Эколог. ценности, коэволюционная стратегия и глоб проблемы соврем. цив-ции. Осн. сценарии их решения.
Сегодня, когда проблема эколог-го кризиса приобрела особую активность возросла необход-ть в формиров. новых ценностно-этических пред-ний чел-ка и об-ва. Принципы гуманизма должны иметь место не только к чел-ку, но и к пр-де. В этом смысле гуманизм превращается в экогуманизм, кот. подразумевает бережное отношение чел-ка к приодн. миру. Категорическ. императив сформулир. Кантом как золотое правило нравственности в наст. вр. приобрет. новое содерж. закл-я в след: любой действ. субъект во всех своих помыслах и делах имеющ отношен. к природе должен вести себя так чтобы эта норма повед. могла стать всеобщ. эколог. законом. В наст. вр. эколог. кризис рассматр. как глоб. проблема соврем-ти. Глоб. наз та проблема, кот. затрагив интересы чел-ва в целом и подравает основы чел-го существ. Теперь явл. очевидным, что антропоген. нагрузка на биосферу достигла крит. отметки. Биосфера вышла из сост. уст-ти и почти утратила спо-ть стабилизировать окр. среду. В этой связи итогом чел-кой деят-ти может стать эколог катастрофа, кот может повлечь за собой гибель людей и всего живого на земле. Сущ. и др. сценарии будущ.: 1. сохран. современ. положен. 2.возникнов. нового средневековья( уменьш населен.., технолог торможение, свёртыван.науки и высоких технолог).3. осущест-еперехода к ноосфере т.е. укрепление мир. единства., поддерж. фундамент. наук и выс. технолог.) Несмотря на разл. сценар. будущ. важно отметить что глоб. проблемы можно решить только через создание новой системы ценностных ориентаций. Нов. цен-ти должны основыв. не на антропоцентризме, а на биосфероцентризме. Биосфероцентризм акцентирут вниман. на необ-ти поддержания биосферы в сост. равновес., а также предполог. осознание самого феномена жизни.
Осн концептуальные подходы осмысления природы человека в класс. и неклас. ф-и: натуралист, рационалист., фил.-религ, социологозатор., экзистенц.-персоналистская, психоаналит., синтетич.
Натурал. конц.-эта конц. рассматр. чел-ка как эл-т природы, кот сущ-ет по её законам. Человек фактически явл. животным, а некотор. мыслители Нитше и Фрейд оценив. чел-ка, как биолог. ущербное животное.Рационалист. конц.-её представл. мыслители начиная от Платона до Гегеля. В этом случае счит-ся, что отличит. особен-ю чел-ка явл. разум и сознание. Это позвол-т ему постигать законы внешнего мира и планиров. своё будущ. Социологизат. конц.-автором конц. выступ. марксизм,структурализм. Сущ-ть чел-ка связана с общ-ми усл-ми его развит, а также с сознательн. деят-тью, в проц-се кот. чел-к явл. предпосылкой и продуктом истории. Экзист.-персоналит.-эта конц. не сводит сущ-ть чел-ка к соц законам. Осн вниман уделяется опыту и личн судьбе.
Соврем. концепции антропогенеза: креационистская, эволюционная, игровая, трудовая.
Антропогенез – происхождение человека. Наиб. ранние подходы связаны с разл. мифолог. конц. чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифолог. мировоз-ю пришло религиозное, в рамках кот. была обоснована креационистская (от лат. сreatio – творение, создание) модель происхожден мира и человека. Согласно этой модели, чел-к явл.рез-том божествен. творения, его образ и подобие» и наиб. соверш и уникальн создание Бога на земле. Чел-к не может быть, с точки зрения креационистов не может быть обусловлен прир. факт-и, они с необходимостью связаны с творением Божествен начала. В становлении эволюционнойконц. заметное значение оказала работа Дарвина, Энгельса. Считает, что прим. 5-8 млн. лет н. возникли первые гуманоидные сущ-ва, ставшие промежуточн звеном м/у обезьяной и человеком. Они обладали рядом признаков: прямохождение, изменен руки и увелич объема гол. мозга, кот в дальн-ем получ. разв, обеспечив биолог.основы антропогенеза.Труд. конц.-счит. что чел-к произошел от гуманоида, т.е общего предка чел-ка и обезьяны.Прдки чел-ка имели уникальн мозг, способн к конструкт деят-ти. Проц-с выделен чел-ка из жив-го мира осущ-ся по сред-вом инстиктивн, бессознательной трудовой деят-ти, потом эта деят-ть заменилась трудом, кот присуща цель – удовлетворен. запросов и матер. благ. Игров. конц.-форма свободн. творч. акивн-ти кот. явл избыточной по отношению к матер. интересам т.е. игра исключала практическ. целесообраз-ть. Благодаря игре чел-к может отвлечься от повседн-ти и реализов-ть свою свободу. Счит. что все формы культ. твор-ва (религия,право, иск-во, фил-я) обязаны своим происхожд. игре.