Досократический период в философии Древней Греции.
Философия Платона.
Философия Платона облечена в художественную форму. Среди произведений диалогического жанра, в цслом весьма характерного для древней философской литературы, его диалоги занимают особое место. По сравнению с индийскими и средневековыми европейскими философскими диалогами они скорее напоминают пьесы с яркими и психологически убедительными характерами, правда, без драматургического действия.
Как уже отмечалось, выразителем точки зрения Платона в диалогах является Сократ. Метод, используемый им, получил наименование майевтики. Этим словом в греческом языке называлось искусство повитух. Смысл этого образа заключается в том, что Сократ не выдвигает собственных утверждений, но, находя противоречия в рассуждениях собеседника, помогает тому самому “родить” истину, самому сформулировать правильный вывод.
Именно так строится разъяснение центральной концепции Платона — его учения об идеях. В качестве введения в него можно рассматривать диалог “Гип-пий Больший”. Гиппий — реальное историческое лицо, известный философ-софист. Платон, подобно Сократу, относившийся к софистам с глубокой неприязнью, представляет его как недалекого, но чрезвычайно самоуверенного человека. Сократ и Гиппий обсуждают вопрос, что такое прекрасное. Гиппий сначала недоумевает, как можно не понимать таких простых вещей. Прекрасное он отождествляет то с прекрасной девушкой, то с лошадью, а то и с кувшином. Сократ без труда показывает своему незадачливому оппоненту, что прекрасное — это качество, которое может быть присуще самым разным явлениям, в которых оно воплощено. Но Сократа интересуют не эти конкретные воплощения, а прекрасное само по себе. И он убеждает Гиппия, что если у разных людей — одно и то же представление о прекрасном, и если эта идея способна принимать различный вид, то единственным объяснением этого обстоятельства может быть вывод, что прекрасное — это идея, существующая сама по себе, независимо от человеческого сознания, и тем более — от отдельной вещи, в которой она находит свое воплощение.
С идеей прекрасного сходны другие идеи — прежде всего центральная для Платона идея блага. Идеи представляют собой образцы вещей. Каждый предмет имеет свою идею, своеобразный эталон, в соответствии с которым он “изготовлен”. Например, стол существует потому, что есть идея стола, дерево — потому, что есть идея дерева, человек — потому, что есть идея человека. Но между вещью и ее образцом существует и принципиальное различие. Если первая существует лишь в течение определенного срока, то второй — вечен и не подвержен разрушению.
Однако с точки зрения Платона еще более существенно другое: такими же идеями-эталонами являются важнейшие этические принципы — благо, добро, справедливость. В окружающем нас мире могут попираться их конкретные и несовершенные воплощения, но не они сами. Идеи неподвластны никакому человеческому произволу.
Но что же представляют собой платоновские идеи? Платона принято считать основоположником объективного идеализма, т.е. философской доктрины, согласно которой мысли и понятия существуют объективно, самостоятельно, независимо от человеческого сознания. Но такое представление о древнем платонизме — не что иное, как модернизация, юга приписывание Платону убеждений, сложившихся значительно позже и в совершенно иной исторической и интеллектуальной обстановке. “Идеи” Платона — это совсем не то, что мы подразумеваем под идеями сегодня. Однако в другом, психологическом и моральном смысле слова, он безусловно был идеалистом, ибо самой важной проблемой для него был вопрос о соотношении идеала и действительности. Платону было очевидно, что мир, в котором возможны осуждение и казнь Сократа, не знает справедливости и не живет в согласии с ней. Идеи блага, прекрасного, справедливости не могут быть его порождениями. Но если они присутствуют в сознании людей, значит, этот мир не может быть настоящим, поистине реальным миром. Следовательно, кроме него должен существовать какой-то иной мир, мир подлинных ценностей и незыблемого порядка, не нарушаемого никаким человеческим произволом. Уверенность в существовании такого высшего, горнего мира являлась для Платона жизненной необходимостью. А потому нетрудно представить себе, какое раздражение вызывали у него те, кто отрицал саму возможность высшей реальности, недоступной зрению, слуху и осязанию.
