Мифологическое мировоззрение. Структура мифа.

Мифологич-е м-ие – это целостное мировосприятие или мирочувствие, сочетающее в себе фантазию и реальность, знания и веру, мысль и эмоции. Это такое м-ие, где вымышленное принимается за реальность. Характерные черты мифологического сознания:1)структура 2)мир надел-ся челов. чертами;3)челов. не выделяет себя из природы;4)объясн-е мира в целом сводится к рассказам о деяниях богов и героев. Миф(греч. слово)- слово о богах и героях. Миф-это есть выражение смысловой обобщенной наполненности слова в его целостности. Миф-это словесное выражение такого объяснения(аллерцепция), при кот. объясняющему образу приписывается объективность. Аллерцепция-это эмоциональный опыт чел-ка. Если объединить вышесказанные предложения, то можно сказать, что миф есть словесное выражение словесной нерасчлененности и объясненной целостности жизненных представлений, при котором субъект-му значению слова придается объективное. Мифологическое мировоззрение и миф(как его основа) рождаются для общинного-родовой формации, и именно при таких обстоятельствах происходит перенесение значений слова, образа на окружающую реальность. Весь мир представляется чел-ку как одна большая семья. Людей окружала природа; она также, как и люди – рождалась и умирала, так и рождался язык. Без языка чел-к – ничто. Со временем появлялся поэтический язык, рождался образ божества. Солнце представлялось их воображению блестящим богом, кот. борется со злой силой ночи. Вулкан – чудище-великан, нападающий на небо. С изображениями богов обращались как с людьми. Пантеон греческих олимпийских богов. В начале всех начал Уран(небо) вступил в брак с Геей(землей). От этого союза произошли Кронос(время). Кронос женился на своей сестре Рее. Он ‘поедал’ всех детей Геи и Урана. Но одного из детей Рея спасает. Это был Зевс. Зевс собирает на Олимпе 12 богов: Амур, Мир, Согласие, Юнона, Аполлон, Минерва, Марс…

В жизни людей мифология играла огромную роль. Благодаря мифам устанавливалась гармония м/д миром и чел-ком, природой и обществом, обществом и индивидом, т.е. удовлетворялись духовные потребности чел-ка, обеспечивалось его внутреннее согласие. Не случайно содержание мифов первобытным людям представлялось в высшей степени реальным, заслуживающим всяческого доверия.Мифология предшествовала ф-ии, как первая попытка построить целостную систему объяснения в реальности.Базовые элементы мифол-ой системы объяснения:1.Концепция строения вселенной. Типично разделение мира на земной, подземный и надземный. Земной мир населяют люди, подземный – души, а надземный – боги. Попасть из одного мира в другой трудно, но возможно.2.Пантеон.Боги и подобные им существа – воплощение природных и социальных явлений (Бог Войны, Бог Моря и т.п.)3.Мифы – повествования о событиях, определявших закономерности природы, человеческие события и запреты.Осн.темы мифов:космогонические – о возник-ии космоса,теогонические - о возн-ии богов,антропогонические-о возникновении человеческого рода, солярные,лунарные, астральные – о возникновении солнца, луны и звезд, эскатологические – о грядущей гибели мира.На первом этапе развития культуры мифология включала все накопленное знание, в том числе и реальные сведения (еще в рамках мифологии знали, что в году 365 дней). Т.е. миф содержит не только вымысел. Миф – это способ накопления информации о мире, обладающий своими особенностями.Основные логические принципы:1.Генетизм – объяснение любого объекта ч/з его происхождение, генезис.(В рамках мифов, понять объект–означает узнать,кто его прародитель).2.Принцип универсальной взаимосвязи, изменчивости всех объектов, возможность их взаимного превращения – «Закон метаморфоз». (Вера в то, что все вещи изменяются, развиваются. Метаморфоза – превращение).3.Антропоморфизм – перенесение на природные объекты характеристик свойств человеческого рода (солнце под «шкурой» такое же, как чел-к). Миф.боги тоже антропоморфны – гораздо больше похожи на людей, чем в поздних религиях.4.Наглядный образный характер и традуктивность. В мифологии нет дедукции и индукции – размышлений ч/з уровень общего. Традукция – заключение от одного частного случая к другому, без выхода на общие идеи.5.Ассоциативность – отсутствие разделения существующих м/д объектами соотношений на существенные и второстепенные. Ассоциация-случайная отдаленная часть мысли. Для мифологии «случайных совпадений» не было, а все было важно. Миф. картина мира еще не содержит в себе переходов и промежуточных состояний. Миф наглядная и естественная систему представлений о реальности, в которой каждое явление находит объяснение. Миф. картина мира отвечала принципу справедливости:любой поступок всегда имел соответствующее наказание или награду.Кроме того, миф-ия была хорошей основой для деятельности: для достижения любой цели в мифологии предлагались средства для действий. Практическая система действий, основанная на мифологии, как теоретическом образе мира называется магией. Магия – прикладная миф-ия.Сущность магии–вместо реального действия, направленного на реальный объект можно предпринять символическое действие, направленное на заместитель объекта, при этомзаместитель и объект должны быть связаны одной из ассоциаций.С появлением религии и рациональных форм познания мифология не исчезает абсолютно. Миф. образы и сюжеты используются другими сферами культуры: религией, искусством, философией. В современном общест.сознании миф-ия существует в фольклоре, в суевериях и приметах, в околонаучном знании.





Наши рекомендации