Учение о человеке, познании, справедливости. (в древнегреч. философии).

О справедливости как выгоде сильнейшего.- Устанавливает же з-ны всякая власть в свою пользу: демократия - демократические з-ны, тирания - тиранические, так же и в остальных случаях. Установив з-ны, объявляют их справедливыми для подвластных - это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя з-нов и справедливости. Так вот я и говорю, почтеннейший Сократ: во всех гос-вах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно сущ-щей власти. А ведь она - сила, вот и выходит, если кто правильно рассуждает, что справедл-сть - везде одно и то же: то, что пригодно для сильнейшего. Справедл-сть и несправедл-сть. Говорят, что творить несправедл-сть обычно бывает хорошо, а терпеть ее — плохо. Однако, когда терпишь несправедл-сть, в этом гораздо больше плохого, чем бывает хорошего, когда ее творишь. Поэтому, когда люди отведали и того и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедл-сти, тогда они, раз уж нет сил избежать одной и придерживаться другой, нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедл-сти, и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор. Установления з-на и получили имя законных и справедливых - вот каково происхождение и сущность справедл-сти; она занимает среднее место: ведь творить несправедл-сть, оставаясь притом безнаказанным, это всего лучше, а терпеть несправедл-сть, когда ты не в силах отплатить, — всего хуже. Справедл-сть же лежит посреди м/д этими крайностями, и этим приходится довольствоваться, но не потому, что она благо, а потому, что люди ценят ее из-за своей собственной неспособности творить несправедл-сть. Использование гос-ного опыта для познания частной справедл-сти. Разделение труда в идеальном гос-ве соотв-но потребностям и природным задаткам. - Гос-во, - сказал я, - возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом.- Таким образом, каждый чел-к привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название гос-ва, не правда ли? Модель идеального гос-ва (утопия) Сейчас мы лепим в нашем воображении гос-во, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом; а вслед за тем мы рассмотрим гос-во, ему противоположное. При росте и благоустройстве нашего гос-ва надо предоставить всем сословиям возможн-ть иметь свою долю в общем процветании, соотв-но их природным данным. Устранение богатства и бедности в идеальном гос-ве. Богатство и бедность. Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, др. кроме новшеств — к низостям и злодеяниям. Пока гос-во управляется разумно, как недавно и было нами постановлено, его мощь будет чрезвычайно велика. Роль правильного воспитания, обучения и з-нов в идеальном гос-ве.Стоит только дать первый толчок гос-ному устр-ву, и оно двинется вперед само, набирая силы, словно колесо. Ведь правильное воспитание и обучение пробуждают в чел-ке хорошие природные задатки, а у кого они уже были, благодаря такому воспитанию они становятся еще лучше — и вообще, и в смысле передачи их своему потомству, что наблюдается у всех живых существ. нарушение з-нов причиняет именно тот вред, что, мало-помалу внедряясь, потихоньку проникает в нравы и навыки, а оттуда, уже в более крупных размерах, распространяется на деловые взаимоотношения граждан и посягает даже на сами з-ны и гос-ное устр-во, притом заметь себе, Сократ, с величайшей распущенностью, в конце концов переворачивая всё вверх дном как в частной, так и в общественной жизни. Справедливое гос-во и справедливый чел-к - Справедл-сть и несправедл-сть ничем не отличаются от здоровых или болезнетворных начал, только те находятся в теле, а эти - в душе. Символ пещеры - ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию... посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, кот. горит далеко в вышине, а м/д огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная - глянь-ка - невысокой стеной вроде той ширмы, за кот. фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол. Обл-ть, охватываемая зрением, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души в область умопостигаемого. Если ты все это допустишь, то постигнешь мою заветную мысль - коль скоро ты стремишься ее узнать, - а уж богу ведомо, верна ли она. Итак, вот что мне видится: в том, что познаваемо, идея блага - это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она - причина всего правильного и прекрасного. В обл-ти видимого она порождает свет и его владыку, а в обл-ти умопостигаемого она сама - владычица, от кот. зависят истина и разумение, и на нее д/взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни.





Наши рекомендации