Свою концепцию Платон иллюстрирует с помощью замечательного образа, который мы обнаруживаем в его позднем произведении “Государство”. Это знаменитая картина пещеры. В пещере сидят пленники, прикованные цепью и не имеющие возможности выйти наружу. Через небольшое отверстие в пещеру проникает свет, и люди видят на стенах тени. И так как ничего, кроме этих теней, они видеть не в состоянии, им кажется, будто это и есть подлинные вещи. В действительности же это только отражение того, что делается за пределами пещеры. Такой пещерой, темницей, Платон считал и обычное повседневное существование людей вообще, и существование человеческой души, заключенной в теле.
Философия Платона.
1. Аристотель (384 - 322 гг. до и. э.) – древнегреч-й фил-ф классического п-ода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей фил-фской деятельности Аристотель прошел 3 основных этапа: • 367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона); • 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле - столице Македонского гос-ва по приглашению царя Филиппа; воспитывал Ал. Македонского; • 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: "Органон", "Физика", "Механика", 2. Фил-ю Аристотель делил на 3 вида: • теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная фил-я"); • практическую - о деятельности чел-ка, устройстве гос-ва; Считается, что фактически Аристотелем как 4ая часть фил-и была выделена логика. •3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой фил-и Платона, согласно кот. окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой -идеи". Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, кот. имеет и свои собственные хар-ки - протяженность, покой, движение и др. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: • не сущ-вует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением кот. явл-ся все вещи и предметы материального мира;• сущ-вуют только единичные и конкретно определенные вещи; • данные вещи наз-тся индивидуумы (в переводе - "неделимые"), • индивидуумы явл-ся первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов - вторичной.4. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" и их материальное отражение, возникает вопрос: что такое бытие? Аристотель выделяет 10 категорий, кот. отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие. а 9 остальных дают его хар-ки. Данными категориями явл-ся: сущность (субстанция);кол-во;кач-во;отношение;место; время; положение; состояние; действие;страдание. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие - это сущность (субстанция), обладающая св-ми кол-ва, кач-ва, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. ' Чел-к, как правило, способен воспринимать лишь св-ва бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без кот. немыслимо само бытие.. Носителем сознания, по Аристотелю, явл-ся душа. Философ выделяет 3 уровня души:• растительная душа;• животная душа;• разумная душа. Аристотель материалистически подходит к проблеме чел-ка. 7. Аристотель выделяет 6 типов гос-ва:• монархия;• тирания;• аристократия;• крайняя олигархия;• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).Подобно Платону Аристотель. разделяет "дурные" формы гос-ва (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой гос-ва, ,по Аристотелю, явл-ся полития -совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, гос-во "среднего класса" (идеал Аристотеля).8. Историческое значение фил-и Аристотеля в том, что он:• внес существенные коррективы в ряд положений фил-и Платона, критикуя учение о "чистых идеях";• дал материалистическую трактовку происхождения мира и чел-ка;• выделил 10 философских категорий; • дал определение бытия ч/з категории;• определил сущность материи;• выделил шесть типов гос-ва и дал понятие идеального типа – политики Действительно, 1я фил-я, согласно определению Аристотеля, это, во-первых, учение о высших, т. е. о самых общих, причинах или началах (в отличие от всех других наук, кот. изучают частные причины или начала); во-вторых, это теоретическая наука, изучающая бытие, а не деятельность. Первая фил-я, по Аристотелю, изучает бытие вообще, а «вторые фил-и» (напр. физика и математика) изучают лишь отдельные стороны бытия. 4. Изучение бытия возможно лишь с помощью логики, считал Аристотель. Логику он назвал «органической» наукой, т. к. она есть орудие («органон») для изучения бытия (впоследствии ученики Аристотеля назвали эту часть его учения «Органоном»). Метод доказательств из силлогизмов, т. е. из общих выводов — получение производных суждений, частных, он назвал дедукцией. 5. Важнейшее учение Аристотеля — о душе чел-ка. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество чел-ка — его разум, кот. нет у животного. Особый смысл Аристотель придавал разуму, он считал его извне привнесенным в животную душу и развившим последнюю. По Аристотелю, в душе чел-ка есть как бы две совершенно различные части: животная и разум. Разум — нечто чуждое индивидуальному, это нечто общее, неизменяемое и вечное. 