Духовная жизнь общества, её уровни и области

Духовная жизнь общества – область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нём самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром её является общественное и индивидуальное сознание.

Элементами духовной жизни общества принято считать также: духовные потребности, духовную деятельность и производство, духовные ценности, духовное потребление, духовные отношения, проявления межличностного духовного общения. Духовная деятельность обладает огромной внутренней притягательной силой. Учёные, писатели, художники, пророки могут творить, не обращая внимания на признание или его отсутствие, поскольку сам процесс творчества доставляет им сильнейшее удовлетворение.

Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.

В зависимости от эпохи, характера общества, вызовов времени и стоящих задач на первый план могут выходить те или иные элементы общественного сознания – общественная психология или идеология, обыденное или теоретическое сознание, а также религия, наука, мораль, искусство, право, философия или политическое сознание.

Также формами духовной жизни общества являются политическое и правовое сознание и наука.

27. Социализация,образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру.

Социальная структуравключает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важные разрезы этой структуры в широком смысле слова – социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, и др.Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждому периоду истории свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.

Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Во всех общественно-экономических формациях существуют основные, обусловленные данным способом производства (рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетариат и буржуазия) и неосновные (сохранение остатков или зарождение нового способа производства) классы. Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса.

Страта – социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру – тип профессии, уровень дохода и т.п.

28Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Целостный взгляд на человека, его природу и сущность не возможен без обращения к проблеме сознания как специфическому способу отношения человека к миру и самому себе, опосредованному всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Однако феномен сознания принадлежит к разряду самых сложных объектов исследования. Во-первых, сознание в одно и то же время феноменально очевидно и практически неуловимо для строгого научного анализа. Мы можем зафиксировать отдельные свои переживания, душевные движения, но само поле сознания, на котором разворачиваются эти события, остается для нас невидимым и, на первый взгляд, бескачественным и бесструктурным.Во-вторых, сознание крайне разнородно: рациональные конструкции соседствуют в нем с эмоциями и страстями, образы реальных предметов с образами фантазии, социокультурные смыслы с личностными, интимными смыслами, целостность сознательного опыта периодически нарушается вторжением инородных по отношению к нему бессознательных факторов и т. д.Каждая эпоха создавала собственные представления о сознании, которые можно свести к следующим основным подходам: субстанциальному, функциональному, экзистенциально-феноменологическому и психоаналитическому.Субстанциализм (Платон, Аристотель, Августин Аврелий, Р. Декарт, Г. Гегель и др.) представляет собой исторически первую попытку осмысления сознания, в основе которой лежит стремление отыскать некие единые, сверхчувственные принципы и начала бытия. Согласно данному подходу, сознание – это особого рода субстанция (логос, Бог, вселенский разум), которая обладает самостоятельным существованием и не зависит от материальных образований, в частности, от функционирования человеческого мозга.Функциональный подход – одна из основных традиций исследования сознания в классической философии, согласно которой сознание является производным от работы материальных систем, прежде всего, человеческого мозга.Особой его формой является метафизический материализм (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис), представители которого, опираясь на данные физиологии и медицины своего времени, рассматривали сознание как особую функцию мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя.В отечественной традиции принято считать, что решающую роль для появления неклассической философии сознания сыграло становление диалектико-материалистического подхода в рамках марксизма. Творчески переосмыслив наследие немецкой классической философии в материалистическом ключе, Маркс отказывается от традиционного способа рассмотрения сознания как субстанциальной реальности, развивающейся по имманентным законам. В марксизме, напротив, постулируется социальная природа сознания, оно начинает трактоваться как продукт длительной эволюции человеческих сообществ, основным фактором которой является развитие и усложнение сферы материальных практик. Экзистенциально-феноменологический подход (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти) – один из наиболее важных и интересных в рамках неклассической традиции. Экзистенциально-феноменологическое направление восходит к учению Э. Гуссерля, в соответствии с которым, основной задачей подлинной науки о сознании должно стать беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. Феноменология («учение о феноменах») Гуссерля настаивает на самоценности и самодостаточности этого опыта в качестве предмета исследования и отказывается сводить сознание к физиологическим, психическим и др. процессам. Психоаналитическая программаисследования сознания акцентирует идею о том, что опыт сознания не исчерпывает всего богатства психической жизни человека, основу которой составляет бессознательное. Согласно З. Фрейду, сознательный опыт человека («Я») представляет собой всего лишь тонкую «прослойку» между сферой бессознательного («Оно»), в котором сосредоточены различные биологические влечения и вытесненные из сознания идеи, и сферой социокультурных норм и предписаний («Сверх-Я»). В психоаналитической интерпретации сознание по определению оказывается «несчастным», так как его жизнь протекает в постоянных поисках компромисса между асоциальными, внеморальными влечениями и импульсами «Оно» и надиндивидуальными и репрессивными по своей сути культурными императивами.

