Философия античной Греции: периоды, основные школы и представители.
Античный мир – эпоха греко-римской классической древности.
Античная философия – это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.
Античная философия развивалась неизолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия.
Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:
– натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе – милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);
– гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
– классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
– период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей – эпикурейцы, стоики, скептики);
– неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты античной философии:
1) античная философия синкретична – характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;
2) античная философия космоцентрична – она охватывает весь Космос вместе с миром человека;
3) античная философия пантеистична – она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;
4) античная философия почти не знает законов – она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;
5) античная философия имеет свою этику – этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;
6) античная философия функциональна – она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.
Основные имена античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.
Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.
В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.
В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель.
Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.
По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.
Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.
7.Натурфилософия досократиков. Проблема субстанции и варианты её решения.
Предфилософия. Идеологических основ для свободного мышления не было. Впервые античная философия возникла в ионии (средиземноморье). Досократики (Демокрит, Анаксагор). Для них было характерным изучение внешнего мира, исключительная интеллектуальная любознательность.
Характеристика античной философии – космоцентризм.
В центре внимания досократиков проблемы природы (фюзис - φυσιζ). Природа – это единая первооснова всех окружающих нас вещей. Все вещи должны иметь единый корень, исток, первоначало – «архэ».
Первый философ - Фалес понимал первоначало как воду: жизнь зарождается во влажной среде, высыхание семян приводит к их гибели. Ученик Фалеса – Анаксимандр, считал, что первоначало всего – апейрон – неопределенное первоначало, беспредельное, из которого образуются остальные элементы. Анаксимен полагал в качестве архэ воздух. Гераклит считал, что:
1. Первоначало есть огонь
2. Реальность – непрерывный процесс становления (реальность похожа на реку, в которую нельзя ступить дважды)
3. Противоречие – источник изменения и превращения вещей (борьба противоположностей создает все вокруг).
4. Логос – это мировой разум и космический закон, в соответствии с которым происходят изменения вещей.
«Признак мудрости – согласится, не мне, но логосу внемли, что все едино » (Гераклит).