Сам же мир находится в постоянной изменчивости (в становлении), потому что в нем борются противоположности.
ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?
Представители Эмпедокл.
Основные достижения учение очетырехвечных и неизменных первоэлементах мира –огне, воздухе, воде и земле.
ЭМПЕДОКЛ. Архэ – это огонь, воздух, вода и земля:
1. Нет мысли очевиднее, что всё в мире представляет собой или природу огня, или природу воды, или природу воздуха, или природу земли. Следовательно, не должно быть и мысли очевиднее той, что первоэлементы мира, создавшие его, также имеют этот четырехкомпонентный состав – огонь, воду, воздух и землю.
2. Нет мысли очевиднее, что всё в мире или постоянно нарождается, или постоянно умирает,но в разумной гармонии. Следовательно, это процесс не случайный, не хаотичный, а разумный, то есть кем-то руководимый, и это процесс не эпизодический, а космический, то есть, присущий миропорядку по его сущности. А,если это процесс руководимый и космический, то и руководить им должны разумные и космические сущности – боги.
3. Теперь рассмотрим природу нарождающегося и умирающего в процессах мира.
Что касается чего-то нарождающегося в постоянном процессе изменений мира, то оно произрастает количественно – в размерах, в пропорциях, в весе, в численности и т.д.
Тогда можно сказать, что нечто нарождающееся произрастает количественно из-за того, что собирает в себя первоэлементы мира. По признаку главного действия – соединения – это сходно с любовью. Следовательно, процессами нарождения в мире руководит богиня любви.
Таким образом, богиня любви постоянно соединяет четыре первоэлемента в вещи,а качественная разница всех вещей определяется разной пропорцией содержащихся в них этих четырех первоэлементов.
4. А нечто умирающее в этом процессе сходно с распадом, то есть с потерей элементов, что по основному действию – разъединению – сходно с враждой. Следовательно, процессами умирания управляетбогиня вражды, то есть, эта богиняпостоянно разлагает все вещи на четыре первоэлемента мира.
5. Поскольку первоэлементы разъединяются, но мир снова собирается из них в прежнем количестве, то, следовательно, эти первоэлементы неуничтожимы, не заканчиваются, не исчезают, и, стало быть, эти первоэлементы вечны.
6. Поскольку первоэлементы разъединяются, а потом снова соединяются в одни и те же вещи мира, то эти первоэлементы неизменны, потому что мир разумно многообразен, но не беспорядочен.
7. Таким образом, в мире действуют две противоположные силы – одна из них постоянно соединяет первоэлементы в разные вещи мира, а другая, в это же время, постоянно разъединяет эти вещи на первоэлементы.
8. В результате постоянного и одновременного действия этих противоположных сил, постоянно возникают моменты, когда та или другая сила преобладает, из-за чего постоянно появляются и исчезают вещи, меняются пропорции первоэлементов в вещах, меняются сами вещи, и, благодаря всему этому, постоянно изменяется сам мир.
9. Это переменное по успеху противостояние противоположных сил мира говорит о том, что наблюдаемый нами мир является промежуточным состоянием между двумя крайними циклами преобладания то одной, то другой силы.
10. В цикле преобладания богини любви весь мир превратится в шар, вобрав в себя все элементы, потомучто у шара самая совершенная по экономичности форма объединения вещества, а миру, как космосу, свойственны совершенство и гармоничность.
11. В цикле же преобладания богини вражды все первоэлементы разъединятся, и мир распадётся.
АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?
Представители Анаксагор. Первый преподаватель философии.
Основные достижения натурфилософскоеучение о неразрушимых элементах – «семенах вещей», гомеомериях.
АНАКСАГОР. Архэ – это семена вещей, гомеомерии:
1. Следует признать и вечность, и неизменность первоэлементов, как у Эмпедокла. Но качественное многообразие мира, при беспристрастном и внимательном рассмотрении его учения, не может объясняться природой только четырех элементов.
При внимательном и беспристрастном рассмотрении самого мира, можно заметить, что его качественное многообразие разумно, но практически бесконечно.
Следовательно, если бесконечно многообразно качество всех вещей в мире, то бесконечно многообразными по качеству должны быть и первоначала всех этих вещей.
2. Итак, первоначала вещей мира бесконечны по своим качественным свойствам. А что же по количеству?
Здесь ответ очевиден – первоэлементов мира должно быть неопределенное множество, поскольку, если невозможно определить количественно всё многообразие качеств мира, то точно также невозможно определить и количество первоэлементов, создающих эти качества.
3. Таким образом, вещи складываются не из четырехкачественных первоэлементов, а из их неопределенного множества, и каждое из этого множества имеет своё особое качество.
Следовательно, эти первоэлементы, как семена произрастают своими характеристиками в вещах, образуя своим неисчислимым набором всё многообразие мира.
