Предмет философии и его историческая динамика; роль философии в жизни человека и общества.
Б 5. Функции философии в системе культуры.
Существует множество определений культуры. Самое широкое понимание – это всё, произведённое человеком за вычетом природного. Слово «культура» обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности.
Со второй половины XVIII века культура рассматривается как, во-первых, процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству; во-вторых, историческое развитие человеческой духовности, обеспечивающей прогресс человечества (моральное, эстетическое, религиозное, правовое, научное и политическое сознание); в-третьих, автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации. Ф. Нортрон разделил западную и восточную культуры. Для западной характерны интеллектуализм, познание в форме теоретических концепций, для восточной – интуитивное, непосредственное, эмоциональное восприятие мира.Важнейшими формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия. Слово «культура» восходит к латинскому«culture», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии, в 45 г. до н.э., Цицероном этот термин был перенесён на человека и стал обозначать его воспитание и образование. Основные формы культуры – мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия и др. Каждая из перечисленных форм удовлетворяет определённую общественную потребность.
Философия– форма культуры, которая создает обобщённую картину мира и места человека в нем, изучает возможности человека познавать и преобразовывать действительность, разрабатывает понятия, категории мышления человека и др. В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностнных сил личности.Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощение государством, обществом, собственными пороками. Поскольку философия - это особенный тип мировоззрения, то ей присущи все мировоззренческие функции: познавательная, ориентирующая, воспитательная (идеологическая) и даже коммуникационная.
Б 7. Основные школы и направления философии древнего Востока.
Специфика философской традиции Древней Индии:Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер. Важнейшим источником по философии Древней Индии являются Веды. Веды – это сборник священных гимнов, песен, молитв, возникший на рубеже ІІ – І тысячелетий до нашей эры. Согласно Ведам, вечный творец существ Брахма определяет для всех имена, род деятельности и положение в обществе.
Карма – сумма всех деяний и помыслов того или иного существа. Позднее сформировались неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед. Наиболее известные из них – это буддизм, джайнизм, чарвака (локаята).
Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама (623 – 524 до н.э.). В процессе углубленного самоанализа он постиг четыре благородные истины и стал Буддой (в переводе – «просветлённый»):
1) Страдания правят миром.
2) Причиной страданий является сама жизнь с её страстями и желаниями.
3) Уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану.
4)Существует путь избавления от страданий и достижения нирваны: благородный восьмеричный путь.
Философия экзистенциализма
Наиболее значительным антропологическим направлением западной философии ХХ века является экзистенциализм. Экзистенциализм – это философия конкретного человека, появившаяся как реакция на обесценивание человеческой жизни, стандартизацию в обществе, обезличивание личности.
Экзистенциалисты признают, что мир существует вне и независимо от человека. Но мир для человека существует лишь постольку, поскольку он, идя от своего бытия, придаёт миру смысл, взаимодействует с миром. Человек заброшен в этот мир. Мы не выбираем ни место, ни время своего рождения, да и сам факт нашего рождения происходит без нашего желания. Хайдеггер различает неподлинное и подлинное бытия. Неподлинное бытие – это власть над людьми других людей и вещей, обезличивание личности, превращение человека в вещь, когда он рассматривает себя по аналогии с другими, и становится возможной замена личности любой другой личностью. Неподлинный человек – это человек стандартизированный,подчиняющийся власти, моде, стереотипам поведения. Подлинный способ бытия возможен через осознание человеком своей историчности, конечности и свободы. Сартр отмечал, что человек не только находится в ситуации, но и образует ситуацию, придаёт ей смысл. Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости. Для него характерна абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределённого заранее, исключающая всякую возможность выбора и случайности.
Волюнтаризм– мировоззренческая концепция, признающая волю первоосновой всего сущего. Для него характерно пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями.
Философия экзистенциализма утверждает, что человек приходит в этот мир по необходимости. Мы не выбираем, рождаться нам или нет. Свобода, таким образом, – это специфический феномен человеческого бытия, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свобода есть там, где есть выбор. Но свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.Только свободная и ответственная личность может полностью реализовать себя в обществе и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени. Проблема человека относится к \"вечным\" проблемам философии. Один древний мудрец сказал: \"Для человека нет более интересного объекта, чем человек\". В философии Древней Греции господствовал космологизм в понимании человека. Европейская средневековая философия, опираясь на христианскую традицию, выдвигала на передний план религиозно-нравственные проблемы человеческого существования, разрабатывала проблему соотношения между Богом и людьми. Философия Нового времени считала истинно человеческим в человеке то, что делает его представителем всего человечества, поэтому сосредоточила внимание на ее всеобщей природе, социальной сущности, универсальности и т.д.. В начале XX века в философии осуществляется своеобразный антропологический поворот - проблема человека становится неотъемлемой частью исследований практически всех философских направлений, в том числе и тех, что ранее выводили её за свои пределы.
В философии выделяют следующие основные концепции:
1)натурализаторская концепция, где человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным.
