Идея вечного возвращения и сверхчеловека
Выход из вечного возвращения – это воля к власти. «Жизнь стремиться к максимальному чувству власти».
Идея сверхчеловека объясняется в работе «Так говорил Заратустра». Сверхчеловек – качественно новая ступень развития человека, т. к. человек представляет собой мост или переходное состояние между обезьяной и сверхчеловеком. Сверхчеловек – то, чем должен быть человек.
«Так говорил Заратустра» - книга для всех и ни для кого. Для всех – потому что в ней изложены библейские заповеди, т. е. каждый обязан их прочитать. Ни для кого – потому что, как считает Ницше, те истины, которые изложены в этой книге, не доступны для людей, а только для сверхчеловека.
В центре внимания Вильгельма Дильтея находится духовный мир человека. Он оперирует такими категориями, как:
Переживание – опыт, позволяющий проникнуть в глубину тайны жизни, в ее главное ядро, туда, где рождаются формы культуры. Переживание включает в себя почти все содержимое сознания, т. е. чувства и волю.
Выражения - язык, жесты, мимика, восклицания.
Понимание – процесс, который не позволяет постичь процесс переживания.
Дильтей является основоположником современной герменевтики – учения о понимании текста.
Творчество Георга Зиммеля подразделяют на три периода:
I период – натуралистический (под влиянием идей прагматизма, социалдарвинизма, теории эволюции Спенсера);
II период – неокантианский (ценности и культура);
III период – разработка философии жизни.
Зиммель понимает жизнь как процесс творческого становления. Эту жизнь невозможно понять рациональными методами. Выделяет два аспекта жизни:
1. Жизнь как движение к «более жизни».
2. Жизнь как переход в высшее состояние «более-чем-жизнь» (на уровне духа).
«Жизнь есть единый поток».
36. ИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ— течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Л. Клагес, Т. Лессинг, X. Ортега-и-Гасет и др. Ф.ж. возникла как реакция на неокантианство и позитивизм и пыталась вместо абстрактных и неопределенных понятий «материя», «бытие», «дух» и т.п. найти фундаментальную, первичную основу всего сущего. Различают биологический и историцистский варианты Ф.ж. Первый наиболее ярко представлен Ницше и Бергсоном, второй — Дильтеем и Шпенглером. Жизнь, согласно Бергсону, подобна взлетающей ракете, сгоревшие остатки которой падают вниз, образуя материю. Жизнь — космическая сила, «жизненный порыв», ведущий эволюцию, побуждающий к творчеству, порыв, никогда не воплощающийся окончательно ни в каких делах и свершениях, чистая длительность, постоянная изменчивость. Выражением чистой длительности в человеке является сознание как поток переживаний, внутренняя жизнь, где нет неподвижного окоченелого субстрата, нет различных состояний, которые проходили бы по нему, как актеры по сцене, а есть просто непрерывная, неделимая мелодия, которая тянется от начала и до конца нашего сознательного существования, никогда не повторяясь и постоянно изменяясь от каждого нового впечатления, как музыка от каждой новой присоединенной ноты. Поскольку мы живем больше в пространстве, нежели во времени, больше во внешней действительности, чем во внутреннем переживании, то весь мир является для нас разделенным на застывшие объекты, предметы и внешние отношения, и мы не замечаем, что они длятся, переходят друг в друга, что они текучи и динамичны.
37. Позитивизм –философ направлен кот возникло в 30е годы 19в, основной предмет исследован:научное знание, его логика и методология. Основн положен позитивизма: 1) Философ знан должно быть точным и достоверным 2) Ф-фия должна исследов факты, а не их причины и избегать оценочного подхода. ЭТАПЫ РАЗВИ_ИЯ:1) Класс-ий(1830-конец 19в Представить: Конт, Спенсер2) Эмпириокретецизм(монизм) (конеч 19 нач 20в) Представить: Мах, Авенариус. 3) Неопозитивизм91920-конец 1950) Представить: карнаг, Шлик, РАССЕЛ, Вингенштейн. 4) Пост позитивизм(1960- настр вр) Кун, Поппер, Фейефбенд
Кант сформулиров 2 закона: 1) Закон 3х стадий 2) Закон классификац наук. Закон 3-х стадий содерж идею о том, что развития чел, общ-ва и науки, происходит 3 стадии: Теологи-кую, метофизи-ку, Позитивную. Каждая наука диситична ловека.проходит эти стадии самост-но и одна наука явл основам для\\\\\ Эмпириокретецизм(монизм)-Эркст Мах, Рихард Овенариус в конце 19нач 20в возник кризис в физике. Монихм объявил объяснить часть науки не научной, что бы преодалеть этот кризис. Мах видел задачу науки в опис и классификац фактов, это чувства, опыт человека. Вещь внешн мира-это комплекс ощущен, а то что вызывает эти комплексы нам не доступно. Следовательно понять материал атом, субстанция не научн понятия.
38. Неопозитивизм-Шлик, Рассел, Вингенштейн, Карнап. Главная идея неопозитив анализ языка науки.философ сужден лишены научн смысла. Неопозитивизм исп понятия: Верефикация-проверка истинности предлож науки на практике. Физикализм-объедин всех наук на основе языка математич физики. Конвенционализм-философ направлен согл котор, характер понятий, определен, гипотез основ на соглашении ученых.
39. Постпозитивизм- Поопер, Кун. Постпозитивисты перешли от ориентац на логику науки к истории науки. В постпозитивизм-главн проблемой станов развитие научн знания. Поппер-вводит принцып фальсификации.
40. Идеи Б.Рассела и Л.Витгенштейна как основоположников аналитической философии.Б. РасселБертран Рассел руководствовался тремя идеями:
здравая философия является логикой, ибо она начинается с объяснения предложений того, что может быть истинным и ложным, а это – задача логики;знание наиболее достоверным образом дано нам непосредственно, прежде всего в чувственных данных;
использовал свой вариант приема, называемого им «бритвой Оккама»: предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределенных в терминах чего-либо еще.Для Рассела философия совпадает с найкой, не имеющей ничего общего со старой одурманивающей метафизикой. Л. Витгенштейн
Людвиг Витгенштейн более настойчиво концентрирует свой внимание на языке. Мысль выражается в языке,а значит именно язык есть граница мышления.Есть только один мир – мир фактов. Предложение – картина мира. Они имеют с последним одну и ту же логическую форму. Если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений.Таким образом, то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать, т.к. мистическое нельзя выразить ясно в логическом смысле.Философия не может состоять из научных предложения, т.к. в отличие от науки она не имеет доступ к фактам, следовательно философские предложения не истины и не ложны: они бессмысленны.Цель философии – логическое прояснение мыслей. Поэтому философия – это не учение, а деятельность; путь к науки.Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее:(a) Определенный стиль философского мышления, способ философствования[1][2], ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики, анализа языка и привлечением результатов естественных наук[3][4].(b) Определенные философские исследования начала XX века. В частности, работы представителей логического позитивизма. В этом смысле аналитическая философия определяется довольно узко. Такое определение отвергается многими современными философами-аналитиками