Интерес к проблеме человека в творчестве софистов и Сократа. Сократовский переворот в философии.
"Софист" - это позитивный термин, означает "мудрый", искушенный,
эксперт знания. Однако, в контексте полемики Платона и Аристотеля терминприобретает негативный смысл, становится обозначением теоретическойнесостоятельности философского познания. В то же время, если иметь в видусквозную логику историко-философской традиции, то движение софистов неменее необходимо, чем явление Сократа или Платона.
Софистика в качестве историко-философского феномена существенна каксмещение эпицентра философской рефлексии с проблематики физиса и космоса напроблематику человеческого бытия. Темы софистики: этика, политика,риторика, искусство, язык, религия, воспитание - одним словом, культура и
существование человека в ней. Таким образом, софисты открыли
"гуманистический период в истории философии". Основные черты движениясофистов: поиск последователей, поскольку исследование истины равнозначноее распространению; демократизм: добродетель основана на знании, а не напроисхождении; знание - ремесло, а потому оправданно взимание платы заобучение; универсальность мировоззрения: софисты стали провозвестниками
панэллинистического начала, в некотором смысле, первыми античными
космополитами; неограниченная вера в разум: движение софистов имеет такойже статус, как и позднейшее Просвещение; индивидуализм: софисты непредставляли единого сообщества и жизнь каждого из них, в этом смысле,
очно соответствует философскому кредо: полагаться только на свои
собственные силы. Базовое положение движения софистов можно определитьмаксимой Протагора (480-410): "Человек есть мера всем вещам – существованиюсуществующих и не существованию несуществующих" Этовыражение со временем стало программным тезисом западного релятивизма,абсолютизировавшего принцип относительности истин знания. "Мера" для
Протагора - некая "норма суждения", "вещи" - факты и опыт в целом. Иначе,норма суждения о фактах и человеческом опыте в целом заключена в самомчеловеке. Истину ото лжи, бытие от небытия может отличить только самчеловек.
Имя Сократа(470/469-399) связывают со столь радикальными изменениямив античной культуре, что можно полагать сократическую философию настоящейдуховной революцией. В своих изысканиях Сократ, в отличие от философовфизиса, концентрируется на проблематике человека, понимая при этом человека
не как природное существо, обладающее автономией существования, а имея ввиду человека познающего, находящегося в состоянии познания. Сократизменяет саму направленность интеллектуальных поисков. Он ставит и решаетвопрос: "В чем природа и последняя реальность человека, что есть сущностьчеловека?" При этом, Сократ приходит к ответу: человек - это его душа, но с
того момента, как душа становится действительно человеческой, зрелой,способной быть отличием человека от других существ. "Душа" - это разум,мыслящая активность, нравственное поведение. Душа в данном понимании -философское открытие Сократа. Это открытие конституировало моральную и
интеллектуальную традицию в культуре Запада. О значении Сократа в греко-европейской культуре и о содержательной стороне его философского методаВ.Виндельбанд писал следующее: "Его деятельность не была направлена ни на
сообщение другим своих познаний, ни на формальную только выправку, а наискание сообща истины; и в основе ее лежало убеждение, что существует
некоторая норма, стоящая выше индивидуальных особенностей. Вследствие этогоего деятельность необходимо выливалась в форму диалога, беседы, в которой,
посредством взаимной критики и обмена мыслей, должно было быть найдено то,что, все обязаны признать. В то время как софисты изучали психологический
механизм, вырабатывавший личные мнения, Сократ верил в такой закон разума,который определяет истину. Он постоянно побуждал своих сограждан к тому,чтобы они помогали ему в этих его поисках. В этом смысле надо понимать ипризнание им своего незнания, ибо при этом он выставляет на вид своюотдаленность от идеала мудрости... Но он требует такого же самопознания иот других, потому что ничто так не вредит истинному знанию, как мнимое,
кажущееся знание, порожденное в массе голов софистическим полу
образованием. В силу этого в своих беседах он со своей неумолимой логикойразлагает те мнения, за которыми вначале обращается к собеседнику; в этом-то превосходном умении владеть диалектикой и состоит ирония Сократа. Цельюнаучной работы он считал "понятие" (при этом техническое выражение понятия- логос (слово)), противопоставляя его единичным представлениям, получаемым
нами через посредство индивидуального восприятия...
Та область, к которой Сократ применял свой метод индуктивного
определения понятий, касалась, главным образом, как и у софистов, вопросовчеловеческой жизни. Ибо, так как в основе все его поиски за состоящей изпонятий истиной вытекали из силы его нравственных убеждений, то и наука, вконце концов, отождествлялась у него с нравственнымсамоусовершенствованием. Общеобязательная истина, которую ему было нужнонайти посредством рассуждения, заключалась в ясности и твердостинравственного сознания. В этом исключительно этическом направлении Сократ,однако, следует одному психологическому основному положению, особенно ясновыразившему рационалистический характер всей эпохи Просвещения: это -положение о тождестве добродетели и знания...
Философия, как понимал ее Сократ, есть размышление разумного
человека об общеобязательном законе добра. Познание стало в его глазахобладанием нравственностью, а отыскание знания сообща - особенным этическимотношением между людьми, отношением взаимного пополнения и помощи, котороеон обозначал именем любви"