6. В "Политике", исследуя формы гос-ного устройства, Аристотель пришел к выводу, что лучшей из правильных форм явл-ся "полития", ибо она должна объединять добродетель, богатство, свободу, выражать интересы богатых и бедных. Плохими формами гос-ва Аристотель считал тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация политии). Аристотель отвергал спекулятивное «идеальное» гос-во Платона. Одной из основных задач гос-ва он считал удержание рабов в повиновении. Согласно учению Аристотеля, рабство существует "по природе", ибо одни люди предназначены повелевать, а другие - подчиняться и следовать указаниям первых. Теория гос-ва Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-гос-вах (полисах). Аристотель завершает классический п-од в развитии греческой фил-и. Фил-я Платона. 1. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший фил-ф Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фил-фской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в фил-и. Платон - 1ый древнегреческий фил-ф, оставивший после себя ряд фундаментальных фил-фских произведений, наиболее важными из кот. явл-тся -"Федон", "Гос-во",Большинство произведений Платона написано в форме диалогов. 2. Платон явл-ся основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения явл-тся следующие: • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое сущ-ние;• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не сущ-ет как самостоятельная субстанция; • реально суще-вуют лишь чистые идеи; • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; • любая сущ-ющая вещь явл-ся всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи • весь мир явл-ся отображением чистых идей.3. Также Платон выдвигает фил-фское учение о триаде, согласно кот. все сущее состоит из 3х субстанций:• "единого";• "ума";• "души"."Единое":•явл-ся основой всякого бытия;•не имеет никаких признаков(ни начала, ни конца,и т. д);•есть ничто; •выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; •первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явл-й, всех св-в."Ум": •происходит от "единого";•разделен с "единым";•противоположен "единому";• явл-ся сущностью всех вещей;• есть обобщение всего'живого на Земле. "Душа":• подвижная субстанция, кот. объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое", а также связывает м/д собой все вещи и все явления;• также согласно Платону душа м/б мировой и душой отдельного чел-ка; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу м/иметь также вещи и неживая природа;
4 Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:• поскольку материальный мир явл-ся всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи"; • "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - "докса");• "• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, фил-фы, след-но, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи". 5. Особую роль в своей фил-и Платон уделил проблеме гос-ва (что было нетипично для предшественников - "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., кот. занимались поисками первоначала мира и объяснением явл-й окружающей природы, но не общ-ва).Платон выделяет семь типов гос-ва: идеальное "гос-во будущего", кот. пока не сущ-ет и в кот. отпадет необходимость в гос-ной власти и законах, и шесть типов ныне сущ-щих государств. Среди 6и сущ-вующих типов Платоном указываются: монархия - справедливая власть одного чел-ка; тирания.- несправедливая власть одного чел-ка; аристократия - справедливая власть меньшинства; олигархия - несправедливая власть меньшинства; демократия - справедливая власть большинства; тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами гос-ва, а демократия - власть большинства - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами гос-ва м/б только аристократия и монархия. 6. Также Платон выдвигает собственный план гос-ного устр-ва, согласно данному плану:• все население гос-ва (полиса) делится на 3сословия – фил-фы, воины, работники;• работники (крестьяне) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага,;• воины занимаются физическими упражнениями, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях;• философы (мудрецы) - разрабатывают фил-фские теории, учат, управляют гос-вом;• философы и воины не должны иметь частной собственности;• жители гос-ва вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;• не существует брака, все жены и дети общие; • допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. 7. Историческое значение фил-и Платона в том, что: • были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, и др.); • была создана философская школа (Академия),'просущ-вавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).