Движение и развитие. Диалектика как принцип мышления и учение о развитии.
Из философской идеи активности и самодостаточности субстанции вытекает проблема атрибутивности мира. Понятие атрибут фиксирует необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Важнейшим атрибутом материи в одних философских системах является движение; в других - пространственно - временная протяженность; в третьих - мышление, в четвертых - непроницаемость, в пятых - оформленность и т.д. В любом случае проблемы движения не избежать в мире, где ставшесть(назовите ее материальностью) соседствует с изменением. Как их соединить? Этот вопрос мучил философов со времен Парменида и Зенона. А ответ? Неудивительно, что возникли концепции, отождествляющие материю и движение (энергию) - энергетизм, а движение с духовным началом - энергетический спиритуализм. Были и такие теории, которые «ничтоже сумнящеся», просто зачеркивали одно из явлений: или движение как иллюзию (Парменид), или ставшее, как тоже иллюзию (Будда). Проблема же остается. Прежде чем говорить о многообразии форм движения материального мира, необходимо выявить содержание понятия «движение». Под движением нужно понимать всякое изменение. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение физического мира, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми, и мышление. Мир не может существовать вне движения. Бытие и есть движение. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип движения. При его уничтожении объект распадается и переходит в другой объект, который, в свою очередь, характеризуется определенным набором форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще миру в целом и его отдельным фрагментам в частности. Оно также абсолютно, как абсолютен и мир.
Правомерно говорить о двух типах движения. Первый тип движения - это движение, когда сохраняется качество предмета. Кроме него существует движение, ведущее к изменению качественного состояния предмета. Это может быть распад предмета на составляющие его элементы. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему. Процессы, связанные с преобразованием качества, с возникновением новых качеств, которые как бы развертывают потенциальные состояния, скрытые в предметах, характеризуются как развитие.
Можно выделить две разновидности развития. Первая разновидность - это процессы превращений, не выходящих за рамки соответствующего вида материй, определенного уровня организации. Ярким примером первой разновидности развития является эволюция звезд. Вторая связана с переходом от одного уровня к другому. Переход от неорганической природы к органической, становление человека и его общественной жизни - все это развития, сопровождающего усложнением структурной организации.
Анализ особенностей развития (самодвижения) сложных систем позволяет сделать следующий вывод. Изменение организации связано либо с уложением систем (прогресс), либо с уменьшением многообразия элементов материальных систем (регресса), либо с их перестройкой без увеличения и уменьшения многообразия (одноплоскостное развитие). Мир бесконечен в своих проявлениях, а бесконечное не может иметь большее или меньшее разнообразие, оно всегда бесконечно многообразно.
Многообразие видов движения получает единство через такие всеобщие формы, как пространство и время. В пространстве фиксируется синхронное взаимодействие элементов структуры и структур между собой, образующих системы, макросистем и мега-систему. Во времени фиксируется диахронное изменение системы, их развитие и разрушение.
Диалекгику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.
Принципы диалектики
___С примерами диалектического мышления мы уже знакомы по изложению в историко-философском разделе учебника идей Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей. Обобщенно совокупность разработанных ими принципов диалектики может быть представлена в следующем перечне:
• всеобщая взаимосвязь всех явлений;
• всеобщность движения и развития;
• источник развития — становление и разрешение противоречий;
• взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;
• развитие через отрицание;
• отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития;
• противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.