Философия русского космизма. Федоров и его продолжатели.
Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX — начала XX вв. является так называемая космическая философия, или, как чаще ее именуют, русский космизм.
Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:
• Философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.
• Религиозные идеи, несомненно, оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Многие из его представителей были в той или иной степени религиозными мыслителями, например, Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, П.А. Флоренский. Суть религиозного влияния проявлялась здесь в первую очередь через нравственные постулаты религии. Христианская идея о том, что все люди, независимо от их различий, — братья, дает изначальную установку о единстве всего сущего — земного и небесного. Этот постулат лежит в основе русского космизма.
• Естественно-научные — не будь в учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически- религиозное учение.
Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX в. и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов на гениальные догадки, носящие научно-практический. характер и опирающиеся на науку как средство достижения благородных целей. Так, развитие науки, прогресс человеческого знания позволили Н.Ф. Федорову выразить надежду и рассчитывать на будущее воскрешение умерших не только с помощью божественной благодати, a в первую очередь благодаря научным методам. Быстрое развитие науки и техники позволило К.Э. Циолковскому разрабатывать идеи о способах перемещения человека в космическом пространстве.• Исторические корни русского космизма имеют самое непосредственное отношение к России и национальным особенностям русского народа.
Проблематикой русского космизма активно занимались такие мыслители, как Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, Л. Чижевский.
Н.Ф.Федоров (1828—1903) по праву считается отцом русского космизма. Вся философия Федорова концентрируется вокруг главной для него идеи — победы над смертью, воскрешении мертвых. Федоров — философ нравственности. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь; а высшая нравственность — это деятельность («дело») во имя жизни. Величйшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем, тот предел, который устанавливает для нее смерть. По мысли Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие для всех. Для осуществления этой глобальной идеи необходимо осуществить ряд задач. Первое — изменить небратское, неродственное отношение людей друг к другу. Федоров пытается показать человечество как единый род, который в силу своей сути объединяет и современников, и уже ушедшие поколения «отцов». И «общее дело», которое может объединить всех людей и ликвидировать небратские отношения, — это борьба всех против смерти. Однако этому объединению людей, по Федорову, мешает враждебная им «слепая природа». Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой-человечество будет в состоянии победить и смерть.
Огромная роль принадлежит науке. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие человечеству. Необходимо также обеспечить его необходимым местом для нормального существования. Федоров решает эту задачу очень просто. Для этого нужно переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания». И здесь достойная новая задача для науки — помочь людям овладеть космосом. Именно он первым заявил, что Земля не является границей для человека, «нужно считать Землю только исходным материалом, пунктом, а целое мироздание - поприщем нашей деятельности».
Космизм Н.Ф. Федорова оказал сильное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе таких выдающихся ученых-естествоиспытателей, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский.
К.Э.Циолковский (1857-1935), выдающийся русский естествоиспытатель, пионер ракетостроения, обладал обширными познаниями и разносторонними интересами как в области естественных наук, техники, так и в области философии. Основанием своей «естественной философии» Циолковский считал «познание Вселенной», а также «отречение от рутины, которую дает современная наука». Циолковский полагает, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Правда, в качестве доказательства этого утверждения он считает достаточным то обстоятельство, что Вселенная безгранична. Иначе «какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?» А на основании сравнительной молодости Земли им делается вывод о том, что на других «старших планетах жизнь гораздо более совершенна» По Циолковскому, в ходе эволюции со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала — в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем — союза союзов и так далее до бесконечности, так как бесконечна сама Вселенная Идеи Циолковского о единстве разнообразных миров Космоса, его постоянном совершенствовании, включая и самого человека, выходе в Космос имеют важный мировоззренческий и гуманистический смысл.
А.Л.Чижевский (1897-1964) был основоположником науки о Солнце и его влиянии наземные процессы. Ему принадлежит ряд выдающихся открытий в области естественных Hayк. Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возмущения на Солнце в силу единства всего существующего в Космосе могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государств. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце существенно влияет не только на физические (биологические) процессы на Земле, но и на социальные процессы. Социальные катаклизмы, происходящие на Земле (войны, бунты, революции) во многом определяются, по мнению Чижевского, поведением нашего светила. Многие его идеи нашли свое применение в области космических наук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияние.
1) Милетская школа
33. Русская религиозная философия конца 19 нач 20(Достоевский, Соловьев, Бердяев)
Духовное движение, традиционно именуемое "русским религиозно-философским ренессансом", начинается на рубеже XIX и XX веков как вполне закономерное явление в истории отечественной мысли и культуры. Предпосылками для этого движения стали: философский элемент в традиции русской православной мысли; творчество русских романтиков, славянофилов, Чаадаева, Гоголя, Достоевского и многих других мыслителей, в котором обсуждались метафизические проблемы человеческого и культурно-исторического бытия. Наконец, непосредственное и очень значительное влияние оказала метафизика всеединства Вл. С. Соловьева и сама личность философа. Существенную роль сыграли также обстоятельства социального порядка: разочарование определенной части российской интеллигенции в политическом радикализме и материалистической идеологии (особенно после революции 1905 года), ее обращение к традиционным, в том числе религиозным, ценностям. Можно спорить об элитарности или "узости" культурного слоя ее носителей, о перспективах ее дальнейшего развития.
Философский процесс в России в начале XX века, безусловно, не исчерпывался религиозной философией. В тогдашней русской мысли в той или иной степени были представлены практически все значительные течения западной философии: от позитивизма и марксизма до кантианства и феноменологии. Религиозная философия в тот период не была "магистральным" или наиболее влиятельным направлением, но она не была и неким второстепенным явлением (внефилософским, литературно-публицистическим и т.п.).
Ф.М.Достоевский. (1821-1881). Исповедывал идеи почвеничества, для кот хар-но религиозная ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.
Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). его взгляды: Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества. Необходимо подготовить чел к восприятию христ ценностей. Челов является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и божетвом.
Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанционный, умственный, чувственный). Субстанционный мир - мир находится в единстве с Богом. Умственный мир - умственно-идеальная сфера. Чувственный мир - мир людей. Человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть. Человек раздираем внутренними противоречиями между безусловным и условным (божественным и человеческим). Метод их преодоления: обращение к религии и через действия и помощь государства.
Н.А. Бердяев (1874-1948гг.) в начале своего творчества примыкал к «легальному марксизму», позже стал ярым противником учения Маркса, был членом религиозно-философского общества. Человек обладает свободой воли, противопоставленной необходимости и Богу. Существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла - соединение с Богом, возникновение богочеловека. Бердяев говорит о неизбежности революции в истории.