- 3. Этика Платона (произведения «Федон» и «Гос-во») основана на понимании добра как высшей цели нашей деят-ти. В чем состоит осуществление добра на земле? Оно – не в достижении личного счастья, а в совершенном общ-ве. Этика Платона – не индивидуальная, а соц-ая, она органически связана с политической теорией гос-ва. Цель гос-ва, т.е. смысл его сущ-вования, состоит в обеспечении справедливости. Получается что цель его- этическая. Однако исторические причины возникновения гос-ва иные - экономические. Но т. к. смысл всего существующего - осуществление добра, то и смысл гос-ва - тот же. Если гос-во организуется вне нравственных целей, то оно не будет прочным. Платон, далее, предложил свое понимание гос-ного устр-ва соответственно цели- достижению справедливости. Граждане в нем д/б разделены на три сословия 1ое сословие - правители. Добродетель, присущая им мудрость, поэтому они и называются мудрецами, философами. 2ое сословие - воины, их добродетель- мужество, а обязанность -, помогать провителям управлять низшим сословием и охранять гос-во от внешних врагов. 3е сословие - люди, заботящиеся о материальном благе общества. Их обязанность - приобретать материальные блага и культивировать в себе добродетель умеренности. Это сословие земледельцев, ремесленников, и т. п., оно д/б в полном подчинении у правителей Для того, чтобы два высших сословия соответствовали своему назначению, не отвлекались от него, они должны быть поставлены в особые условия. Отсутствие у них частной собственности, семьи и полное равноправие женщин. Плату за свои труды они получают натурой от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна к накоплению. Есть одна добродетель, кот., по мысли Платона, должна быть присуща всем сословиям — это мера. Ничего сверх меры — принцип, общий для большинства греческих философов. Такова теория Платона о совершенном и справедливом государстве как высшем счастье.
Философия Аристотеля.
Важнейшее учение Аристотеля — о душе чел-ка. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество чел-ка — его разум, кот. нет у животного. Разум есть способность мыслить общее (т. е. способность познать общие начала и на основе этого знания объяснять частное, единичное). На этом .основано наличие речи у чел-ка и отсутствие ее у животного. Далее, у чел-ка есть наука (т. е. знание общих начал), и ее нет у животного. Разум обусловливает действие чел-ка, формирует его волю. Воля складывается из стрем- лений и предполагает готовность чел-ка к нравственному выбору (кот. в свою очередь основан на знании общего). 1. Физика Платона, как уже говорилось, включала в себя и учение о чел-ке, поскольку чел-к и его душевный мир рассматривались как часть природы. Физика (от греч. природа) буквально означает «касающееся природы», поэтому так называлось все фил-фское учение о природе. У Платона диалектика – это приемы научного мышления. Знанием для него явл-ся математика, а также – метафизика (а именно – учение об идеях, о душе). Учение же о природе, (т. е. все естественные науки) относятся к мнению (или к вере). До сих пор эта точка зрения Платона явл-ся наиболее критикуемой. 2. Интересные идеи Гераклит высказал и в обл-ти теории познания. Оно, по его учению, представляет собой прежде всего познание космоса в его вечном изменении. При этом Гераклит придавал большое значение как чувственному, так и рациональному познанию. Чел-к должен прислушиваться к природе, но в то же время в процессе познания обращаться к своему разуму. 3. Сократ был убежден, что люди от природы добры. Его учение можно назвать этическим интеллектуализмом, т.к. он считал знание пониманием добра, чисто интеллектуальным эл-ом, наиважнейшей частью нравственности. Более того, знание считал он самой нравственностью. Из учения Сократа следовали такие выводы:1,добродетели м/обучить при помощи умственного образования;2,знание одно, след-но, и добродетель одна (а разные добродетели – это разные части знания: справедливость – знание о том, как следует поступать с другими; благочестие – знание, как вести себя по отношению к богам; мужество – знание того, чего надо избегать и чего не следует страшиться и т.д.). Но в чем же состоит добро вообще, к знанию кот. сводится всякая добродетель? Сократ считал таким общим добром заботу о душе и о ее совершенствовании. Таким образом, учение Сократа явилось началом логики и этики. Оно не было системетическим, т.к. Сократ ничего не писал, лекций не читал и ограничивался только беседами с учениками на этические темы. Из всех учеников Сократа вполне понял, усвоил и развил его учение – Платон. Интересные идеи Гераклит высказал и в области теории познания. Оно, по его учению, представляет собой прежде всего познание космоса в его вечном изменении. При этом Гераклит придавал большое значение как чувственному, так и рациональному познанию. Чел-к должен прислушиваться к природе, но в то же время в процессе познания обращаться к своему разуму. Интересны взгляды Демокрита и в теории познания.
