Проблемы гносеологии: познавательное отношение человека к миру.  
14.1 Промежуточное тестирование  
Социальная философия и её основные проблемы.  
Философский анализ общества. Основные сферы общества.  
Философская антропология.  
Общество и личность.  
Общество в историческом развитии.  
Глобальные проблемы современности и пути их решения.  
  20.1 Контрольное тестирование по итогам работы.  
Итого    

Перечень семинарских занятий для студентов экономического факультета

Очной формы обучения

Тематика семинаров Кол-во часов
ауд сам
Второй триместр
Мировоззрение, его сущность и структура. Исторические типы мировоззрения.
Философское мировоззрение. Место философии в культуре.  
Философия Древнего Востока. Древнеиндийская философия и её особенности. Философия Древнего Китая.
Философия Древней Греции
Специфика развития философии в средние века и в Новое время.  
  5.1   Промежуточное тестирование      
Философская картина мира. Категории бытие и материя, их философский смысл и специфика.
Проблема сознания в философии.
Философия развития: диалектика и метафизика.
Проблемы гносеологии: познавательное отношение человека к миру.  
Социальная философия и её основные проблемы. Философский анализ общества.
10.1 Общество и личность. Философская антропология.  
10.2 Глобальные проблемы современности и пути их решения.  
  20.1 Контрольное тестирование по итогам работы во втором триместре    
Итого    

Перечень семинарских занятий для студентов экономического и финансово-информационного факультетов

Заочной формы обучения

Курс

Тематика семинаров Кол-во часов
ауд сам
Второй триместр
Мировоззрение, его сущность и структура. Исторические типы мировоззрения.
2. Философская картина мира
3. Диалектика как учение о развитии мира
4. Итого:

Перечень семинарских занятий для студентов экономического и финансово-информационного факультетов

Наши рекомендации