Тема 16. Сознание. Общественное сознание
19. Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присуща только человеку – есть сознание.
20. Важными характеристиками и существенными свойствами сознания человека являются:
· субъективность и идеальность;
· беспредельность и открытость.
21. Что такое самосознание?Это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов.
22. Определение «опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к понятию»: мышление.
23. Что такое язык? Это система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения.
24. Выделите точку зрения идеализма: Сознание может существовать до и независимо от материи.
25.Позиции в философии к проблеме сознания:
· Физикализм: сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики.
· Солипсизм: сознание индивида – единственная достоверная реальность.
· Объективный идеализм: сознание рассматривается как часть «мирового сознания»
· Умственный материализм: способность материи отражает саму себя.
26. Воспроизведение в себе других предметов есть: отражение.
27. Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного – архетип.
28.Функция морали, обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и соморегулирование поведение индивида – регулятивная.
29.Совокупность религиозных представлений, чувств, привычек, традиций, формирующихся под воздействием носителей религиозного сознания – религиозная психология.
30.Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – политическое.
31.Политическое сознание, основанное на определенной политической концепции, отражающее политические интересы определенных социальных групп: теоретическое сознание.
32.Что не относится к формам общественного сознания: психологическое сознание.
33.Что не относится к формам общественного сознания? Астрология.
34.Выделите в предложенных суждениях точку зрения идеализма: сознание может существовать до и независимо от материи.
35. Способность общественного сознания оказывать воздействие на ход исторического процесса объясняется: активностью общественного сознания.
36.Способность общественного сознания предвосхищать будущее на основе анализа противоположных в обществе процессов, тенденций, называется: опережающим отражением общественного сознания.
37.Определите ложное утверждение: Формы общественного сознания отличаются друг от друга – по значимости в структуре общественного сознания.
38.Определите, что не входит в структуру общественного сознания: сущность общественного сознания.
39.Определите, какого закона не существует: закон независимости общественного сознания от общественного бытия.
40.Что такое самосознание: это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов.
41.Отставание от объективной логики развития общественного бытия означает: инерционность общественного сознания.
42.Что не относится к творческой функции сознания? Выработка плана действий.
43.Выделите… точку зрения идеализма: сознание может существовать до и независимо от сознания.
44.Историческая преемственность в развитии общественного сознания означает, что: старое присутствует в новом.
45.Неизменным признаком современного типа личности является: ее гражданская и политическая сознательность.
Тема 17. Познание
46.Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах» - сенсуализм.
47.Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – рационализм.
48.Форма чувственного познания – восприятие.
49.Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный …воображением: представление.
50.Явление, данное в опыте чувственного познания – феномен.
51. Какой ответ на вопрос о том, что является источником познания, дает рационализм: разум.
52.Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок - разум.
53.Метод, основанный на выдвижении из ложных, но исключительно и неккоректно поданных как истинных посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу называется: софистикой.
54.Какое из приведенных ниже суждений является философским: мир познаваем.
55.Согласие с каким утверждением означает агностицизм? Сущность вещей принципиально непознаваема.
56.Определите, что не относится к чувственным формам познания? Понятие.
57.Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил: релятивизм.
58.Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках: софизм.
59.Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности, называется: познанием.
Тема 18. Научное познание
60.Частичное, неполное знание об объекте – относительная истина.
61.Основной вопрос гносеологии - это вопрос:об истине.
62.Соединение человеческой мысли с внешним миром есть: истина.
63.Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания: истина.
64.Выделите верное положение. Истина – это правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека, ни от человечества.
65.Критерием истины в философии: выступает практика.
66.Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности – субъективная.
67.Форма рационального познания– теория.
68.Система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте: теория.
69.Уровень познания, объясняющий и обосновывающий внутренние признаки вещей и явлений – теоретический уровень.
70.Вид познавательной деятельности, изучающий объект как целостность, располагающей собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер, называется: теоретическим уровнем познания.
71.Научное познание всегда осуществляется с помощью: разума.
72.В процессе познания какое-либо понятие: не изменяется.
73.Науку можно определить как: сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
74.Мышление специальными понятиями, как инструментами познания, есть: наука
75.В течение длительного времени господствующим типом историко-научных исследований было: хронологическое описание успехов той или иной науки.
76.Научная проблема в узком значении:форма мышления, характеризующая недостаточность имеющих средств достижения цели научного познания.
77.Научная проблема в широком смысле: затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования.
78.Философское направление, утверждающее, что подлинное знание – совокупный результат специальных наук – позитивизм.
79.Смена научной парадигмы – революция.
80.Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений – аксиологическая.
81.Сторона социального познания, объясняющая бытие общества, закономерности и тенденции его функционирования и развития – социальная.
82. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования: методология.
83.Что такое методология? Наука о методах познания.
84.Определение «мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений предметов и выделение сторон, интересующих исследователя», - относится к: абстрагированию.
85.Для выявления общих закономерностей развития научного познания методология науки опирается на: математический метод исследования.
86.Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области: обобщение.