В познании есть 2 вида, утверждал он: логическое рассуждение, а также чувственное познание: зрение, слух, запах, вкус, осязание. В то же время следует отметить: Демокрит склоняется к выводу, что истинное знание дает разум чел-ка, т.е. логическое рассуждение. 3. Этика Платона (произведения «Федон» и «Гос-во») основана на понимании добра как высшей цели нашей деятельности. В чем состоит осуществление добра на земле? Оно - не в достижении личного счастья, а в совершенном обществе. Этика Платона - не индивидуальная, а социальная, она органически связана с политической теорией гос-ва. Платон делит людей на 3 типа в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в них: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Им соответствуют и разные типы добродетели. Если преобладает разумная, то людям свойственна мудрость. Люди этого типа привержены к правде, справедливости и умеренности во всем, касающемся чувственных наслаждений. Их Платон называл фил-фами, мудрецами, и отводил им роль правителей в идеальном гос-ве. При преобладании аффективной части души чел-к отличался мужеством, умением подчинять страсти долгу. Эти кач-ва необходимы воину или «стражу», кот. охраняет гос-во. Люди же с душой вожделеющего типа д/заниматься физическим трудом, т. к. они слишком привержены к телесно-физическому миру. Это крестьяне, ремесленники, обеспечивающие материальную жизнь гос-ва. Платон считал, что в каждом чел-ке есть все 3 части души, но преобладает к-л 1 из 3х. Для полного развития добродетели справедливости, считал Платон, необходимо соединение людей в такое гос-во, в котором все было бы приспособлено к этой цели. Цель гос-ва, т.е. смысл его сущ-вования, состоит в обеспечении справедливости. Получается что цель его- этическая. Однако исторические причины возникновения гос-ва иные — экономические. Есть одна добродетель, кот., по мысли Платона, должна быть присуща всем сословиям — это мера. Ничего сверх меры — принцип, общий для большинства греческих фил-фов. Такова теория Платона о совершенном и справедливом гос-ве как высшем счастье. 6. Также Платон выдвигает собственный план гос-ного устр-ства, согласно данному плану: • все население гос-ва (полиса) делится на 3сословия – фил-фы, воины, работники; • работники занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, • воины занимаются физ-ми упражнениями, в случае необходимости - участвуют в военных действиях; • фил-фы (мудрецы) - разрабатывают фил-фские теории, познают мир, учат, управляют гос-вом; • фил-фы и воины не д/иметь частной собственности; • жители гос-ва вместе проводят свободное время, вместе едят,;• не сущ-вует брака, все жены и дети общие;• допускается труд рабов, варваров, захваченных в плен.Академия Платона просущ-вовала значительно дольше всех философских школ (с 347 г.донэ., т. е. после смерти Платона, до 529 г.нэ.-более 8 столетий).
Досократический период в философии Древней Греции.
Спецификой древнегреческой фил-и в её начальный период явл-ся стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phisis – природа). Главным вопросом в древнегреческой фил-и был вопрос о первоначале мира. В этом смысле фил-я перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанционное начало – из чего все произошло.
