В социальной революции разрешается не какое-то, а основное противоречие любой общественной системы – противоречие между её производительными силами и производственными отношениями.
На определенной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Когда, в результате этого противоречия, производственные отношения превращаются в оковы для стремящихся развиваться производительных сил, наступает эпоха социальной революции, которая, решая основное противоречие, меняет, прежде всего, экономические основы общества, то есть меняет базис общественно-экономической формации.
С изменением экономической основы общества, то естьс изменением базиса,более или менее быстропроисходит переворот во всей громадной надстройке общественно-экономической формации.
В конечном итоге, социальная революция – это совокупность переворота материального производства, и переворота идеологического, происходящего в политической, религиозной, художественной, философской и в иных сферах жизни, где люди осознают социальный конфликт и борются за его разрешение.
Если рассматривать ход человеческой истории, то социальные революции – это важнейшие этапы общественного развития, которые не только отделяют одну общественно-экономическую формацию от другой, но и сохраняют преемственность исторического движения. Без социальной революции не было бы исторического движения, поскольку ни одна общественно экономическая формация без нее не смогла бы занять место предшествующей формации.
Социальные революции, таким образом, можно назвать выражением сути естественно-исторического процесса развития общества. Будучи, по Марксу, неизбежными, социальные революции являются законом истории, ее «локомотивами» и обеспечивают смену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной, в следующем порядке:
– первобытнообщинный строй;
– рабовладельческий строй;
– феодальный строй;
– капитализм;
– коммунизм.
Несмотря на всю непохожесть и специфичность социальных революций для разных стран и для разных исторических эпох, у них всегда есть повторяющиеся существенные черты и процессы.
Эта повторяемость обнаруживается в том, что коренная ломка старой формации всегда имеет свои истоки в обострении противоречий между производительными силами и производственными отношениями данного общества. Поэтомусоциальная революция протекает в форме классовой борьбы и вообще, социальная революция – это есть высший этап развития классовой борьбы, дошедший до наибольшего ожесточения.
В ходе социальной революции решается вопрос о власти, и, следовательно, социальная революция свидетельствует,прежде всего,о политическом кризисе данного общественного строя,поскольку политическая устойчивость любого общества выражается в устойчивости его власти.
Именно политический кризис общества, если он переходит в кризис власти и сопровождается экономическим и социальным кризисом, свидетельствует о возникновении революционной ситуациив обществе, то есть о возникновении условий, формирующих возможность социальной революции.
Кратко революционную ситуацию можно назвать общенациональным кризисом, который, по разработкам Ленина, характеризуется следующими главными признаками:
1. Невозможность для господствующих классов сохранять в неизменном виде свое господство. То есть – «верхи больше не могут», хоть и хотят, жить по старому.
2. Обострение выше обычной степени нужды и бедствий угнетенных классов. То есть – «низы больше не хотят» жить по старому, потому что не могут.
3. Значительное повышение активности масс, приводящее их к самостоятельному историческому выступлению.
Для победы социальной революции недостаточно только наличия революционной ситуации. Необходимо также, чтобы к этим объективным предпосылкам социальной революции присоединились субъективные предпосылки:
– способность масс к смелой, самоотверженной борьбе и
– наличие опытной революционной партии, осуществляющей правильное стратегическое и тактическое руководство борьбой масс.
Основные термины
БАЗИС (марксизм) –совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях исторического развития общества.
КАПИТАЛИЗМ – общество, в котором собственностью, определяющей социальное положение и влияние на власть, является промышленно-финансовый капитал.
КЛАССОВАЯ БОРЬБА – непримиримое столкновение классов.
КОММУНИЗМ (в марксизме) – сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.
НАДСТРОЙКА(марксизм)–совокупность духовной культуры, общественных отношений и социальных институтов общества.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – определенный, исторически сложившийся тип общества, основанный на том или ином способе производства.
ОТРИЦАНИЕ (диалектика) –переход старого в новое с сохранением всего лучшего из старого.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС – состояние общегосударственного конфликта, сопровождающееся бессилием власти осуществлять руководство обществом.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – совокупность применяемых в производстве орудий труда, технологий, транспорта, помещений, предметов труда и т.д., и людей, как носителей знаний, умений, навыков, производственного опыта.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ –отношения людей в процессе производства.
ПРОТИВОРЕЧИЕ – момент постоянного противоборствующего взаимодействия противоположностей.
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ – общество, в котором основной экономической собственностью являются рабы.
РЕВОЛЮЦИЯ – полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.
СКАЧОК – процесс коренного изменения наличного качества и рождения нового качества в результате накопления количественных изменений.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ –резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом.
ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ – общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.
41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь.
Структура общественного сознания и его основные формы.
Обыденное и теоретическое сознание.