87.Умозаключения бывают: дедуктивными и индуктивными.
88.Общие методы научного познания применяются: в философском познании.
89.Представление о научном познании, как о наивысшей культурной ценности, характерно для: сциентизма.
90.Антисциентизм толкует науку как: силу, чуждую и враждебную сущности человека.
91.Одним из важнейших отличительных качеств научного познания является: систематизированность
92.Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между явлениями: гипотеза.
93.Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы: анализ.
94. Описательныенаучные теории решают задачу: упорядочивания относящихся к ней фактов.
95.Переход от математики к естествознанию в качестве образца для исследования динамики научного познания связан: с результатом развития естествознания.
96.Отображение объекта в форме какого-либо языка: формализация.
97.Способ достижения результатов в познании и на практике называется: методом.
Тема 19. Общество
98. Фактор, являющийся важнейшим содержанием общественного бытия людей, согласно материалистическому пониманию истории: производство.
99.Основой материального производства аграрной цивилизации были: земледелие и скотоводство.
100.Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление…, называется: социальной философией.
101.Философия мыслителя, который первым ввел в науку термин «социология»: Конт.
102.Цели коллектива задаются: обществом.
103.Выделите верное положение: Семья – это основная ячейка общества.
104.Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации – это социальная: статика? или динамика?
105. Понятие, обозначающее сложившуюся в обществе систему устойчивых связей, социальных групп и институтов: социальная сфера?
106.Возможность перехода от одной социальной группы в другую, называется: социальной мобильностью.
107.Совокупность средств и методов осуществления государственной власти: режим.
108. Концепция, утверждающая первичность прав и свобод человека: либеральная.
109.Выделите верное положение: Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в ней общностей, взятых в их взаимодействии.
110.Укажите ложное положение: социальная система не относится к разряду самоуправляемых.
111.Область деятельности и взаимоотношений в обществе, которая связана с существованием больших групп людей носит название: социальная сфера.
112.Каких потребностей не существует? Потребностей сложных и элементарных.
113.Непрерывно возобновляющаяся в процессе производства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части – народонаселение.
114.Определите верное утверждение: в качестве генеральной общности демографической структуры общества выступает: народонаселение.
115.Совокупность форм организации жизни и деятельности людей есть: общество.
116.Естественным условием существования самого общества является: природа.
117.То, с помощью чего преобразовывается природа: производительные силы.
118.Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг: производственные отношения.
119.Для исследования материального производства в социальной философии используют понятие: способ производства.
120.Исторической наукой установлено, что классы возникли: в период разложения родового строя.
121.Главный вопрос политики: о государственной власти.
122.Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг – материальная.
123.Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования – политическая сфера.
124.Сфера общественной деятельности, обеспечивающая блокирование разрушительных тенденций во всех областях общественного развития – регулятивная.
125.Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – политическое.
126.Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством – право.
127.Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни: реформа.
128.Застой в обществе, экономике, производстве – стагнация.
129.Ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами – революция.
130.Сфера деятельности, определяющая формы, задачи, содержание деятельности государства – политическая.
131.Государственный строй, основанный на однопартийной системе и навязанной государством идеологии: тоталитаризм.
132.Экономические отношения, в основе которых лежит общественное разделение труда: производственные.
133.Создатель теории, по которой рост народонаселения – главное зло, приводящее к бедствиям и нищете: Мальтус.
134.Социолог, относящий к религии общественные идеи и верования, имеющие обязательный характер: Дюркгейм.
135. Начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его частях, носящий количественный характер – изменение.
136.Демократия, исходящая из идеи всеобщего равенства: эгалитарная.
137. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью – воли, авторитета, насилия: власть.
138. Форма правления, предполагающая сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию: монархия.
139.Основной институт политической системы общества, организующий и направляющий совместную деятельность и отношения людей: государство.
140.Какой признак является главным для характеристики класса: место класса в исторически определенной системе производства.
141.Какой признак является лишним? Политические партии обязательно должны возникнуть в доклассовом обществе.
142.Определите верное положение: важная отличительная черта государства – это власть, несовпадающая непосредственно с населением.
143.Промышленная цивилизация стала формироваться: с сер. 18 в.
144.Выделите правильное суждение: экономический способ производства включает в себя: производительные силы и производственные (экономические) отношения.
145.Определите ложное положение в отношении государства и экономики: государство может не вмешиваться в экономическое развитие страны.
146.Определите ложное утверждение: политический строй общества определяет технологический способ производства.
147.Процесс создания материальных благ: производство.
148.Что не входит в этническую структуру общества: партия.
149.Выделите верное положение. В структуре материального производства следует различать: технологический способ производства и экономический способ производства.
150.Общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, взаимодействующее с государством…: гражданское.
151.Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса производства: потребление.
152.Основополагающий стимул развития производства: потребность
153.Выделите верное утверждение. Основное производственное отношение - отношение собственности на средства производства.
154.Многообразие форм и проявлений политической жизни в обществе, означает: политический плюрализм.
155.Укажите верное положение: Исторический процесс совершается закономерно.