Родоначальник греческой фил-и Фалес, рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала – воды. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные огни – Солнце и другие светила, затем во время дождя вода опять возвращается и переходит в землю в виде речных отложений, в дальнейшем из земли снова появл-ся вода как подземные ключи, туманы, росы и т.д. Излагая учение Фалеса о воде как начале, великий греческий философ Аристотель употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, как крайняя точка, к которой мы приходим, отвлекаясь от конкретных состояний материи, первоначально, видоизменения кот. и дают различные состояния.
Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена таким первоначалом и субстратом всех вещей явл-ся бесконечная стихия – воздух. У Анаксимандра – апейрон («бесконечное») – неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.
Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой фил-и явл-ся учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита –«О природе». Гераклит в кач-ве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Гераклита он выступает как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир по Гераклиту – упорядоченный Космос; он вечен и бесконечен; он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращений Огня строится космология Гераклита. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. «Огня смерть – воздуха рождение и воздуха смерть – воды рождение. Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха – огонь» и т.д.
Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, кот. тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – Логос. «Логос» в дословном переводе с греческого означает «слово», но одновременно Логос означает разум, закон. Всегда все совершается по этому Логосу.
Образование Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. «Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного». Для выражения этой мысли Гераклит пользуется образным сравнением изменяющегося Космоса с текущей рекой, потоком. «На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды». Движение по Гераклиту свойственно всему существующему., вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда не прекращается. Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое».
Учение Гераклита о потоке тесно связано с его учением о переходе одной противоположности в другую, о «мене», «обмене» противоположностей. «Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Обмениваясь, друг с другом, противоположности становятся тождественными. «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое». Утверждение Гераклита, что все есть обмен противоположностей, дополняется указанием, что все происходит ч/з борьбу. «Следует знать, что война всеобща, и правда борьбы, и что все, что происходит, ч/з борьбу и по необходимости». На основе борьбы устанавливается гармония мира.
Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой фил-и была фил-я Элейской школы Парменида, Зенона, Ксенофана. Фил-я элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий – воды, воздуха, земли, огня – к бытию как таковому. Центральное понятие их фил-и – бытие. Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть: из ничего ничего не может возникнуть, оно не может возникнуть из другого небытия, так как до него не было другого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть из небытия, так как небытия нет. Если бытие есть, о нем нельзя сказать, что его не было раньше, то есть, что оно возникает. Если оно есть, то нельзя сказать также, что оно будет, что оно останется бытием. Следовательно, бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Бытие неоднородно и непрерывно. Все наполнено бытием. Бытие бесконечно во времени, ограничено в пространстве, оно шарообразно. Ксенофан это единственное , вечное, несотворенное и не уничтожаемое начало называет Богом. Бог – субстанция мира. У Ксенофана отчетливо прослеживается тенденция отождествления Бога с природой. Бог тождественен Космосу.
Элеаты, как и все древнегреческие философы, были энциклопедистами – мудрецами. И поэтому они также стремились дать физическую картину мира. Их физическая картина мира находилась в определенном противоречии с их философским учением. Получалось, что это две как бы две разные, нестыкующиеся стороны Мудрости. Так Парменид многообразие мира сводит к двум началам. Первое Эфирный огонь, чистый свет, теплое, второе – густая тьма, ночь, земля как костное начало, холод. Из смешения этих двух начал происходит все многообразие видимого мира. Вселенная представляется Паменидом как состоящая из концентрированных кругов, кот. лежат слоями вокруг Земли, расположенной в центре Вселенной. Всех их окружает небесная твердь, промежуточные круги состоят из смеси огня и земли. В самом центре всех сфер царствует богиня Правды и необходимости, кот. управляет всеми происходящими в мире явлениями.
Это противоречие м/д метафизикой (философией) и физикой (учением о Природе) элеатов отчасти объясняет их учение о познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, кот. знакомят людей лишь с видимостью вещей. Знание их истинной сущности дает философское учение о бытие, а то, как предстает мир нашим чувствам, описывается в учении о Природе. Чувственное многообразие мира, с точки зрения элеатов, иллюзорно.
