Проблема отнош веры и разума
Главные темы: Бог, чел, мир, отношения между ними. Условия: 1) падение общей образ-ти, 2) уст натур хоз-ва, 3) формир системы вассальной зав-ти, 4) диктатура церкви. Очагами сохранения науки и ис-ва ст-ся монастыри.Отнош знания и веры: 1) знание и вера – антиподы(вера не нуждается в знании). 2) знание и вера могут сосущ т.к. имеют разные источники. Знание опир на разум, вера на откровение. 3) Знание и вера должны обьед-ся и обосн богословские концепции: а) «верую чтобы понимать» А.Б., б) «понимаю чтобы верить.» в) «нет веры, без знания и знания без веры.»
Патристика
В период борьбы христ с политеизмом возникают сочинения апологетов – защитников христ. Эти соч носят пропаганд дискус хар-р, очерчивают круг проблем, к-е становятся главн в средневек Стремились док-ть, что христ выдвигает ?? кот ставила антич фил, но даёт на них более соверш ответ. Системное решение этих проблем берёт на себя патристика- соч, в кот решаются проблемы(1. Бога и док-ва его бытия, 2. бытия чела и целях его бытия, 3. соотнош веры и разума, 4. проблема универсалей).
Фил идаи А.Блаженного
Августин Блаженный(354-430гг).- 1й отец церкви, кот занимался фил??. Бог есть высшее бытие, в Боге нах-ся вечн неизм идеи, кот обуславливают мировой порядок. Бог творит мир по своей доброй воле. Мир разнообр. Лестница сущ-в. Особое место заним чел(наделён душой и телесн прир). Душа нематер, бессмерт и свободна(атриб Бога). Церковь – посредник м/у небом и грешным земным миром. Она есть отражение небесного мира, но т.к. она сущ на земле, где зло и насилие, она не свободна от земных грехов.
Схоластика,
Схоластика-наука и фил религиозно оформленная, кот преподаётся развивается в сист религ образа. 9-15в. Стремилась рац обосновать и системат христ вероучение. Для этого широко исп идеи античной фил-и. В развитии выделяют 3 подпериода: а) ранняя 9-12в, б) расцвет 13в, в) закат 14-15в. Проблематика: соотнош знания и веры, сущности и существования, природа универсалей.
28.Споры об универсалиях: реализм(универсалии сущ реально), номинализм(реально сущ един вещи,
общее- в сознании чела- имена вещей), концептуализм(общее сущ после един вещей как умственное обобщение признаков).
29.Фома Аквинский. Фил и религия отлич по методу достиж истины. Но в итоге истина принципиалньно одинаковая(источник Бог). Бог – перво- двигатель, -причина, -необходимость, -руководитель, абсолютное совершенство. Индивидуальность чела – единство души и тела. Душа нематериальна и бессмертна. Душа разная. Единство души тела. Чел общ-ое существо. Дал классификацию законов: 1.вечные – обеспеч миропорядок, 2. естествен, 3. человеческие, 4. божественные- смысл жизни. Познание начинается с чувственного опыта.
Фил эпохи Возр
Специфика:1. Антропоцентризм(чел – центр и высшая цель мироздания), 2. Гуманизм(учение, признающее самоценность личности в мире. Право чела на свободное развитие и проявление своей способн). 3. Пантеизм(учение обожествляющее мир). 4.Чел –творческая личность.Круг проблем: Эстетический аспект.
32.Гуманизм и прабл…
Период В характ : преодоление натур способа ведения хоз-ва, расширение культ и эк связей м/у регионами Европы, развивается книгопечатание, ВГО.1) ломалась дух диктатура церкви, 2) церковь уходит на второй план(светская жизнь). 3) Внутри христ формир реформ движения оппозиционные Ватикану. 4) Формир интеллигенция(слой не связан с церковью). 5). Гуманизм – светская нецерковная образованность(в его основе лежит двойственное понимание чел. Т.к. у чел 2 предназнач,то у него и 2 блаженства.При этом чел несёт свою личную ответств за линию жизни,кат он выбир.Г конкр иторичен.Г Спартии иСр Европы не совпадают с совр.). 6) Об-во обращается к античности. Фил преобр антисхоластический хар-р. Вэтот период берёт начало развитие нового западного понимания чел личн.Личность,отмеченная индивидуализмом,светскостью,силой воли,многообразием интересов и устремлений,вскоре начала утверждаться во всей Европе,закладывая основы современного общ.
Натурфил и понтеизм В
Появ-ся натурфилософия и пантеизм(Бог растворён в природе).Николай Кузанский, Джордано Бруно. Противоположности совпадают в Боге. Мир познаваем. Три ступени познания: ощущение, рассудок и разум.
Макиавелли. Цель оправдывает средства. В основе д-ти чела лежат его эгоистич и материальн интересы. Нужно отделить церковь от гос-ва. При этом мораль выводится из политики.
Леонардо да Винчи. Считал что наука должна приносить пользу для чела. Доказывает что ис-вом познаётся мир. Для этого используется образ.
