Философия Канта. Понятие субъективного идеализма.

Иммануил Кант (1724 - 1804) - Основоположник немецкого классического идеализма немецкий фил-ф. Все творчество И. Канта можно разделить на 2 больших п-да: • докритический (до начала 70-х гг. 18 в.); интерес Канта направлен на проблемы естествознания и природы. • критический (начало 70-х гг18 в. и до 1804 г.). Интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, мех-зма познания, границ познания, логики, этики, социальной фил-и Критический п-од связан с написанием 3 фундаментальных произведений. • "Критика чист. разума";• "Критика практического разума";• "Критика способности суждения". 2. Важнейшими проблемами фил-фских исследований Канта докритического п-ода были проблемы бытия, природы, естествознания.Большое внимание Кант уделял проблеме развития. Важнейшие фил-фские выводы докритического п-ода. • Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в рез-те вращения данного облака, кот. стало возможным благодаря движ-ю и взаимод-ю (притяжению, отталкиванию) составлявших его частиц.• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна. Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции чел-ка) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца). 3. В основе фил-фских исследований Канта критического п-ода лежит проблема познания. В книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действительности. Кант выдвигает гипоте­зу, согласно которой причиной трудностей при познании явл-ся не окружающая действит-ность - объект, а субъект познавательной деятельности – разум чел-ка. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены. Как --- только разум чел-ка пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия названные Кантом-антиномиями. 1ая антиномия – ограниченность пр-ва - Мир имеет начало во времени и ограничен в пр-ве.- Мир не имеет начала во времени и безграничен в пр-ве. 2я антиномия – простое и сложное – Сущ-ют только простые эл-ты и то что состоит из простых - В мире нет ничего простого. 3я антиномия – свобода и причинность - Сущ-ет не только причинность. Свободы не сущ-ет. - Все в мире осуществляется по з-нам природы, но и свобода, совершается в силу строгой причинности по з-нам природы. 4я антиномия – cущ-ние бога - Есть Бог - безусловно необходимое абсолютно сущ-во, причина всего сущего. - Бога нет. Нет никакого • необходимого сущ-ва - причины всего сущего. Наличие антиномия, по Канту, - док-во наличия границ познавательных способностей разума. В "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как рез-ат познавательной деят-ти и выделяет 3 понятия, хар-ющих знание: • апостериорное знание; • априорное знание; • "вещь в себе". Апостериорное знание - то знание, кот. получает чел-к в резу-те опыта. Данное знание м/б только предположительным, но не достоверным. Априорное знание - доопытное, то есть то, кот. сущ-ет в разуме изначально и не требует никакого опытного док-ва. "Вещь в себе" - одно из центральных понятий всей фил-и Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, кот. никогда не будет познана разумом. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно кот.: внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств чел-ка;органы чувств чел-ка принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущении; целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на ос­новании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами об­раз внешнего мира, кот. не имеет ничего общего с реальным миром', реальный мир, образы кот. воспринимают разум и чувства, явл-ся "вещью в себе" - субстанцией, кот. абсолютно не может быть понята разумом; • человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - "вещей в себе", но не их внут­реннюю сущность. Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроница­емые границы: - собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возника­ют неразрешимые противоречия - антиномии; - внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе. человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы -.'познаваемых "вещей в себе" - также, меет свою структуру, Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности – пр-во и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пр-ве и времени. Рассудок – след-щий уровень сознания.С помощью него происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений. Разум - высший уровень сознания. Формами разума явл-ся окончательные высшие идеи. . Наряду с "чистым разумом" - сознанием, осущ-щим мыслительную деят-сть и познание. Кант выделяет "практический разум", под кот. понимает нравственность. Главные вопросы "Критики практического разума": Какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение чел-ка? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, кот. отдельный индивид воспринимает как свое собственное; И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, кот. имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: ( чел-к д/действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех)





Наши рекомендации