Многомерность человека и его бытия. Человек. Личность. Индивид. Индивидуальность.
Одной из самых насущных проблем научного знания выступала и выступает необходимость исследования природы и сущности человека. "Вечность этой проблемы не означает того, что наука не способна предложить никакой истины о человеке. Научная истина, – отмечает Б.С. Трибулев, – здесь достижима в той же степени, как и по отношению к другим предметам ценностно детерминированного знания. Но получить ее труднее, а самое главное – труднее доказать"
Человек – это творение природы, которое наименее известно самому себе в своей эмпирической данности и наиболее трудно уловимое в своей сущности. Для любого человека его собственное бытие является очевидным и несомненным фактом.
Несравненно более сложными являются и вопросы о природе, сущности, происхождении человека, о его предназначении, смысле жизни.
Мыслители различных эпох давали разные ответы на все эти вопросы, но единой точки зрения не выработано. Тем не менее, большинство исследователей сходятся в том, что человек – уникальное явление природы, чрезвычайно сложное в своих многообразных проявлениях. Еще Августин Аврелий писал, что "велика бездна сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца". В настоящее время не только в философии, но и в антропологии, физиологии, психологии, социологии, культурологи и других науках накоплено много знаний о самых разных сторонах человека и его бытии в этом мире.
Предпринимаемые же попытки постичь человека в его целостной многомерности пока далеки от своего завершения. Поэтому целью данной статьи обозначить и вскрыть содержание основных подходов на проблему многомерности феномена человека и выделить круги его бытия.
Обсуждение проблемы
Многомерность природы и сущности человека раскрывается через всю систему научного знания, которая отражает круги его бытия и в которой сегодня можно выделить три основных направления: натуралистическое, социологизаторское и экзистенциальное. Что же представляют собой эти концепции? В натуралистическом подходе раскрывается антропобиологический и психологический круги бытия человека. Здесь только затрагивается проблема становления социального круга бытия, но социальная сущность человека не вскрывается достаточно основательно. В этом подходе проблема природы и сущности человека раскрывается в двух основных аспектах: практическом и теоретическом. Практический аспект раскрывает многомерность человека через ярко выраженные и научно-обоснованные концепции антропологии, физиологии, биологии и психологии. В них человек раскрывается как антропобиопсихологическое природное явление. В науке этот подход реализуется прежде всего в биологизаторских подходах, рассматривающих человека по аналогии с другими сложными организмами, как продукт природного развития. Но при этом имеет место абсолютизирование естественных биологических начал в
человеке. Это можно обнаружить в концепциях социал-дарвинизма, социобиологии и др. Но в них не учитывается, что бытие человека в мире кардинально отличается от бытия других существ. Одной из важнейших особенностей человека, выделяющих его даже из высших животных является факт обладания сознанием, разумом.
Переход человека от инстинкта к мысли крайне сложен, но основу ему положила, – как считает И.Л. Андреев, – "разнородная информация о возможном месте и роли трансформации билатерально-симметричной структуры мозга в его функциональную (а затем и физиологическую) асимметрию в процессе антропосоциогенеза, … произошел качественный скачок в эволюционном развитии центральной нервной системы в связи с
новой структурой внешне-предметной и коммуникативной деятельности, обеспечивающей выживание вида". Но при билатеральной структуре деятельности мозга "работает, как правило, правое полушарие, "структура которого ориентирована на эмоционально-образное, наглядно-картинное отражение связей с внешним миром в настоящем времени, эволюционно обусловило "освобождение" левого полушария для его специализации на
вербально-понятийном, словесно-знаковым отражении действительности". Это обусловило переход от инстинкта к мысли и формированию мифологического сознания. Но это сознание актуализируется не в качестве абстрактной мысли, а как отраженный внешний, конкретный образ, в этом сознании превалирует большая образность воспроизведения, содержания памяти и воображения. Морфологическое сознание, как первый, изначальный тип мышления, формирующий человека как разумную субстанцию, характеризовалось тем, что не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, для него отсутствовало всякое представление о времени. В мифе слиты воедино мысль и действие, объект и субъект, знания и верования, нравы и нормы поведения. Сохранившаяся в таком виде целостность, синкретичность (нерасчлененность) сознания, были исторически необходимым способом духовного освоения древними людьми действительности.
Становление мифологического сознания характеризовало уже ту первую многомерность, которая отражало бытие двух структур в одном субстрате – биологической и зарождающейся социальной. Посредником между ними была деятельность. Деятельность складывалась как многогранное, основанное на зарождающемся сознании, целенаправленное социальное явление, которое в связи с разделением труда, стало отражать деятельную многомерность человека, а со становлением процесса исследования окружающего мира, своей сущности и своего места в этом мире, возникает теоретический аспект исследования многомерности человека.«Деятельность, – отмечает А.И. Осипов, – есть отражение целеполагающей разумной воли субъекта с объективными закономерностями природной и социальной реальности. Деятельность – сложная взаимосвязанная динамичная система элементов и взаимодействий разной природы. В ней можно выделить субъективную и объективную стороны».
Индивид (от лат. Individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греческого понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. Живое существо, особь, отд. Человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.
Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:
1. человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или
2. устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни.
Человек - совокупность всех общественных отношений.
1. Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;
2. натуралистическое (биологическое) понимание человека;
3. сущностное понимание человека;
4. целостное понимание человека.
Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществ. Условиями его функционирования и развития, с деятельность, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.