Понятие философского идеализма и материализма. Энгельс об основном вопросе философии. Агностицизм.
Фил-я исследует мир внешний по отношению к чел-ку и мир внутренний (духовную жизнь чел-ка, его сознание) в их взаимосвязи друг с другом. Иными словами, в самом общем виде она изучает субъектно-объектные отношения. Никакая другая наука этой проблемой специально не занимается. Поэтому все философские проблемы так или иначе затрагивают самый общий вопрос – о соотношении материи и сознания. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛ-И И СОСТОИТ В ОТНОШЕНИИ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ. Он имеет две стороны: что явл-ся первичным – материя или сознание, а также верно или нет сознание чел-ка познает материальный мир.
В зависимости от решения основного вопроса фил-и мыслители чисто условно разделились на два основных направления – МАТЕРИАЛИЗМ и ИДЕАЛИЗМ. Материалисты, опираясь на данные научных исследований, утверждают, что первична материя, а сознание чел-ка вторично, оно возникло в результате длительного развития материи. Идеалисты считают, что первично сознание: либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания чел-ка (субъективный идеализм). Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм (от лат. солус – один, единственный, ипсе – сам) – все действительное есть воплощение разума. Идеалисты не отрицают материю, но рассматривают ее как низший род бытия – не как творческое, а как вторичное (сотворенное) начало. Учение о бытии в фил-и называют онтологией .
В решении вопроса О ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА также существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов: СКЕП-ТИЦИЗМ (от греч. скептикос – рассматривающий, исследующий) – идеалистическое философское направление, подвергающее сомнению возможность достоверного познания объективной действительности; АГНОСТИЦИЗМ (от греч. агностос – непознаваемый)- идеалистическое философское течение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей. Учение о познании в фил-и называют гносеологией.
Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал не просто более широкое и всестороннее развитие второй важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной поворот в разработке мировоззренческой проблематики. С этого времени на передний план выходит проблема отношения человека к миру. Как видно из приведенного выше высказывания Протагора, уже софисты подчеркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. И здесь мы должны подчеркнуть, что для философии специфическим является не раздельное рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субъективно, личностно окрашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека. Философия — это самосознающее мышление.
Эта особенность позволила Ф. Энгельсу сделать вывод, что отношение мышления к бытию является основным вопросом философии. Насколько правомерен такой вывод можно оценить лишь после того, когда будет уяснено что имел в виду Ф. Энгельс под понятием “основной вопрос философии”. Ф. Энгельс выделяет две тесным образом взаимосвязанные стороны основного вопроса философии. Первая сторона — это ответ философов на вопрос: что первично, а что вторично — бытие или мышление, природа или дух. В зависимости от решения этого вопроса все философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов. Материалисты утверждают первичность, самодостаточность материи. Весь мир, бытие объясняется ими как продукт саморазвития материи. Идеалисты же в качестве первоначала всего сущего называют духовное начало — личностное или безличностное. Те из идеалистов, которые в качестве первичного начала называют личностное, индивидуальное сознание, мышление, именуются субъективными идеалистами, а те, кто понимают духовное начало как надличностное— объективными идеалистами.
Вторая сторона основного вопроса философии формируется Ф. Энгельсом как вопрос о познаваемости мира, то есть может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь материю, природу бытия, отразить в понятиях все многообразие универсума. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Те же из философов, которые отрицают принципиальную возможность познания бытия, называются агностиками.
Изучение истории философии свидетельствует, что попытка уложить все философские течения, школы и учения в “прокрустово ложе”приводит к значительному упрощению и даже искажению историко-философского процесса. Во-первых, как показано ранее, этот вопрос не всегда стоял перед философами, а во-вторых, для многих философских учений ответ на этот вопрос в таком виде не имел существенного значения.
Однако, если признать, что вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе не сводится только к этим двум сторонам, а в своей наиболее общей формулировке принимает форму вопроса об отношении субъекта к объекту, субъективного и объективного, что, в свою очередь, предполагает нравственное, эстетическое, религиозное, экономическое, политическое и иные отношения, то можно признать, что этот вопрос имеет для философии универсальное значение и присутствует в том или ином модифицированном виде при решении множества иных философских проблем.