29.Структура, свойства, признаки сознания. Сознание как внутренний мир человека имеет свою структуру. Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека, довольно часто между ними возникают противоречия, иногда конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между же собой и способны достичь гармоничного единства. Структура сознания .Первым элементом является знание. Это главный компонент, ядро сознания, способ ее существования.Знание - это понимание человеком действительности. Вторым важным элементом структуры сознания есть эмоции. Человек познает окружающий мир не с холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствия, восхищения или возмущения. Третьим структурным элементом сознания воля. Воля - это осознанное целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направлять свои психические и физические силы и на достижение цели, на решение задач, стоящих перед ее деятельностью и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Следует также отметить и такой элемент, входящий в структуру сознания, как мышление. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. В структуру сознания относятся также внимание и память. Внимание - это форма психической деятельности человека, что проявляется в ее направленности и сосредоточенности на определенных объектах.Память - это психический проц цесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозгу индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забываниення.Функции сознания -- это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.Первой функцией сознания является познавательная, или отражательная функция, т. е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом.Следующая функция -- аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели). Целеустремленность - это сугубо человеческая способность, которая является кардинальной характеристикой сознания. Еще одна функция -- коммуникативная (связи). Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;3) способность человеческого сознания к рефлексии,самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

30.Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная, преисполненная глубокого содержания. Сознание —это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с
сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий,
лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней
мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п. Фрейд впервые фундаментально, на базе экспериментальных и клинических данных
обосновал важное место, занимаемое бессознательным в психике человека. В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное
вторым этапом ее формирования и развития. Но с возникновением сознания
бессознательное не растворяется в нем, оно становится уровнем человеческой
психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания.

Во время нормального сна, при отсутствии контроля сознания, в голове человека проносятся картины действительности. Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму — ранее осознававшиеся. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически. Сознание, как идеальная реальность проявляется через материальные формы. Такой материальной формой сознания является язык. Язык является посредником между мыслью и предметом, о котором мы говорим.

31. Социокультурные параметры человеческой деятельности История и наука свидетельствуют о том, что всё в человеке, в его бытии, является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом – с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться как субъект изменений. Выступая субъектом взаимодействия с окружающим миром и с другими людьми, человек становится деятельно активным, субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином, социальном уровне организации бытия. Важнейшими качественными характеристиками деятельностного отношения человека к миру является предметность и целенаправленность.

Субъект деятельности (человек, группа людей, общество) является активной стороной деятельностного процесса, носителем целенаправленных действий, выражающих его жизненные нужды и потребности.

Человек стремится к удовлетворению, прежде всего, тех потребностей, от которых он не может отказаться и которые принимаются им как данные.

Осуществляя классификацию основных видов деятельности, обычно выделяют две её разновидности – духовную и материальную. Материальная деятельность всегда предполагает наличие в качестве её субъекта работника физического труда и достаточно весомую степень самого этого физического труда. Целью же субъекта духовной деятельности – работника умственного труда – является не производство материальных предметов, а производство идей, образов, символов, духовных ценностей

Субъект и объект познания

В рационалистической философии проблемы гносеологии рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта познания. В докантовской философии под субъектом познания понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом – то, на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения субъекта и объекта и в связи с этим дал им другую интерпретацию. Кантовский трансцендентальный субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект – продукт деятельности этого субъекта. В системе Канта была осознана многогранность взаимодействия субъекта и объекта. У Маркса и Энгельса субъект и объект выступали как стороны практического отношения. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие. Исходная характеристика субъекта – активность – понимается как самопроизвольное, внутренне детерминированное порождение материальной или духовной энергии. Активность человека носит осознанный характер, следовательно, опосредуется целеполаганием и самосознанием. Таким образом, субъект можно определить как активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. Объект – это сфера приложения активности субъекта.

Различия между субъектом и объектом относительны. Субъект и объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях действительности. Например, индивид в одних случаях выступает в роли субъекта, когда он сам активно действует. Когда же на него воздействуют, то он превращается в объект.

Человек становится субъектом познания лишь в той мере, в какой он включён в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира. Неклассическая философия и современная наука поставила новые проблемы, касающиеся взаимодействия субъекта и объекта. Любой человек, по словам М. Хайдеггера – это не изолированный субъект, изучающий мир как объект. Человек – это изначальное-бытие-в-мире. Даже в «самой объективной» из наук – физике личность исследователя очень много значит в результатах исследования. Классические определения субъекта и объекта исследования всё более теряют своё значение, в том числе и в связи с широким распространением многообразных методов компьютерного моделирования.

Наши рекомендации