Тема 16. Сознание. Общественное сознание

19. Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присуща только человеку – есть сознание.

20. Важными характеристиками и существенными свойствами сознания человека являются:

· субъективность и идеальность;

· беспредельность и открытость.

21. Что такое самосознание?Это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов.

22. Определение «опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к понятию»: мышление.

23. Что такое язык? Это система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения.

24. Выделите точку зрения идеализма: Сознание может существовать до и независимо от материи.

25.Позиции в философии к проблеме сознания:

· Физикализм: сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики.

· Солипсизм: сознание индивида – единственная достоверная реальность.

· Объективный идеализм: сознание рассматривается как часть «мирового сознания»

· Умственный материализм: способность материи отражает саму себя.

26. Воспроизведение в себе других предметов есть: отражение.

27. Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного – архетип.

28.Функция морали, обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и соморегулирование поведение индивида – регулятивная.

29.Совокупность религиозных представлений, чувств, привычек, традиций, формирующихся под воздействием носителей религиозного сознания – религиозная психология.

30.Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – политическое.

31.Политическое сознание, основанное на определенной политической концепции, отражающее политические интересы определенных социальных групп: теоретическое сознание.

32.Что не относится к формам общественного сознания: психологическое сознание.

33.Что не относится к формам общественного сознания? Астрология.

34.Выделите в предложенных суждениях точку зрения идеализма: сознание может существовать до и независимо от материи.

35. Способность общественного сознания оказывать воздействие на ход исторического процесса объясняется: активностью общественного сознания.

36.Способность общественного сознания предвосхищать будущее на основе анализа противоположных в обществе процессов, тенденций, называется: опережающим отражением общественного сознания.

37.Определите ложное утверждение: Формы общественного сознания отличаются друг от друга – по значимости в структуре общественного сознания.

38.Определите, что не входит в структуру общественного сознания: сущность общественного сознания.

39.Определите, какого закона не существует: закон независимости общественного сознания от общественного бытия.

40.Что такое самосознание: это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов.

41.Отставание от объективной логики развития общественного бытия означает: инерционность общественного сознания.

42.Что не относится к творческой функции сознания? Выработка плана действий.

43.Выделите… точку зрения идеализма: сознание может существовать до и независимо от сознания.

44.Историческая преемственность в развитии общественного сознания означает, что: старое присутствует в новом.

45.Неизменным признаком современного типа личности является: ее гражданская и политическая сознательность.

Тема 17. Познание

46.Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах» - сенсуализм.

47.Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – рационализм.

48.Форма чувственного познания – восприятие.

49.Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный …воображением: представление.

50.Явление, данное в опыте чувственного познания – феномен.

51. Какой ответ на вопрос о том, что является источником познания, дает рационализм: разум.

52.Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок - разум.

53.Метод, основанный на выдвижении из ложных, но исключительно и неккоректно поданных как истинных посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу называется: софистикой.

54.Какое из приведенных ниже суждений является философским: мир познаваем.

55.Согласие с каким утверждением означает агностицизм? Сущность вещей принципиально непознаваема.

56.Определите, что не относится к чувственным формам познания? Понятие.

57.Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил: релятивизм.

58.Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках: софизм.

59.Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности, называется: познанием.

Тема 18. Научное познание

60.Частичное, неполное знание об объекте – относительная истина.

61.Основной вопрос гносеологии - это вопрос:об истине.

62.Соединение человеческой мысли с внешним миром есть: истина.

63.Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания: истина.

64.Выделите верное положение. Истина – это правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека, ни от человечества.

65.Критерием истины в философии: выступает практика.

66.Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности – субъективная.

67.Форма рационального познания– теория.

68.Система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте: теория.

69.Уровень познания, объясняющий и обосновывающий внутренние признаки вещей и явлений – теоретический уровень.

70.Вид познавательной деятельности, изучающий объект как целостность, располагающей собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер, называется: теоретическим уровнем познания.

71.Научное познание всегда осуществляется с помощью: разума.

72.В процессе познания какое-либо понятие: не изменяется.

73.Науку можно определить как: сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

74.Мышление специальными понятиями, как инструментами познания, есть: наука

75.В течение длительного времени господствующим типом историко-научных исследований было: хронологическое описание успехов той или иной науки.

76.Научная проблема в узком значении:форма мышления, характеризующая недостаточность имеющих средств достижения цели научного познания.

77.Научная проблема в широком смысле: затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования.

78.Философское направление, утверждающее, что подлинное знание – совокупный результат специальных наук – позитивизм.

79.Смена научной парадигмы – революция.

80.Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений – аксиологическая.

81.Сторона социального познания, объясняющая бытие общества, закономерности и тенденции его функционирования и развития – социальная.

82. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования: методология.

83.Что такое методология? Наука о методах познания.

84.Определение «мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений предметов и выделение сторон, интересующих исследователя», - относится к: абстрагированию.

85.Для выявления общих закономерностей развития научного познания методология науки опирается на: математический метод исследования.

86.Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области: обобщение.