Доказательству иллюзорности многообразия мира и движения посвящены трактаты Зенона. Если сущее множественно, доказывал он, то оно одновременно д/б и настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины, и настолько большим, чтобы иметь бесконечную величину. Оно не имеет величины потому, что каждая из многих вещей сама по себе есть единица, ибо множество есть совокупность единиц, то она неделима, стало быть, она есть точка, кот., будучи прилагаема, не увеличивает, а будучи отнимаема, не уменьшает, то вся она не имеет величины и плотности, есть ничто. С другой стороны, рассуждает Зенон, если предположить, что каждая из множества вещей имеет величину, плотность и некот. расстояние от другой части и так до бесконечности, стало быть, каждая вещь бесконечно велика.
В этой антиномии (неразрешаемости противоречий) Зенон ставит проблему конечного и бесконечного, проблему бесконечной делимости конечных вещей. Заслуга его заключается именно в постановке проблемы, а не в ее решении, в котором обе противоположности – конечное и бесконечное исключают друг друга и представляют нечто внешнее по отношению друг к другу. Зенон видит только противоположность конечности и бесконечности, но не видит их единства.
Крупным шагом по пути развития онтологического подхода в решении философских проблем явл-ся атомизм Демокрита (460-370 до н.э.). Демокрит стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения. Исходная мысль этого учения: «в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, кот. вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь».
Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям: 1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения и разъединения. А потому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению; 2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому место, занимаемое им совершенно случайно.
Теория Демокрита носит умозрительный характер, и сам Демокрит признавал умозрительный характер своего атомизма, поскольку в чувственном восприятии мы никогда не находим атомов. Но элеаты поставили серьезную проблему сущ-вования множественности и движения, и Демокрит на теоретическом уровне дал ей определенное решение.
Демокрит пытался применять свою теорию для объяснения происхождения и развития Вселенной. По его мнению, бесконечное движение атомов приводит к их совпадению, взаимной встрече и столкновению сначала отдельных атомов, а потом их целых комплексов. При этом подобные отходят к себе подобным. Имеющие одинаковый вес образуют различные соединения, тонкие тельца отступают в наружные части пустоты, прочие же остаются в центре и образуют некое шарообразное соединение. Из этой шарообразной массы отделяется нечто вроде «оболочки», кот. в виде неба простирается над всем миром. Более плотные и тяжелые тельца собираются в середине и образуют землю, занимающую центр мироздания. По Демокриту, Вселенная бесконечна и бесконечно в ней количество миров. Организмы возникли под влиянием тех же механических причин. Чел-к – то же скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа – это вещество, состоящее из подвижных, более мелких огненных атомов. Демокрит также связывает душу с дыханием. В воздухе находится большое количество мелких круглых атомов; вместе с вдохом в тело входит воздух, а с ним и душевные атомы. Это удерживает давление внешнего воздуха и препятствует выходу души наружу. Поэтому во вдыхании заключены жизнь и смерть. Душа смертна, она уничтожается со смертью тела; душа состоит из двух частей: она имеет разумную часть, находящуюся в груди, и неразумную, рассеянную по всему телу.
Атомистическая теория Демокрита распространялась и на истолкование познания. Демокрит объясняет познание мира на основе принципа «истечения». Согласно этому принципу, процесс познания состоит в восприятии чел-ком воздействия на него тел ч/з соответствующие органы чувств. Это воздействие проявл-ся в форме истечения с поверхности всех вещей копий. Проникая в тело чел-ка, образы вещей соприкасаются с атомами души и вызывают у него соответствующее ощущение внешнего мира. Демокрит не видит связи чувственного уровня познания с рациональным рассуждением, резко отделяет и противопоставляет их друг другу. Истинное познание достигается только разумом.
Демокрит явл-ся сторонником крайнего детерминизма переходящего в фатализм. Он отождествляет причинную обусловленность явлений и необходимость. Ни одна вещь не возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости. Случайность – это лишь неизвестная человеческому разуму причина. Бесконечная цепь причин и следствий создает, по Демокриту, неотвратимую необходимость.