Вопрос 7.Софистика,её особенности, представители, их размышление о соц жизни чел и его добродетели(Протагор, Сократ).
Софистика-это форма просвещения населения в греции; взгляды философов на соц жизнь общ-ва.
Особенности:природа и общ-во развив по своим законам: Физис-законы природы (объективны, обязат для всех, гл закон-выживает сильный);Номос-зак общ-ва (разрабат законы людьми, они изменчивы, гл зак-процветает в жизни чел кот успешен в добродетеле).
Добродетель-рез-т длит-го процесса воспитания и образования. Мысли, слова, действия должны соответствовать друг другу.
Представители софистики:Протагор и Сократ-они интересуются проблемами чел и его поведением. «Чел –мера всех вещей»и опред добродеятельностью. Гл. добродеятель: справедливость. Понятие справедливости у всех разное и след-но мнение не совпадают.
Сократ-«Нравственное зло идёт от незнания». Благо-это добродеят но совершаемое с умом. Сущ много добродеятелей, и одна из них мудрость. Мудрости чел должен учиться только у себя:1.опред д/себя все необходимые добродеят; 2.отделить матер добродеят от духовных;3. Отделить знания от незнания. «Познай самого себя, и ты познаёшь все тайны мироздания», «Я знаю, что ничего не знаю»-надо отличать знания от незнания, знания получают в процессе диалога, они всегда относительны т.к. они меняются. Он первый обозначил проблему в своей философии. Его интересует внутренний духовный мир человека, то что объясняет поведение человека в жизни- воспитанность, сдержанность. Правила поведения в человеке формируются самим человеком. Человек-это существо разумное, разум способен дать знания, знания о правилах поведения. Быть добродетельным в жизни- это значит научится понимать другого человека, поставить себя на его место.
Сократа называют первым учителем европейского чел-ва, он обозначил грань по кот стали ценить чел.
Вопрос 8. Платон –основоположник идеалистического направления в античной философии.
Платон-428 г-347 г до н э- ученик Сократа.
Основ проблемы:
1.Учение об идеях;
2.уч о природе;
3.уч о душе и чел;
4.уч о гос-ве;
Уч о гос-ве
Мир имеет два уровня: 1)Мир возвышенных идей-идеи идеальны, вечны, вне времени и пространства, сущ сами по себе вне времени и пространства, вне разума, явл первоначалом мира.2)Мир материальных вещей- вещи материальны, познаются чувствами, изменчивы, сущ во времени и пространстве, вещи копии идей.
Уч о природе
Самая высшая идея это благо. Благо-бог. Идея бога создаёт смесь идеального и материального начала и распространяет её в пространстве и создаёт космос. Космос объединяет 4 стихии, он видимый, осязаемый, управляется мировой душой. Т.о мир двойственен и первоначалом явл идея, кот сущ сама по себе.
Уч о душе и чел
Чел-двойственное и противоречивое сущ-во. Душа и тело относятся к разным мирам и след-но идёт борьба. Задача души-управлять телом и подчиняться разуму. 3 уровня души:разум- верхний, сердце-средний, низ живота-средний. Душа бессмертна, она отражает сущность чел.
Уч о гос-ве
Гос-во необходимо д/совместного проживания. В гос-ве не д/б бедных и богатых, оно д/б справедливым. В справедливом гос-ве кажд чел занимает своё место по качествам души: правители-люди с мудрой душой, защитники-люди со смелой душой, труженики-люди с вожделённой душой.
Билет 9. Философия Аристотеля, основные проблемы, их суть и значение.
Аристотель(384 – 322 до н.э.) – был первым критиком философии Платона и его учеником.
Осн проблемы:
1)критика идей платона;
2)уч о природе;
3)уч о логике;
4)уч о этике;
5)уч о гос-ве;
«Платон мне друг, но истина дороже» - не согласился с его учением об идеях. Идеи платона сущ вне разума, а это невозможно, т.к. идеи это мысли. Идеи у платона это сущьность, он разорвал 2 понятия идея и вещи. Сущьность всегда находится в самой вещи, она проявляется через форму вещей. След-но, форма раскрывает свойства вещи, ее качества и назначения.
Уч о логике
Идея это мысли кот чел озвучивает словами. Мыслить надо логично, последовательно, мысли вытекают друг из друга, надо каждую мысль доводить до конца. Мысли надо выражать грамотно, правильными словами и понятиями. Т.О. логика-учение о правилах мыслит деятельности. Логика Аристотеля назыв формальной. Дальнейшее развитие логика получила в нем фил у гегеля. Аристотель разработал систему фил терминов:сущьность-явление, форма-содержание, кач-во-кол-во, возможность-действительность.
Уч об этике.
Нравственность человека проявляется только в отношениях с другими людьми.
Быть нравственным – это значит во всем надо найти золотую середину и не кидаться в крайности. (Скупость – щедрость – расточительство).
Проблема этики – быть добродетельным, благоразумным.
Уч о природе
Мир материален, состоит из материи и ее разных состояний. Материя вечна, неуничтожима, несотворима, и след-но мир одно целое. Материя бывает в форме и без формы. Бытие=материя+форма. Задача фил раскрыть причины движения материальной природы. Движение начинается с изменения формы. Причины: материальная-из чего сделана вещь; формальная-какую форму имеет вещь; действующая-кто сделал вещь; целевая-для чего сделана вещь.
Уч о гос-ве.
Человек – это политическое животное, то есть общественное существо. Следовательно, он должен учиться отношениям друг с другом. Человек нуждается в государстве, потому что ему нужны взаимопомощь и взаимовыручка. В кажд гос-ве 3 сословия: люди с большим достатком, низким, и средним. Править должны люди со средним достатком т.к. их большинство.
Его идеальное государство – это правильное и неправильное гос-во, где действует закон, перед которым все равны. Вывод: Античная фил заложила основы европейск культуры и философии. Фил-я Аристотеля вызвала большой интерес в общественном сознании, поэтому все стремились к чтению его трудов, что не нравилось церкви, так как в его философии нет ничего о боге. Философия Аристотеля завершила классический этап в развитии античной философии.