4. Но такое многообразие качественных элементов мира создавало бы хаос в нем, если бы над мировыми процессами не осуществлялось разумное руководство. Откуда же проистекает это несомненное руководство семенами всех вещей мира?
Задача столь большой сложности не подвластна слепому механическому закону, который не способен видоизменять природу вещей гармонично или по ситуации. Эта задача не подвластна и отдельным богам, которые распространяют свои силы только на подчиненные им явления, но не на весь мир.
Поэтому, по наблюдаемой нами высочайшей степени совершенства мира, его организующая сила должна быть столь же максимально совершенна и столь же всеобъемлюща, как и сам мир. А нет ничего более совершенного и более всеобъемлющего, чем разум, и, следовательно,семенами вещей управляет вселенский Разум, Ум (Нус).
5. Таким образом, в истоках мира существует неопределенное множество начал или семян, каждое из которых обладает сугубо конкретным качеством. Набор этих семян, и, соответственно, набор их качеств, бесконечно разнообразен. Вещи складываются из этих семян, и качество вещей определяется преобладанием того или иного качества образующих их семян, а мир вещей упорядочен потому, что вселенский Ум (Нус) руководит семенами и вызывает их упорядоченное движение.
ШКОЛА ПИФАГОРЕЙЦЕВ
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей; из чего произрастает гармония мира?
Представители мощное религиозное движение, община, ученая каста, орден со сложными ритуалами и строгой системой посвящения. Полный покров тайны над обрядами и положениями для чужих, и такая же закрытость особо важных тайн даже от множества своих. Элита ордена – математики. Основатель – Пифагор, математик, астроном и духовный наставник многих ученых того времени.
Основные достижения первое формулирование математики, как способа описания бытия; попытка разработать концепцию универсального применения числа к познанию мира.
ПИФАГОРЕЙЦЫ. Архэ – это число:
1. Следует признать, что первовещество, архэ, если мы хотим его отыскать, изучить и познать, должно для нас проявиться только в каком-либо обязательно универсальном признаке мира, потому что архэ создаёт мир универсально из себя.
2. Итак, что же такого универсального видит человек в мире, когда изучает или познает его?
Универсально, то есть всегда и везде, человек видит возможность измерить любое явление мира. Таким образом, изучить и познать какое-либо явление в мире в универсальном смысле – это, прежде всего, измерить его.
Это универсальное познавательное действие, измерение – есть не только действие по сложившейся возможности, это есть непосредственно первое и необходимое познание той или иной вещи, того или иного явления, ибо через измерения мы даем этим вещам и явлениям качественные определения, которые проявляют для нас то, что они есть по своему существу.
3. Таким образом, весь мир во всех его частях можно универсально выражать в числе, и через это число вообще понимать, что есть такое та или иная часть мира.
Следовательно, общее для всего мира, что содержится в каждой его части – это число, ипоэтому число должно считаться началом всех вещей, первоначалом мира, архэ.
4. Но обратим внимание, что число является также и первоначалом всего в математике, и, следовательно, мир и математика имеют одну общую структуру – арифметико-геометрическую, так как и мир, и математика исходят от одного и того же универсального первоначала – числа.
5. А что же такое математика в универсальном смысле? В универсальном смысле математика – это есть числовые закономерности.
Из этого следует признать, что, если мир и математика структуроподобны, тов мире царят математические законы, которые суть даже не законы математики, а вообще законы существования универсального первоначала мира – числа.
6. При практическом рассмотрении явлений мира следует признать, что эта мысль справедлива, ведь к закономерностям числовой структуры можно свести все видимые и слышимые явления в мире, даже акустику и музыку.
Числовые закономерности проявляются во всех предметных вещах, и, таким образом,весь видимый мир является лишь внешним образом некоей внутренней структуры числовых законов.
Мир, следовательно, потому и является таким точным, упорядоченным и закономерным, что в нем проявляется действие главного закона любой числовой структуры – выражать свои внутренние, точные порядки и закономерности, независимо от каких-либо внешних факторов, или от чьего-либо произвола.
7. Следовательно, всё, что имеет в мире точное внутреннее значение, независимое от внешнего постороннего желания – есть свойство чисел создавать из своего наличия строгие закономерности.
И мы видим, что даже то, что нельзя увидеть или услышать, даже то, что невозможно измерить и выразить числом, даже это имеет своё точное внутреннее значение, независимое от внешнего постороннего желания, например – нормы поведения и морали. Таким образом, даже нормы поведения и мораль этого мира выражают собой и проявляют в себе закономерности какой-то числовой структуры.
Следовательно, начала всех вещей не в огне, не в воде, не в земле или воздухе, или в чем-то там ещё другом, а в числе, и число определяет не только предметный мир вещей, но и духовные процессы этого мира.
ЭЛЕАТЫ(Элейская школа)
Основная изучаемая проблема что есть истинное бытие? В чем критерий истинности познания бытия?