2) концепция экзистенциализма: понимает человека как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. 3) концепция христианского персонализма, связана с обоснованием значимости внутреннего духовного опыта и индивидуальной ответственности человека за осуществляемый им свободный выбор. 4) рационалистическая концепция сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. В отличие от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия. Разум – это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке.
6) социологизаторская модель, которую наиболее четко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации.
Субъект и объект познания
В рационалистической философии проблемы гносеологии рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта познания. В докантовской философии под субъектом познания понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом – то, на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения субъекта и объекта и в связи с этим дал им другую интерпретацию. Кантовский трансцендентальный субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект – продукт деятельности этого субъекта. В системе Канта была осознана многогранность взаимодействия субъекта и объекта. У Маркса и Энгельса субъект и объект выступали как стороны практического отношения. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие. Исходная характеристика субъекта – активность – понимается как самопроизвольное, внутренне детерминированное порождение материальной или духовной энергии. Активность человека носит осознанный характер, следовательно, опосредуется целеполаганием и самосознанием. Таким образом, субъект можно определить как активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. Объект – это сфера приложения активности субъекта.
Различия между субъектом и объектом относительны. Субъект и объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях действительности. Например, индивид в одних случаях выступает в роли субъекта, когда он сам активно действует. Когда же на него воздействуют, то он превращается в объект.
Человек становится субъектом познания лишь в той мере, в какой он включён в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира. Неклассическая философия и современная наука поставила новые проблемы, касающиеся взаимодействия субъекта и объекта. Любой человек, по словам М. Хайдеггера – это не изолированный субъект, изучающий мир как объект. Человек – это изначальное-бытие-в-мире. Даже в «самой объективной» из наук – физике личность исследователя очень много значит в результатах исследования. Классические определения субъекта и объекта исследования всё более теряют своё значение, в том числе и в связи с широким распространением многообразных методов компьютерного моделирования.
В познавательном процессе
Творчество – это принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создаётся нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство.
Выделяются уровни творчества. Новое для человека часто не является новым для общества. Высшее творчество определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Творчески-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. В этом проявляется граница творчества. Сотворить что-то принципиально новое можно лишь единожды. Важнейшим механизмом творчества является интуиция. Существуют различные определения интуиции, суть которых можно свести к тому, что интуиция – это некое озарение, скрытое от сознания решение. Интуиция нередко используется в различных сферах жизнедеятельности. Её общие черты: неосознанность путей получения знаний и непосредственность – решение задачи без логического выведения. Условиями формирования интуитивного решения являются: 1) фундаментальная подготовка, основательное знание предмета исследования, 2) наличие поисковой ситуации, 3) непрерывные попытки решить проблему, 4) подсказка, в смысле аналогии.
Интуитивные решения нередко чреваты ошибками, поэтому использовать интуицию нужно осторожно и по возможности проверять интуитивные решения другими способами (логическое выведение, опытная проверка и др.). Воображение – создание мысленного опыта того, что или в данный момент отсутствует, или его невозможно воспринять при помощи чувств, или того, что пока не существует. Воображение принципиально несуществующего и неосуществимого вряд ли окажется полезным в процессе познания. Как видно, воображение в познании играет определённую роль. Невозможно прийти к какому-нибудь открытию, не представляя себе (воображая) его конечный результат. С другой стороны, чрезмерное увлечение воображением несёт в себе опасность оторваться от реальности и «уйти» в мир грёз, построить принципиально неосуществимую виртуальную реальность. Поэтому воображение следует использовать осторожно, постоянно «обуздывая» его. К тому же, возможно, ваши проекты уже высказывались и до вас. По словам А. Эйнштейна, невозможно в науке предложить что-то новое, до чего уже не додумался кто-то из философов.
Субъект и объект познания
Явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, называют Объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, становится Субъектом познания.Это может быть индивид, группа, общество в целом. В истории философии сложилось несколько моделей гносеологического отношения субъекта и объекта. Одна из первых принадлежит древнегреческому мыслителю Демокриту. У него субъект фигурирует не как объект познания, а как его образ. Образ – тончайшая оболочка тела, материальная копия объекта. Оторвавшись от тела, он обретает самостоятельность. Образы исходят от всех вещей, растений и живых существ вследствие их энергичного движения и теплоты. Образ, достигая органов чувств, вызывает соответствующие ощущения. Представители философии объективного идеализма ссылались на «непосредственную данность» объекта в мысли субъекта. Чувственному миру, возникающему на время, исчезающему насовсем, древнегреческий философ Платон противопоставляет идеальный мир как действительный и реальный.Г. Лейбниц отрицает субстанциональную пропасть между Богом и миром, утверждает принцип «предустановленной гармонии» как логической взаимосвязи всех вещей мира, непрерывности их развития и совместимости. Г. В.Ф. Гегель свое гносеологическое отношение к миру выстраивает на базе принципа тождества мышления и бытия, тождества логического и исторического. В условиях тождества бытия и мышления взаимосвязь субъекта с окружающим миром сводится к его чистой духовной активности.Объект же превращается в проявление, форму этой активности. Познание рассматривается как процесс конструирования объекта усилиями человеческого ума, субъекта вне рамок его чувствительной деятельности. Далеко не продвинулись представители философии материализма, рассматривавшие связь субъекта и объекта как чисто физическое отношение. При этом познание видится как результат одностороннего воздействия объекта на субъект. А в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний, определения их достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.В отношении между знанием и объектом как источником знания есть свои проблемы. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда интенционально, т. е. направлено на свой объект. Вопрос о соотношении образа и предмета, знания и реальности является основным вопросом гносеологии. Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ. Образ субъективен по восприятию, но объективен по содержанию. В истории философии сложились три варианта связи образа и объекта: образ есть совокупность наших ощущений (позиция субъективного идеализма); образ есть постижение разумом объективно существующих идей (объективный идеализм); образ есть субъективное освоение объективной действительности, существующей независимо от сознания субъекта (материализм). По отношению к субъекту образы подразделяются на чувственные и рациональные. По отношению к объекту делятся на информационные и проективные. Из этого следует, что Познание - сложный процесс, включающий различные формы субъективного освоения объективной действительности.