Галилео Галилей. Атомизм. Вселенная бесконечна. Чел имеет двоякую природу(смертен и бессмертен).
33. эмпиризма и рационализма и её развитие в фил Нового времени
Новое время к16-к18 веков. Бурж выд-ся из 3 сословия и стан господств классом. Период бурж рев. Религия оконч теряет господств полож, но сохр в обыденном сознании. Увеличение власти закл в получении новых знаний.
Рационализм(Рене Декарт, Платон, Демокрит,Аврелий,Кант,Спиноза,Сократ и др.)- Фил направл абсолютизирующее возможности разума и недооценив возможность чувств познания мира. Учение имеет 2 ветви: 1)онтологическая;2)гносиология. Эмпиризм(Бэкон,Гоббс,Локк и др).-фил направл абсолютизир возможности чувственного опытного знания и недооценивающее возможности теоретического познания.Они считали, что нет ничего в разуме,чего до этого не было в опыте.Это направл получило шир распростр в Англии(17-18вв), Германии, США.
Френсис Бэкон..
Бэкон.Эмпиризм(чувственный опыт). Высшая задача познания- завоевание природы и усоверш чел жизни. «Знание – сила.» Оптимальный метод познания – индукция(от частного к общему). Выделяет 4 идола: Идолы рода(мышление по аналогии). Идолы пещеры(Следствие материальн интересов. Судят по тому что видно из пещеры). Идолы площади(Заблуждение в рез-те общения при помощи слов.) Идолы театра(заблужд возникающ вследств авиторитетов). Систематизатор идей Бэкона Томас Гоббс. Мышление неотделимо от материи. Естеств сост чела война против всех(Гоббс). Естеств сост чела – безмятежность гармония(Локк).
35.Рац Декарт
Декарт. Рационализм(разум). Цель познания – усоверш чел природы. Два первоначала: дух и матер субстанция. В кач-ве истинной субстанции – Бог. Единственным источником истинных знаний яв-ся разум. «Мыслю – следовательно существ». В основу истнного метода положил истину и дедукцию(от общего к частному).
Фил Лейбница.
Пытается соед теор и практ.Он разрабатывает насосы для серебренных рудников.Наука призвана улучшать земледелие,промышл,торговлю.Критикует учение де Карта о субстанции,и считает,что де Карт,сводя матер-ть к движ,не даёт возможности выводить из этой субстанции физ св-ва.Субстанц дезчисл множ.По его мн все вещи обладают некой идеальной силой,не собладающ с их телесным бытиём-монада.Каждая вещ облад вещ-ом и идеальным не тел бытием.Все монады самст-ны,самодея-ры,связ между собой,в своём содерж каждая отраж весь мировой строй монад.Л показ,что движ вечно,измен в одной необрат фиксир др-ми.М не вещ-на,есть её вещ-ое оформление.Развит всеобщее.нет момента появл и уничтож.Есть процесс измен формюВ основ развит леж внутр измен монады,а в основ измен монады лежит сила предстевл.Каждая м представл в своём содерж весь строй м.Они развив от смут представл к отчётл.
37. Фил Иммануила Канта(докр)
Кант. Выделяют докритический и критический период. Докритический период: естественнонаучн направл и материализм. Гипотеза о происхождении солн сист из газопылевой туманности. Идея о замедлении вращения Земли вследствие притяжения Луны. Идея естественного происх человеч рас.
Фил Иммануила Канта(кр)
Критический: в познании принимают участи чувство и разум. Всякое познание начинается с чувственного ощущения, восприятия, переходит к рассудку и завершается разумом. Разум – генератор идей: 1)Психологическая идея или идея о душе. 2)Космологическая или идея о мире как единстве. 3) Теологическая идея или идея о Боге как безусловной причине всего сущего. Кант различал «мир вещей в себе» и «мир явлений». «Вещи в себе не познаваемы».На уровне рассудка априорным знанием яв-ся категория: кол-во, кач-во, отнош, модальность. Поступай так, чтобы правило твоего поведение могло бы стать правилом поведения для всех. Разграничивает нравственную и физическую сторону поступка.
39.Гегель.Исходное понятие – абсолютная идея – чистая мысль, абстракция содержащая в себе в неразвёрнутом виде все знания о мире. Мировое развитие – развитие духа, абсолютной идеи. 3 этапа развития: 1) логика. 2) фил природы. 3) фил духа: а) субъективный дух – знание субъекта не выходящее за границу индивидуального опыта, б) объективный дух – чел-й родовой разум. Получивший выражение в организации общ-й жизни, в) абсолютный дух – дух свободы, стремящийся познать себя. Диалектика – фил учение о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления.
40.Фейербах. По началу последователь Гегеля. Становится на принцип материализма. Вместо абстрактной идеи надо брать чела. Материальное сводится к физическому. Чел – исходная точка и конечная цель фил. Практическая д-ть сводится к матер-физиолог д-ти. Чел в об-ве взаимосвязан с др людьми. У Фейербаха всё сводится к половой активности.