Общая хар-ка , проблемы Европейского Просвещения (Вольтер, Руссо, Монтескье)

Черты:

1. В историю 18 век вошел как эпоха Просвещения. Родина – Англия. Затем распространение в о Франции, Германии и России.

2. Духовная атмосфера того времени: развитие науки обретает широкий размах и становится достоянием широких кругов мыслящих людей.

3. Исходные идеи – культ науки и прогресс человечества. Девиз: «Все должно предстать перед судом разума!»

4. Францию в 18 в. характеризуют огромное кол-во идейных исканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество полит. событий. Страна вступила в период первоначального капиталистического накопления.

5. Просветители заботились о распространении просвещения среди народных масс. Идеал: принцип равенства как требование здравого смысла.

Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.): правовед и философ.

Труды: «Персидские письма», «О духе законов».

Основные идеи:

1. Выступал против деспотизма («неправильная форма правления»).

2. Для «правильных» форм (напр., демократия, монархия) средством обеспечения законности считал принцип разделения властей.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778): один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения; философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства и педагогики.

Труды: трактат «Об общественном договоре», «Рассуждение о начале и основаниях неравенства», «Исповедь».

Основные идеи:

1. Веря в Бога и признавая бессмертие души Руссо утверждал, что материя и дух – 2 извечно существующих начала.

2. Теория познания. Придерживался идей сенсуализма, однако был сторонником врожденности нравственных идей.

3. Критиковал феодально-сословные отношения и частную собственность. Различал 2 вида неравенства: физическое (разница в возрасте, даровании) и политическое (различные привилегии). Его идеал – далекое прошлое, когда все люди были равны.

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694 – 1778 гг.): знаменитый писатель и мыслитель.

Труды: «Философские письма», «Философский словарь», поэма «Светский человек».

Основные идеи:

1. Вольтер раньше других остро почувствовал надвигающуюся революцию. Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, устного и печатного слова.«Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам». Он возлагал надежды на мудрость правителя, короля-философа.

2. Резко критикуя различного рода злоупотребления церкви, Вольтер признавал необходимость веры в Бога, как перводвигателя Вселенной. Мышления и душевные явления – проявление божественной силы. Вольтер не допускал самой возможности существования общества вне веры в Бога.

3. Резко критиковал феодальный режим с его чудовищными злоупотреблениями. Благо общества требует, чтобы человек считал себя свободным.

25. Французский материализм 18 в. (Ж. О. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах).

Дени Дидро (1713 – 1784 гг.): знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист, писатель, худ. критик.

Труды: «Мысли об объяснении природы», «Физиологические очерки», «Энциклопедия».

Основные идеи:

1. Посвятил свою творческую деятельность науке и философии, в значительной вопросам познания природы.

2. От молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума.

3. Пример с камнем. Специфические особенности жизни – раздражимость и чувствительность.

4. Душа – продукт единства организма, его целостности. В своих «Элементах физиологии» Дидро высказал глубокую мысль: «Я не могу отделить даже в абстракции пространства и времени от существования. Значит оба эти свойства существенно характерны для него».

Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723 – 1789): философ-материалист,

Труды: «Система природы» («библия материализма»)

Основные идеи:

1. Главное его сочинение «Система природы» – «библия материализма». Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования.

2. Материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она – своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов.

3. Гольбах дал «классическое» определение материи: материя – все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения.

4. Добродетель – деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения.

5. Счастье заключается в удовольствии.

Ж. О. Ламетри (1709 – 1751 гг.): врач-материалист.

Труды: «Человек-машина».

Основные идеи:

Материалистическое объяснение душевных, личностных особенностей человека: «Воображение засоряется вместе с нашими внутренними органами, отчего и происходят все эти явления истерических и ипохондрических заболевания».

Наши рекомендации