Б 56.понятие техники и технологии ,их роль в жизни общества
Философия техники – философская дисциплина, сложившаяся во второй половине XIX в. и стремящаяся осмыслить природу техники и оценить её последствия для культуры.
В фокусе современного изучения философии техники стоят два феномена – техника и технология. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, а сегодня также и в виде технических сооружений и даже технической среды. К феноменальным характеристикам техники относятся также знания, используемые в технике, и различные формы осознания техники. В отличие от феноменальных описаний, используемых в философии техники собственно как эмпирический материал, осмысление сущности техники – это ответ на такие фундаментальные вопросы, как: в чём природа техники? как техника относится к другим сферам человеческой деятельности – науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности? когда техника возникает и какие этапы проходит в своем развитии? действительно ли техника угрожает нашей цивилизации, как это утверждают многие философы? каково влияние техники на человека и природу? наконец, каковы перспективы развития и изменения техники?
Философия техники ориентирована на две основные задачи. Первая задача – осмысление техники, уяснение её природы и сущности – была вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной «техногенной цивилизации». Постепенно становится понятным, что кризисы нашей цивилизации – экологический, антропологический (деградация человека и духовности), кризис культуры и т.д. – взаимосвязаны, причём техника и, более широко, техническое отношение ко всему является одним из факторов этого глобального неблагополучия. Вторая задача – это поиск путей разрешения кризиса техники, прежде всего в сфере новых идей, знаний, проектов. К философии техники сегодня относят и такие проблемы, как определение основ научно-технической политики, разработка методологии научно-технических и гуманитарно-технических экспертиз, методология научно-технического прогнозирования и др.
Под влиянием культурологических исследований, которые в последние годы оказывают всё большее влияние на философию техники, возникла и такая проблема: входит ли понимание (концептуализация) техники, то есть сугубо психологический и культурный феномен, в сущность техники? Культурологические исследования показывают, что, например, в архаической культуре орудия, простейшие механизмы и сооружения понимались в рамках анимистической картины мира. Древний человек думал, что в орудиях (оружии) присутствуют духи, помогающие или препятствующие человеку. Соответственно, формирование техники в культуре Нового времени привело к тому, что современный человек видит в технике действие законов природы и своё собственное инженерное творчество.
Вторым по значимости объектом изучения в современной философии техники выступает технология. При этом необходимо различать технологию в узком понимании, как совокупность (систему) правил, приёмов, методов получения, обработки или переработки сырья, материалов, промежуточных продуктов, изделий, применяемых в промышленности, и технологию в широком понимании. По определению Н. Вига, технология в широком понимании – это новая дисциплина, базирующаяся на философии техники; её базовой предпосылкой является то, что технология стала играть центральную роль для нашего существования и образа жизни и поэтому должна исследоваться как фундаментальная человеческая характеристика. О технологии в широком смысле заговорили после того, как люди научились управлять развитием производства и заметили, что управляемое и контролируемое развитие производства и техники позволяет решить ряд сложных народнохозяйственных или военных проблем. Дальнейший анализ показал, что цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда связаны не столько с новой техникой, сколько с новыми формами кооперации, организации производства или деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с энергией и целеустремленностью усилий общества и государства и т.д.
Постепенно под технологией во втором понимании стали подразумевать сложную реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (является механизмом новаций и развития), а по сути, представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т.д.), существенно детерминируемых, однако, рядом социокультурных факторов. Одна из важнейших философско-методологических проблем – возможность управления технологией и обретение свободы в условиях тотальной технологической обусловленности. Эту проблему наиболее чётко поставил М. Хайдеггер, показав, что вся наша цивилизация работает на «постав», то есть осуществляется в форме воспроизводства технологических поставляющих цепочек и процессов. Ж. Эллюль усилил этот тезис, утверждая абсурдность современной техники и технологии. С одной стороны, подобные рассуждения понятны: они фиксируют ситуацию, как её видят и оценивают многие философы. С другой, – налицо проблема: ведь понятие технологии как раз и призвано обеспечить интеллектуальные условия для управления и овладения техникой. К тому же сами философы показывают, что за технологией стоит более сложная реальность, а именно – социальные институты, человеческая деятельность, ценности, картины мира. Если с этим соглашаться, то вопрос о свободе в условиях тотальной технологической обусловленности можно переформулировать в проблему целенаправленного воздействия на указанные компоненты нашей цивилизации и культуры.
Знания по философии техники необходимы сегодня в целом ряде областей: собственно в философии, в системе управления народным хозяйством (экспертиза научно-технических проектов, консультирование, прогнозирование и т.д.), в разных областях науки и техники, наконец, даже в гуманитарных дисциплинах (как момент рефлексии технической и технологической стороны гуманитарной работы и мышления).
Б 57.философия культуры
Существует множество определений культуры. Самое широкое понимание – это всё, произведённое человеком за вычетом природного. Слово «культура» обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности.
Со второй половины XVIII века культура рассматривается как, во-первых, процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству; во-вторых, историческое развитие человеческой духовности, обеспечивающей прогресс человечества (моральное, эстетическое, религиозное, правовое, научное и политическое сознание); в-третьих, автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации.
В исследовании культуры познание шло от отождествления её со всем, что сотворено человеком, к анализу человеческой активности (деятельности, поведения и общения), благодаря которой создаётся надприродная искусственная сфера человеческого бытия.
В процессе становления человека и общества на протяжении длительного времени ведущее место в культуре занимало обеспечение жизненного цикла человека, удовлетворение потребностей самосохранения человеческого рода. Переход от присваивающего к производящему хозяйству актуализировал культуру процесса производства. Для обеспечения технологии деятельности понадобилась культура управления людьми, что обусловило появление власти и государственности. Формировалась культура общественных отношений(экономическая, отношений исторических и социальных общностей людей, брачно-семейных, бытовых, межличностных, отношений общества и личности). Наконец, формировалась культура общественного сознания, проявляющаяся в духовной жизни общества и личности, выражающаяся в культуре знаний, языка, осмысления человеком целей и смысла жизни.
Ф. Нортрон разделил западную и восточную культуры. Для западной характерны интеллектуализм, познание в форме теоретических концепций, для восточной – интуитивное, непосредственное, эмоциональное восприятие мира.
Важнейшими формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия.
Мораль утверждает человечность, сдерживает эксцессы возврата к низшему, животному состоянию, выполняет в качестве «неписанного закона» преимущественно посредством обыденного сознания регулятивную, ценностно-ориентационную и социализирующую функции. Мораль включает в себя нравственные принципы, заповеди, мотивы, цели, чувства, традиции, нормы, взгляды, смысложизненные ориентиры и идеалы, оценки, отношения и поступки.
Человек познаёт, оценивает и преобразует мир не только утилитарно-практически, но эстетически, по законам красоты. Эта способность реализуется в искусстве. Искусство понимается как мастерство, умение и как творческая деятельность по созданию произведений в эстетически выразительных формах.
Религия пытается продуцировать смыслы целостности космоса, социума и отдельного человека, объясняет становление мира, горизонты духовной связи человека и абсолюта. Религия содействует выходу человека за пределы узкоземного существования, способствует социальной интеграции.
Выделяются основные модели культуры. «Натуралистическая» сводила культуру к предметно-вещественным формам её проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). «Классическая» как бы освобождает человека от зависимости от природы и Бога, и он предстаёт как творец культуры, развивающий свои духовные возможности на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма. В материалистическом истолковании культура – это создание материальных условий для всестороннего развития человека (XIX век). «Неклассическая» модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В «постмодернистской» модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека и отвергает попытки свести различные проявления культуры к какой-то первооснове.