Система эстетического воспитания в подразделениях ФОПСИ
Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатываются ориентации личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, а также приобщение к этим ценностям. Одновременно в ходе эстетического воспитания формируются и развиваются способности' человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по -законам красоты, созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его.
Таким образом, эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями формирования эстетико-ценностной ориентации личности к развития ее творческих способностей. Здесь возникают две основные задачи, которые в системе эстетического воспитания объединены как этап постановки целей эстетического воспитания. Первая задача состоит в том. чтобы развивать эстетический потенциал личности в структуре ее конкретной деятельности как способность сохранять и создавать эстетические ценности, придавать эстетическое содержание всякому действию и всякому результату этой деятельности. в том числе и в деле защиты Отечества. Вторая - в том. чтобы сформировать эстетические ориентации личности в мире ценностей. способность воспринимать, чувствовать, переживать эстетическое начало этих ценностей и 'армировать эстетические потребности, вкус и идеал человека.
Очевидно, что процесс и система эстетического воспитания воинов будут представлять собой совокупность принципов, способов, методов средств, решающих эти две задачи.
Второй этап в системе эстетического воспитания представляет собой определение эстетических качеств, которое необходимо сформировать у воспитуемого. Это умение различать прекрасное и безобразное. комическое и трагическое и т.д.
Третьим этапом, структурным элементом процесса эстетического воспитания, является усвоение принципов эстетического восприятия. т.е. правил, по которьо-' осуществляется этот процесс. Среди них принципы тесной связи с окружающей действительностью, творческого подхода. многообразие форм и методов эстетического воспитания. И заключительным. четвертым этапом системы эстетического воспитания является овладение средствами и методами эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание в подразделениях и войсках ФОПСИ кроме ' тех направлений, которые были указаны, предполагает формирование еще у таких качеств, которые бы поддерживали я развивали идеалы патриотизма и воинской доблести. Здесь важное место занимает теоретическое
выражение нравственного содержания воинской деятельности и ее высокой общественной значимости. Поэтому для формирования эстетических идеалов в воинах очень важно использовать такие понятия, как воинская честь, любовь к своей профессии, гордость за свой воинский коллектив.
61. Эстетика как философкая дисциплина.
К эст как к философской науке в полной мере относятся слова Гегеля о том, что она " не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изменение порождает знание о ней". Почти все имеющиеся определения эстетики включают в себя термин "эсттетическое"(наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о творчестве по законам красоты). Причиной существования подобных формулировок является то, что понятия эстетика и эстетическое равновелики по объему, а расрыть сущность и содержание эстетического возможно, лищь проследив его происхождение и способы вфражения в человеческой деятельности и человеческом знании. Эстетическое от древнегреческого aisthetikos - чувствующий, чувственный.
Являсь базовой категорией эстетики, как науки эстетическое не может быть определено в системе самой эстетики, требует объяснения из более универсальной системы - философии.Источник эстетического пытаются найти в чистом духе, в субъективности, непосредственно в самой природе. В абсолютном большинстве школ оно рассматривается как характеристика, выражающаяся в чувстве удовольствияЮ духовного наслаждения. Эстетическому способу отражения действительности присущ ряд специфических особенностей: наглядность(важнейшая характеристика восрпиятия, обеспечивающая целостное отражение объекта при непосредственном воздействии физ раздражителей - свет, звук …), конкретность(единство и целостность объекта), образность(показатель единства результата и идеальной формы отражения действительности в сознани, единства смыслового и чувственного моментов …). Эстетически человек воспринимает действительность с точки зрения прекрасного. В содержательном плане эстетика изучает: прекрасное, его сущность и специфику проявления; многообразие эстетического отражения действительности как трагическое, прекрасное и т. д.; восприятие , оценку, освоение эстетического богатства мира, особенности трудовой деятельности по законам красоты; Основные закономерности развития исскуства; эстетическое в быту и в отношениях между людьми. Сделаем ряд выводов: сознаиню человека присущ эстетический способ отразени, т. е. чувство - эмоционально - обращоне восприятие, оценка и освоение действительности с точки зрения прекрасного, по законам красоты; эстетика, как философская наука два взаимосвязанных круга явлений : сферу эстетического как специфического проявления ценностного проявления человека к миру и сферу художественной деятельности людей; при изучении эстетики особую ценность имеет исторический метод: прослеживаниевозникновения и развития вопросов эстетического плана в философии и исскуствоведении на протяжении предшествующих тысячелетий.
Основные категории эстетики. Эстетические категории включают основные эстетические характеристики окружающего мира, типы эст отношения человека к действительности, наиболее существенные стороны эстетической деятельности и сознания.
Одной из основополагающих категорий эстетики является прекрасное, которая выражает высшую эстетическую ценность. Содержательную сторону прекрасного следует рассматривать в ценностном аспекте. Каждый предмет обладает формальыми признаками, которые бы делали их прекрасными или красиыми. Сопоставим категории прекрасное и красивое.
Красота выступает как соразмерность формы предмета, его содержания, функции, а также соразмерность восприятию человека, его мировоззрению, духовности. Следовательно, каткегория красоты обусловлена характером трудовой практики, условиями жизни, быта ,природной, социальной и эстетической средой.
Категория прекрасного включает в себя содержание категории красоты, хотя и не в полном объеме. Она существенно отличается от последней. Здесь акцент ставится на человеческом понимании красоты. Прекрасное - категория, выражающая единство красоты и добра.