Основные идеи философской антропологии
В широком смысле слова философская антропология – это раздел философии, изучающий человека. В узком смысле – течение современной философии, наиболее известные представители которого – М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер.
Древневосточная философия почти полностью посвящена решению данной проблемы. Например, Конфуций считал, что человек, живя в обществе, государстве, должен беспрекословно выполнять порученные ему функции. В государстве все должны заниматься своим делом: император властвовать, чиновники управлять, остальные подчиняться. В европейскую философию проблему человека привнёс Сократ. В отличие от своих предшественников, он считал, что пытаться постичь природу – значит вмешиваться в дела богов.В качестве основных человеческих добродетелей Сократ называл умеренность, храбрость и справедливость, то есть качества полезные не только отдельному человеку, но и обществу в целом. Платон и Аристотель также не отделяли человека от общества (государства). Платон считал, что для процветания государства каждый должен делать только то, к чему имеет способность. Процветание государства будет способствовать и счастливой жизни его граждан. Аристотель также полагал, что полноценно человек может жить только в обществе. В Средние века человек рассматривался как образ и подобие Бога, конечная цель творения мира. Только человек способен высказывать суждения, отличать добро и зло. Однако первородный грех, присущий всем людям приводит к тому, что они становятся рабами своих страстей и желаний. Для спасения души, на которое должны быть направлены основные усилия людей, необходима помощь Бога – действие божественной благодати. Человечество направляется Богом к сверхъестественной судьбе: соединению с Богом в божьем царстве. Философия эпохи Возрождения «подняла» человека до уровня Бога. Человек стал рассматриваться как центр мира. В своей деятельности и замыслах он не может быть ничем ограничен. Человек может всё. Гуманизм провозглашал свободу человека, его достоинство, могущество разума.
В Новое время стали обращать преимущественное внимание на внутренний мир человека. Человек как разумное существо должен подчинить своим интересам природу и перестроить общественные отношения на разумных основаниях. Также философы пытались раскрыть природные основы человека. Так, по мнению Гоббса, «природа человека есть сумма его природных способностей и сил», основная из которых – это способность мыслить. Философия марксизма выдвинула деятельную парадигму человека. Человек, по Марксу, обладает творческой универсальной сущностью, реализовать которую мешают различные виды человеческого отчуждения. В условиях свободного труда будут формироваться универсально развитые личности, взаимно обогащающие друг друга. Основное антропологическое направление философии ХХ века – экзистенциализм. Оно обращает внимание на существование отдельного человека в стандартизированном мире, где происходит нивелировка человеческих жизней. Экзистенциалисты обратили внимание на то, что наука и разум мало что дали для счастливой жизни человека. Неподлинное существование – это власть над людьми других людей и вещей, превращение человека в вещь, обезличивание личности. Подлинное существование возможно через осознание человеком собственной конечности и свободы. По Сартру, свободный человек всегда действует самостоятельно, а не как «винтик» огромного механизма, и ощущает ответственность не только за свои поступки, но и за всё, что происходит в мире.
К иррационалистическим теориям человека примыкает психоанализ. Его основатель Зигмунд Фрейд считал, что многие функции нашего тела, связанные с деятельностью мозга, осуществляются бессознательно. Представитель направления философской антропологии Макс Шелер утверждал, что человек является своего рода центром, из которого исходят различные связи с миром. Он противопоставил логике интеллекта логику чувства. Подлинным персональным бытием личности выступает любовь. Любовь, по Шелеру, – это акт восхождения, который сопровождается мгновенным прозрением высшей ценности объекта. Любовь может быть направлена только на личность как носителя ценности, но не на ценность как таковую.