Осн концепции исследования об-ва в совр. ф-и: марксистская, соц действия, структурного функционализма, коммуникативного действия.

Социальная ф-я – раздел ф-и, изучающий и описывающий качественное своеобразие об-ва, его структуру, компоненты и связи между ними, законы общественного развития, перспективы и логику социальных процессов Выделяют 3 основных подхода к изучению об-ва: 1. Натуралистический подход – общество уподобляется природным объектам (механическим, биологическим) и рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, при чем географические, космические факторы выступают в качестве ведущих в развитии общества. (Т. Гоббс, П. Гольбах, Г. Спенсер.). Натуралистическая программа в социальной философии представлена 3 основными вариантами: редукционистской, органицистской, и этноцентристской.2. Культур-центристский подход – об-во рассматривается как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами. (И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель, И. Хейзинга и др.). 3. Психологический подход предлагает рассмотрение общества как особой психической реальности, в которой действуют воля, инстинкты, желания, бессознательное индивида, массы, толпа. (Л. Уорд, В. Парето, З. Фрейд.). Т.о., психологический подход объясняет об-во с точки зрения психологии индивида, его эмоциональной, волевой и бессознательной сфер.марксистская модель социальной реальности: общество рассматривается как результат развития общественно-исторической практики людей. Исходная идея состоит в том, что люди в процессе своего взаимодействия друг с другом вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие общественные отношения. Базис общества-экономические отношения.Базису соответ­ствует надстройка, в состав которой входят определенные политические, правовые, религиозные и другие институты. Базис общества включает в себя производственные отношения. Производственные отношения характеризуются в основном отношениями собственности между теми, кто собственностью владеет, и теми, кто ее лишен. Единство производительных сил и производственных отношений образует способ производства материальных благ. Движущей силой развития общесва выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Это приводит к социальному классовому конфликту Такой конфликт может быть разрешен только путем социальной революции.В концепции общества как продукта общественной рационализации М. Вебера акцент сделан на социальных действиях индивидов. Понять социальное действие – значит объяснить происходящее в обществе. Характеризуя социальные действия индивидов, М. Вебер выделяет четыре идеальных типа:1) аффективное – основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;2) традиционное – побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имеющим характер социального автоматизма;3) ценностно-рациональное – характеризующееся сознательным следованиям принятой в обществе или социальной группе системе ценностей, независимо от реальных его последствий;4) целерациональное – определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и расчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех совершенного действия.Основная идея теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса заключается в раскрытии возможности установления принципиально ненасильственных способов социального бытия. Осуществление этой программы связано с трансформацией европейской рациональности, моделирующей насилие в формах технологического операционализма и логического дедуктивизма.Функциональный подход по изучению общества был обоснован Т. Парсонсом, который считал, что подсистемами общества являются экономическая, политическая, социальная и система социализации или культуры, каждая из которых выполняет свою функцию. Так, экономическая подсистема осуществляет функцию адаптации, т. е. приспособления общества к природной среде, эффективного управления ресурсами и удовлетворение материальных потребностей индивида и общества. Политическая подсистема выполняет функцию целеполагания, т. е. принятия рациональных решений и мобилизации ресурсов на их осуществление. Функцию интеграции реализует социальная подсистема, а система социализации – функцию воспроизводства и поддержания образца, т. е. осуществления процесса включения человека в социальную систему, общество. Все эти подсистемы в своем взаимодействии создают непрестанно функционирующую целостную систему общества.



Наши рекомендации