87.Умозаключения бывают: дедуктивными и индуктивными.

88.Общие методы научного познания применяются: в философском познании.

89.Представление о научном познании, как о наивысшей культурной ценности, характерно для: сциентизма.

90.Антисциентизм толкует науку как: силу, чуждую и враждебную сущности человека.

91.Одним из важнейших отличительных качеств научного познания является: систематизированность

92.Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между явлениями: гипотеза.

93.Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы: анализ.

94. Описательныенаучные теории решают задачу: упорядочивания относящихся к ней фактов.

95.Переход от математики к естествознанию в качестве образца для исследования динамики научного познания связан: с результатом развития естествознания.

96.Отображение объекта в форме какого-либо языка: формализация.

97.Способ достижения результатов в познании и на практике называется: методом.

Тема 19. Общество

98. Фактор, являющийся важнейшим содержанием общественного бытия людей, согласно материалистическому пониманию истории: производство.

99.Основой материального производства аграрной цивилизации были: земледелие и скотоводство.

100.Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление…, называется: социальной философией.

101.Философия мыслителя, который первым ввел в науку термин «социология»: Конт.

102.Цели коллектива задаются: обществом.

103.Выделите верное положение: Семья – это основная ячейка общества.

104.Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации – это социальная: статика? или динамика?

105. Понятие, обозначающее сложившуюся в обществе систему устойчивых связей, социальных групп и институтов: социальная сфера?

106.Возможность перехода от одной социальной группы в другую, называется: социальной мобильностью.

107.Совокупность средств и методов осуществления государственной власти: режим.

108. Концепция, утверждающая первичность прав и свобод человека: либеральная.

109.Выделите верное положение: Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в ней общностей, взятых в их взаимодействии.

110.Укажите ложное положение: социальная система не относится к разряду самоуправляемых.

111.Область деятельности и взаимоотношений в обществе, которая связана с существованием больших групп людей носит название: социальная сфера.

112.Каких потребностей не существует? Потребностей сложных и элементарных.

113.Непрерывно возобновляющаяся в процессе производства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части – народонаселение.

114.Определите верное утверждение: в качестве генеральной общности демографической структуры общества выступает: народонаселение.

115.Совокупность форм организации жизни и деятельности людей есть: общество.

116.Естественным условием существования самого общества является: природа.

117.То, с помощью чего преобразовывается природа: производительные силы.

118.Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг: производственные отношения.

119.Для исследования материального производства в социальной философии используют понятие: способ производства.

120.Исторической наукой установлено, что классы возникли: в период разложения родового строя.

121.Главный вопрос политики: о государственной власти.

122.Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг – материальная.

123.Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования – политическая сфера.

124.Сфера общественной деятельности, обеспечивающая блокирование разрушительных тенденций во всех областях общественного развития – регулятивная.

125.Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – политическое.

126.Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством – право.

127.Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни: реформа.

128.Застой в обществе, экономике, производстве – стагнация.

129.Ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами – революция.

130.Сфера деятельности, определяющая формы, задачи, содержание деятельности государства – политическая.

131.Государственный строй, основанный на однопартийной системе и навязанной государством идеологии: тоталитаризм.

132.Экономические отношения, в основе которых лежит общественное разделение труда: производственные.

133.Создатель теории, по которой рост народонаселения – главное зло, приводящее к бедствиям и нищете: Мальтус.

134.Социолог, относящий к религии общественные идеи и верования, имеющие обязательный характер: Дюркгейм.

135. Начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его частях, носящий количественный характер – изменение.

136.Демократия, исходящая из идеи всеобщего равенства: эгалитарная.

137. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью – воли, авторитета, насилия: власть.

138. Форма правления, предполагающая сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию: монархия.

139.Основной институт политической системы общества, организующий и направляющий совместную деятельность и отношения людей: государство.

140.Какой признак является главным для характеристики класса: место класса в исторически определенной системе производства.

141.Какой признак является лишним? Политические партии обязательно должны возникнуть в доклассовом обществе.

142.Определите верное положение: важная отличительная черта государства – это власть, несовпадающая непосредственно с населением.

143.Промышленная цивилизация стала формироваться: с сер. 18 в.

144.Выделите правильное суждение: экономический способ производства включает в себя: производительные силы и производственные (экономические) отношения.

145.Определите ложное положение в отношении государства и экономики: государство может не вмешиваться в экономическое развитие страны.

146.Определите ложное утверждение: политический строй общества определяет технологический способ производства.

147.Процесс создания материальных благ: производство.

148.Что не входит в этническую структуру общества: партия.

149.Выделите верное положение. В структуре материального производства следует различать: технологический способ производства и экономический способ производства.

150.Общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, взаимодействующее с государством…: гражданское.

151.Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса производства: потребление.

152.Основополагающий стимул развития производства: потребность

153.Выделите верное утверждение. Основное производственное отношение - отношение собственности на средства производства.

154.Многообразие форм и проявлений политической жизни в обществе, означает: политический плюрализм.

155.Укажите верное положение: Исторический процесс совершается закономерно.

Наши рекомендации