Становление иррационалистической традиции в неклассической фил: Кьеркегор.
Иррационализм- фил учение, настаивающее на ограниченной познавательной способности разума, мышления и предлагающее основным видом познания интуицию, чувства, инстинкт. Кьеркегор.Мышление никогда не может постигнуть дейс-ть. Мышление абстрактно, существование конкретно. Фил должна изучать внутренний духовный мир личности. 3 стадии развития личности: 1) эстетическая, 2) этическая, 3) религиозная.
Иррационалистическая фил:Ницше.
Иррационализм- фил учение, настаивающее на ограниченной познавательной способности разума, мышления и предлагающее основным видом познания интуицию, чувства, инстинкт. Ницше. Философия жизни. Основа жизни – это воля к власти – основа и движущая сила мирового процесса. Воля к власти это инстинктивное иррациональное начало человека. Жизнь – борьба всех против всех. Побеждает сильнейший. Мир непознаваем.Аппарат познания чела не предназначено для познания а для овладения вещами в целях биологического выживания и укрепления воли к власти. Все научные понятия – иллюзии, ложь. Существует природное неравенство людей: раса господ, раса рабов. Отвергал принцип демократии и исторического процесса, не приемлет христ религию и традиц мораль, т.к. традиц мораль размягчает и расслабляет волю к власти. Отрицает ценности: совесть, доброта, сострадание. Проповедует образ сверхчеловека.
43.Исторические условия возникновения марксизма.
Условия возникн:1)Становление буржуазии и пролетар, 2) обострение противоречий м/у классами, появл соц, 3) безработица, 4) открытия, фиксир историчность природы( клеточное строение, ЗСЭ, биолог эволюция),5) прообраз профсоюзов(черкизм).
Диалектический материализм
Диалект материализм: Материя первична, сознание вторично. Атрибуты материи: бескон, вечн, неуничтожимость, движение, структ многообразие, сущ в пр-ве и времени. Движение имеет абсолютный характер. Формы сущ материи: простр и время. Сознание – отражение объект реальности, имеет соц прир. Идеальное – продукт сознания. Материя познаваема, на каждом ист этапе её познаваемость ограничена. Основа познания – практ д-ть. 2 этапа познания: чувств и рацион. Истина – соответствие знания явлениям и отношениям объективного мира. Развитие универсально. Источник развития – противоречие. Принципы диалектики: 1) развития, 2) материальн единства мира, 3) всеобщей связи и взаимозав-ти, 4) ед-ва истор и логич-ого, 5) восхождения от абстр к конктретному, 6) всесторонность и объективн исследования. Маркс фил применяет з-ны и принц диалектики на материалист основе.
45.Теория общественного развития марксистской фил.
Теория обществ развития. Движущая сила развития об-ва – взаимод-ие производительный сил(люди+средства пр-ва) и производств отн-й(отнош собств-ти). Об-во – система обществ отношений. Обществ отнош – д-ть чела. Д-ть – сод-ие процесса. Отношение – форма, в кот протекает процесс. Д-ть и отношения делятся на матер(эк отн-ия) и идеолог(полит, правовые, нравств, религ, эстетич). Общ-экон формации(по способу произв-ва):1) первобытнообщинн, 2) рабовладельч, 3) феод, 4) кап, 5) коммун(1й этап социализм).
46.Сущность и исторические формы позитивистской фил.
Позитивизм.19в Основатель Огюст Конт. Наука должна отвечать на вопрос: «как?». Принципы: описательный и экономии (дэстриптивным(описательный пр)).П-это то,что коренным образом отлич от научного и фил знания,притиндующий на статус объяснения.Вся предшеств фил-метофизика 1позитивизм. Спенсер и дюргель-основатели органич шк в соц,которая рассмотр общ по аналогии с органикой(никогда не утверждали,что общ тождественно от организма). Фил должна обобщить и систематиз научные знания, формир наиболее общие законы.Различ между общ и орг,по мн Спенсера,более сущ чем их сходства.Выдел 3с-мы инстит:поддерж-е;распред-е;регулир-е.При дет анализе-6типов:домашние,обрядовые,полит,церковные,профессиональные,промышл.Развит общ объясн законами:1)перехода от однородного к разнордному;2)от однообраз к разному;3)закон неустойчивости однород и однообраз.
Фил эмпириокритицизма.
Эмпириокритицизм. Анри Поанкоре,Пет Соль,Зрнест Маг.Э М берёт 2 принципа Конте но дополняет 2.чем проще высказ,тем оно истеннее.
Исключ причинность.Наука основ-ся на наблюд.Эл мира-это ощущение,сущ без конкретного сбъекта.усиливается роль конвенции в науке,которая явл средством опред исход понятий.Материя не тождеств вещ,она расподается на вещество и поле,а следоват потеря массыознач,что она переходит в поле.
48..Неопозитивизм(1. логич позитивизм 2. фил анализа). 1920е. ощущ не явл субъектив основой мира,а есть только материя познания,которым можно монипулировть. Фил должна изгнать из науки рассуждения, построить идеальные логические модели рассуждения.В течении вр они приходят к признанию плюрализма,а следоват признаютплюрал реал-ти.В итоге весь процесс познания они сводят к анализу имеющ конструкцый науч зн и отрывают сам процесс познания от объекта познания. Принципы: 1) верификация, 2) фальсификация. Главн задача в анализе предметного языка. Из языка устранить филос моменты.
49Постпозитивизм. 1950г. Снижение интереса, проблема формальной логики. Интересует не научн знание, а его развитие. Поппер: выдвинуть множ-во гипотез, опровергать их пока не останется 1 – ст-ся рабочей.
Фил экзистенциализма.
Экзистенциализм.с1920г. В Германии, Фр, ЗЕ. Различают религиозный(Ясперс) и светский(Хайдеггер, Сартр). Центр полож – чел с крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Защищает гуманизм. Проблема места и роли чела. Э – фил утешения. Э может научить людей сохранить свободу, находясь в одиночестве и страхе. Индивид чела нельзя опис наукой. Суть чела раскрыв при выборе. Страх м приоткрыть сущность чела. Экзюпери.
51.Психоанализ. Фрейд метод ассоциаций. Ассоц – исключение сознания. Чел склонен к агрессии. Содержание бессознания переносится на сознание. Сод-е сознания переходит в др формы, допустимые об-вом. 3 уровня психики: бессозн(оно), сознат(я), коллект созн(сверх-я). Сублимация-переключ энергии на высшие цели. Фромм -гуманист модель психоанализа, основ на любви. В основе всякой любви лежит карыстный момент. Самая чистая любовь – отцовская.