Ранняя греческая философия (милетская и элейская школы, Гераклит). Древнегреческий атомизм (Левкипп и Демокрит).
Милетская школа является первой европейской философской школой. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первооснове всего сущего, о поиске единого первоначала.
Первый из милетцев – Фалес. Первоосновой всего сущего он считал воду, скорее всего не как конкретное вещество, а как то, что подвержено непрерывному изменению и их чего путем «сгущения» и «разрежения» происходит все остальное. О Земле Фалес полагал, что она имеет форму диска, плавающего в бесконечной воде. Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр. Он заявил, что первоначалом и основой всего в мире является беспредельное («апейрон»). Апейрон – это по существу вся бесконечная материя. Вся материя живая (гилозоизм), а человека считал родившимся от животных другого вида. Анаксимандр полагал, что все в мире изменчиво и текуче. Во взглядах Анаксимандра сочетались мифологические и рационалистические воззрения. Учеником и последователем Анаксимандра был Анаксимен, который в качестве первовещества окружающего нас мира берет воздух – нечто среднее между водой и огнём; это духовная субстанция, как пар. Природа, лежащая в основе всего, едина и бесконечна, разрежаясь, она становится огнем, сгущаясь же - ветром, затем облаком, затем землею, потом камнями, прочее же возникает из них. И он также признает вечное движение, вследствие чего происходит изменение.
Милетская школа, таким образом, является материалистической и отчасти диалектической.
Выдающимся древнегреческим философом-материалистом и диалектиком был Гераклит из Эфеса. Основой всего Гераклит считал огонь. Огонь велик, вода презренна. Источником изменений он считал борьбу противоположностей. Как диалектик, Гераклит подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны. Он отмечал также относительность повсеместно употребляемых понятий. Признавал интуитивный характер познания. Для Гераклита чувства и разум в познании тесно связаны.
Элеаты (элейская школа) представлены Ксенофаном, Парменидом,Зеноном, Мелиссом. Первый из них был изгнанником и скитальцем, и его учение было направлено, в частности, против мифологического, религиозного представления о мире. Его воззрения по существу атеистичны, а богов он рассматривает как плод человеческой фантазии. Ксенофана можно считать предшественником элейской школы; подлинным основателем является Парменид, друг и ученик первого. Учение Парменида представляет собой первую попытку в древнегреческой философии изложить метафизическое понимание окружающего мира, природы. Впервые ввел понятие «бытие», считая, что его характерной чертой являются его неподвижность и неизменность, оно не обладает признаками рождения и уничтожения. Проводя различие между чувственным и рациональным познанием, Парменид считает, что разум имеет превосходство над чувствами.
Его основной труд – «О природе», философская поэма. Парменид первый заявил, что Земля шаровидна и лежит в середине вселенной. Бытие он тоже считал шаровидным, хотя это и противоречило его воззрению, что оно бесконечно и беспредельно. Любимым учеником Парменида был Зенон Элейский. Как и его учитель, Зенон подвергал критике чувственное познание и отстаивал позиции единства, целостности, материальности и неизменности сущего.
Атомизм. Основные принципы атомической философии были выдвинуты Левкиппом. Он признавал бесчисленные, постоянно движущиеся частицы – атомы, имеющие бесконечное множество форм. Однако его сочинения до нас не дошли. Известно, что он был учителем Демокрита, написавшего множество произведений.Согласно учению Левкиппа – Демокрита, в мире существуют только атомы и пустота. Они движутся в пустоте; из их сочетаний и комбинаций возникает все сущее в мире. Атомы неделимы и движутся благодаря соударениям. Демокрит – сторонник строгой необходимости. Он выступал против понятия случайности, т.к. считал ее попыткой людей скрыть свою неспособность найти многие причины явлений. В теории познания Демокрит выделяет познание темное и светлое (чувственное и разумное).
8. Философия софистов, Сократа и Платона.
