Философская мысль Беларуси ХVIII–ХХ вв.
Видную роль в развитии белорусской философской и общественной мысли сыграло творчество В.Дунина-Марцинкевича. Он полагал, что необходимо совершенствовать человеческие отношения путем просвещения и нравственного воспитания. Важную роль в этом должна играть литература на белорусском языке, которая была бы понятна как помещику, так и крестьянину.
Кастусь Калиновский - революционер-демократ, руководитель восстания 1863-1864 гг. на Беларуси. В 1862-1863 гг. издавал нелегальную газету «Мужицкая правда». Калиновский выступал выразителем идей и стремлений трудового народа. Считал, что крепостное право является вопиющей несправедливостью, мечтал об освобождении крестьян и раздаче им земли. Кастусь Калиновский был страстным приверженцем социального равенства. В целом, специфика философских взглядов белорусских революционных демократов заключалась во взаимосвязи с проблемой национального возрождения. Затем, уже в начале ХХ века, насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Степановна Пашкевич, известная под псевдонимом Тетка, Максим Богданович, Янка Купала, Якуб Колас и др.
Образование Белорусской ССР и её развитие явилось новым, исторически обусловленным, закономерным этапом в становлении государственности и формировании самосознания белорусского народа.
20-30 годы прошлого столетия характеризуются интересом к анализу отношений философии и собственно наук, разработками проблем категориального аппарата и методов белорусской науки. Белорусские философы активно участвовали в дискуссии против формализма и механицизма. 30 –годы – период активизации движения так называемых националистов, которые выступили против социалистической идеи и рассматривали белорусскую нацию как особенную, что вело к самоизоляции. Но эти идеи не получили распространения. Основная задача философской науки в это время постепенно сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма. В 50-80 гг. в белорусской философской мысли разрабатывались проблемы диалектики и ее законов, вопросы логики и методологии научного познания и др. Значительное место в философии этого периода занимают вопросы истории философии, в том числе и философской мысли Беларуси. В последние десятилетия ХХ века-начала ХХI века значительный вклад в развитие философской мысли внесли белорусские философы: К.П.Буслов, В.И.Степанов, И.Н. Лущицкий, Д.И.Широканов, Е.М. Бабосов, В.С.Стёпин и др.
26. Роль философских традиций Беларуси в формировании идеологии белорусского государства.
В развитии философской мысли Беларуси можно выделить следующие периоды:
- философская мысль Беларуси периода Киевской Руси;
- распространение идей ренессанского гуманизма и Реформации (ХVI-ХVII вв.);
- преобладание схоластической философии (ХVII – первая половина ХVIII в.;
- распространение философии Просвещения (вторая половина ХVIII – первая половина ХIХ в.);
- распространение народно-демократической идеологии (вторая половина ХIХ в.);
- развитие философской мысли в БССР;
- современный этап.
В истории развития философской мысли Беларуси отражались этапы ее общественного развития, а сама философия выступала активным фактором социального и духовного развития белорусского народа, его культуры.
27. Основные особенности русской философии. “Русская идея” и философские воззрения западников и славянофилов.
Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.
Основные черты:
Ученичество у Запада; Связь с религиозной мыслью; Оформилась в недрах литературы; историософичность, поиск исторической судьбы России
Основная проблема: Запад – Россия – Восток: каково историческое будущее России?
Основу философии составила борьба между славянофилами и западниками.
Западничество
В центре внимания размышления о смысле истории, необходимость определить роль русского народа. Западники не выделяли русских в определённую группу народов, их идеи развивались вне церковной идеи. Россия, по их мнению, должна была присоединиться к общественному прогрессу с помощью науки и разума. У истоков оригинальной русской философии XIХ века стоит «западник» П.Я.Чаадаев. На философские взгляды Чаадаева повлияли: Чаадаев полагал, что будущее России зависит от активизации православной церкви, пробуждения христианских мотивов в социальной жизни. В этих словах заключалась скептическая оценка прошлого и современности, но теплилась надежда на будущее. Он был противником монархии в России, сторонником религиозного миропонимания. Однако среди западников было больше философов светских, тяготевших к материализму и атеизму (Т.Н.Грановский, М.А.Бакунин, В.Г.Белинский, А.И.Герцен и др.). Западники были противниками крепостничества, считали, что России следует идти вслед за Западной Европой, они старались из философской мысли Запада брать все лучшее.
Славянофильство
Славянофилы первыми создали синтез народного духа и религиозного опыта. Славянофилы верили в историческое призвание России: явить Западу подлинную свободу. Зачастую их мировоззрение обслуживало консервативную тенденцию. Славянофилы были противниками западничества (И.В. Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, Ю.Ф. Самарин, И.С.Аксаков и др.). Они ратовали за самобытность России и особый путь ее развития (самодержавие – православие – народность; особая роль русской крестьянской общины как основы коллективизма и тотальности). Западному материализму они противопоставляли духовность, нравственность, религиозность русского народа. Славянофилы весьма критично относились к современной им российской действительности и стремились использовать лучшие, на их взгляд, стороны развития русского народа.