Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Диал-ка-наука о наиб.общ.законах разв-я прир.,о-ва и мышл-я.Первонач.термином Д.обозначались:1) способность вести спор посредством вопр. и отв.;2) иск-во классиф-ии понятий, разделения вещей на роды и виды.Аристотель счит.изобретателем Д. Зенона.Сам Арист.отличает Д. от аналитики как науку о вероятн. мнениях от науки о док-ве. Платон опред. истинное бытие как тождеств. и неизменное,но обосновывал диалект. выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т.о.,что каждый из них есть и не есть,равен себе самому и не равен.Сл. бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно,вечно и преходяще,неизменно и изменчиво,покоится и движется.Пр-чие-необх. условие для побуждения души к размышлению.Это иск-во и явл-ся, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники.В ф-и феод. о-ва Д.стали называть формальн.логику,к-рая была противопос-на риторике.В эпоху Возр. диал.идеи о совпад-ии противопол-тей выдвиг Кузанский и Бруно.В Нов.Вр. Декарт и Спиноза дают образцы диал. мышления.В 18 в. во Франции богатством диал.идей выдел. Руссо и Дидро. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем.классич. идеализм,к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм. действительность не только как предмет познания,но и как предмет деят-сти.Вместе с тем незнание истинной, материальной,основы познания и деят-сти субъекта привело к ограниченности и ошибочности диал.идей нем.идеалистов.1-м пробил брешь в метафизике Кант.Он ввел впервые после Декарта идею разв-я в познание природы.В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об антиномиях. Однако Д.разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвр.в свои пределы,огранич.познанием одних явлений. Вершиной в развитии домарксистской Д.была идеалистич. Д. Гегеля.Гегель впервые представил весь природн.,историч. и духовн.мир в виде процесса ,т.е. в беспрерывном движении, изменении,преобразовании и развитии,и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития.В отл.от абстр.определений рассудка Д.,по Гегелю,есть такой переход одного определения в др.,в к-ром обнаруживается, что эти опред-ия односторонни и ограниченны,т. е. содержат отрицание самих себя.Поэтому Д.есть,согласно Гегелю,движущая душа всякого научного развертывания мысли и предст. собой единств. принцип,кот. вносит в содержание науки связь и необходимость".Рез-т Д.Гегеля далеко превзошел то значение,к-рое ей отвел он сам.Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом.Отбросив идеалистич. содержание ф.Гегеля,они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. процесса и развития познания,обобщения реальн. процессов,происх. в природе,о-ве и мышлении.В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия,так и познания,ибо они по своему содержанию тождественны,отличаясь только по форме.Сл. материалистич. Д. не только онтологическ., но и гносеологич. учение,логика, рассм-ющая мышление и познание равным образом в становлении и развитии,т.к. вещи и явления есть то,чем они становятся в пр-се развития,и в них, как тенденция, заложено их будущее,то, чем они станут. В этом смысле и теория познания рассм-ся материалистич. Д. как обобщенная история познания и каждое понятие,каждая категория несм. на свой предельно общий характер,отмечены печатью историчности. Гл. категорией материалистич. Д. явл-ся противоречие.В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития;в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал. развития: развитие путем перехода колич.изменений в кач-венные,перерыв постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон,черт первоначального состояния.Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я природы и о-ва.Только с позиции Д. можно понять сложный,полный противоречий путь становления объ. истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абс.и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее орудием практич. преобразования о-ва, помогающим объ. учитывать историч. потребности обществ. развития, несоответствие старым форм новому содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу чел-ва.Метафизика.Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач.части ф.наследия Аристотеля и буквально означает то,что следует после физики.Сам Арист. называл этот,по его убеждению важнейший,раздел своего ф.учения первой ф-ей,исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат. для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл.к 16 в. наряду с термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта, Спинозы и др. фил-в 17 в.М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и гуманит.знанием.Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов.время возник. понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та односторонности в познании,когда рассм-ют вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как источник развития в природе и о-ве.Это было обусловлено тем,что научно-ф. познание,кот.в древности и в эпоху Возр.рассматривало природу в целом,в движении,развитии,теперь,в связи в углублением и дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей,рассм-ых вне связи друг с другом. Впервые термин М.в смысле антид-ки употребил Гегель,имел в виду также то, что прежняя М.,как правило,строилась антид-ки.Это сближает два разных значения термина М.