Сократ Первоначально учился у софистов, из которых наиболее видными были Протагор и Горгий. Софисты были первыми платными учителями мудрости, в основном обучали риторике, красноречию. Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей», Горгий говорил, что ничего не существует, а если бы и существовало, то его нельзя было бы познать, а если и можно было бы познать, то это познание нельзя передать другому, т.е. объяснить. С «мудрствованием» софистов Сократ не согласился, разошелся с ними во взглядах и после Сократа само имя «софист» стало бранным. Кроме того, если софисты занимались не только проблемами человека, но и физикой, астрономией, математикой, то Сократ отверг всю натурфилософию, как излишнюю для человека. В центр своих философских интересов он поставил проблему субъекта – человека. Целью жизни Сократ считал самопознание, «воспитание людей». Он в беседах применял эвристический метод, названный им «майевтикой» («повивальное искусство»), позволяющей путем вопросов и ответов родить истину. Сократ отождествил добро и знание; зло, по его мнению, происходит от незнания, от путаницы между знанием и незнанием.
В послесократовский период действовали так называемые сократические школы, состоявшие из учеников и последователей Сократа. Наиболее известны мегарская, киническая, киренская школы. Основателем первой был Евклид из Мегары (не-математик). Принцип добра в его философии был абсолютизирован и превращен в самостоятельную сущность. Другую школу, киническую, основал Антисфен, считавший существующими лишь чувственно воспринимаемые вещи, т.е. только отдельные вещи. В центре его внимания проблемы этические. Но наиболее известным пропагандистом кинической философии был Диоген из Синопа. Его идеал – скромность в жизни, возврат к природе, отказ от почестей, политики и т.д. Все должно быть естественным.
Материалистическая и атеистическая ориентация была характерна для школы киренаиков, основателем которой был Аристипп из Кирены. Цель жизни, по Аристиппу, - приятные ощущения, т.е. удовольствия. Это и есть добро. Из киренаиков стал знаменитым также Феодор, прозванный Атеистом. Он видел счастье человека в хорошем настроении и отвергал каких бы то ни было богов в своем сочинении «О богах».
Платон (427-347 гг. до н.э.) – представитель афинской аристократии, ученик Сократа.
Теория идей Над миром чувственным существует мир сверхчувственного – мир идей, мир вечных норм, мир идеала. Идея обладает сверхчувственным бытием и поэтому постигается только разумом. Идея не может быть выражена в чувственном опыте, она существует сама по себе как общее для множественности чувственных предметов.
Теория познания (теория воспоминаний) Теория познания связана с учением о душе. Платон говорит, что знание возможно не для всякого: оно невозможно для всеведущего Бога и для невежды, непонимающего, что он не знает ничего. Знание возможно для того, кто между ними, для философа. Знание – это не ощущение, его нельзя получить эмпирическим путём. Истинное знание уже содержится в нас, так как всё знание едино. Платону принадлежит и теория идеального государства, в котором взаимодействуют три социальные группы: правители – философы, стратеги – воины, производители – земледельцы и ремесленники. У первых двух социальных группа (классов) – общая собственность, в том числе общие жены. Из реальных форм государства Платон рассматривает аристократию, тимократию, олигархию, демократию, тиранию.
9. Философия Аристотеля.
Аристотель основал философскую школу – Ликей (Лицей). Эту школу назвали перипатетической, а учеников – перипатетиками, т.к. Аристотель излагал свои взгляды во время прогулок по аллеям («перипатео» - «прогуливаюсь»). Он написал более 150 научных трудов и трактатов. Среди них – «Метафизика», «Физика», «Политика», «Риторика», «Поэтика», «Органон» и другие. Считал, что удивление есть начало философствования. Выступил с критикой положений Пифагора, Платона и ранних идеалистов. Основой бытия Аристотель считает первую материю – потенциальную предпосылку всего сущего. Материя – это четыре элемента (земля, вода, воздух, огонь); к ним Аристотель добавляет пятый («квинт-эссенцию») – эфир, который однако не представляет собой обособленный элемент, но входящий во все четыре и являющийся связующим звеном между ними. Материя взаимодействует с формой, и действительное бытие – это единство материи и формы. Аристотель учит о вечности движения. А источником его считает неподвижный первый двигатель (бог). Глубоко и всесторонне Аристотель исследует философские категории: пространство и время, возможность и действительность, сущность и явление и другие. Особое место отведено причинности. Аристотель различает четыре основных вида причин: материальную, формальную, активную (кинетическую) и причину целевую (кауза финалис). В учении о сознании Аристотель придерживается взгляда о том, что в человеке взаимодействуют душа и тело. Душа, как он считает, имеет три уровня: вегетативный (душа растений), эмоциональный (преобладающий у животных) и разумный, присущий лишь человеку. Познание Аристотель рассматривает как развивающийся процесс с такими уровнями, как ощущение, представление, опыт (усиленный памятью), искусство и наука (вершины познания). Человека Аристотель рассматривает как общественное существо («зоон политикон»). Естественной сущностью человека он считает жизнь в государстве. Рабовладение, по Аристотелю, также является естественным, люди в государстве не равны. Аристотель выделил три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших. Хорошие – это монархия, аристократия и полития. Дурные – это тирания (деформация монархии), олигархия (деформация аристократии) и демократия (деформация политеи). Много внимания Аристотель уделил морали. Он отверг взгляд Сократа на тождество знания и добра. Он показал, что соединить знания и зло вполне реально; Неоценим вклад Аристотеля в такие области человеческого знания, как логика (фактически он создал формальную логику), эстетика, риторика и др.
10. Философия эллинистическо-римской эпохи.
Философ эллинистического периода Эпикур к существенным свойствам атомов добавил тяжесть и способность отклоняться от прямой. По Эпикуру, в мире есть и необходимость, и свобода. И у человека есть возможность выбора. Душа – это тончайшая материя, особые атомы. Признавая главенство божественного разума, Эпикур утверждает, что богам нет дела до человеческого мира. Счастье человека – в его руках. Критерием истинности является не разум, а наши ощущения. Ошибка заключается в том, что мы не правильно судим об ощущениях. Эпикурейство провозглашает наслаждение как жизненную ценность. Эпикур призывает добиться наслаждения как постоянного состояния духа. Невозмутимость духа – атараксия. Нужно избегать приходящих чувственных наслаждений, нужно искать вечных наслаждений разума, духа. Для достижения невозмутимости духа нужно жить тихо, скрываясь от других.
Стоицизм (от слова «стоа» - «колоннада», «портик») возник в Греции в конце IV в. до н.э., однако одним из самых распространенных течений он становится в эллинистический, римский период. В центре их внимания – жизнь человека. Стоицизм – это философия долга. Яркие представители: Зенон, Сенека и Марк Аврелий. Сенека исходит из того, что все во вселенной подчинено власти строгой необходимости. Душа человека бессмертна. Высший этический принцип – «Живи в согласии с природой», «подчиняйся судьбе». Смысл жизни – в достижении абсолютного душевного спокойствия («атараксия»).Сенека ратует за умеренный образ жизни, моральное самосовершенствование, уход в себя и отказ от участия в политической, общественной жизни. Другой видный представитель позднего стоицизма – Эпиктет. По Эпиктету, в мире властвует мировой разум – логос (бог). Центральный мотив его философии – смирение с данной реальностью. Он за равенство людей, осуждает рабовладение, высоко ценит свободу, но последнюю ограничивает духовной свободой.К римским стоикам относится и император Марк Аврелий Антонин. Его идеи изложены в дневнике «К самому себе». Идеи эти пессимистичны, направлены на достижение добродетели.
После стоиков идет разложение античной философии. Получают распространение скептицизм, эклектицизм, неоплатонизм. Скептицизм является выразителем крайнего индивидуализма. Основатель – Пирон.
Основные положения: Подлинное знание невозможно→ равнодушное отношение к миру; Счастье состоит в невозмутимости духа, атараксии.