Б 50.политика и право
Основное направление политической философии – это исследования природы государства и власти вообще. Общество – это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определённые отношения. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстаёт как совокупность общественных отношений.
Феномен власти влияет на все стороны человеческого бытия. Стремление получить власть является наиболее знаковым мотивом социальной активности человека, зачастую скрываемым за декларациями социальной полезности его амбиций. Существует такое определение природы политики: захват, удержание и использование власти.
В научной литературе существуют разные подходы к пониманию власти, например:
Власть– форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов.
Власть – то, что способствует достижению, реализации определённых целей.
Из этих определений можно сделать вывод, что власть всегда основана на принуждении и на подчинении одних людей другим.
Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.
Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность, то есть признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определённых политических сил. Выделяются типы легитимности:
Легальный– узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкреплённая деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции.
Идеологический – признание власти в силу внутренней убеждённости или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью.
Традиционный– признание власти, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс.
Структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения.
Персональная легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя;
Политическая целесообразность – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна она для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.
Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.
Государство – это основной институт политической сферы жизни общества. Его возникновение обусловлено потребностью человеческого общества в управлении.Споры о происхождении государства и права ведутся с древних времён, и выливаются в создание различных теорий, которых насчитывается множество. К числу наиболее известных и распространённых теорий можно отнести следующие: теологическую (божественную), договорную, теорию насилия, психологическую, материалистическую (классовую).
Теологическая или божественная теория утверждает приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и стремится доказать, что нет государства и власти «не от Бога». Она утверждает, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира.
Договорная теория (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором – результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.
Теория насилия– возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путём прямого политического действия. Само существование государства – это тоже насилие, так как в нём всегда большинство господствует над меньшинством. По мнению многих сторонников этой теории, государство возникает вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство, в свою очередь, ведёт к появлению частной собственности и классов.
Психологическая теория государства и права определяет общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.
Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право – обычаям. Оно не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества.
Государство определяется как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Государство выполняет ряд функций, поддерживая стабильность общества:
Экономическая– организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики.
Социальная– удовлетворение потребностей людей в жилье, социальных гарантиях, страховании жизни, поддержании здоровья на должном уровне.
Правовая– обеспечение порядка и правовых норм, регулирующих общественные отношения, охрану общественного строя и т.д.
Культурно-воспитательная – создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, возможности самореализации.
Политическая – обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям большинства населения или поддержания полномочий главенствующего класса.
Функция взаимовыгодного сотрудничества. Функция обороны страны.
Б 57.философия культуры
Существует множество определений культуры. Самое широкое понимание – это всё, произведённое человеком за вычетом природного. Слово «культура» обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности.
Со второй половины XVIII века культура рассматривается как, во-первых, процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству; во-вторых, историческое развитие человеческой духовности, обеспечивающей прогресс человечества (моральное, эстетическое, религиозное, правовое, научное и политическое сознание); в-третьих, автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации.
В исследовании культуры познание шло от отождествления её со всем, что сотворено человеком, к анализу человеческой активности (деятельности, поведения и общения), благодаря которой создаётся надприродная искусственная сфера человеческого бытия.
В процессе становления человека и общества на протяжении длительного времени ведущее место в культуре занимало обеспечение жизненного цикла человека, удовлетворение потребностей самосохранения человеческого рода. Переход от присваивающего к производящему хозяйству актуализировал культуру процесса производства. Для обеспечения технологии деятельности понадобилась культура управления людьми, что обусловило появление власти и государственности. Формировалась культура общественных отношений(экономическая, отношений исторических и социальных общностей людей, брачно-семейных, бытовых, межличностных, отношений общества и личности). Наконец, формировалась культура общественного сознания, проявляющаяся в духовной жизни общества и личности, выражающаяся в культуре знаний, языка, осмысления человеком целей и смысла жизни.
Ф. Нортрон разделил западную и восточную культуры. Для западной характерны интеллектуализм, познание в форме теоретических концепций, для восточной – интуитивное, непосредственное, эмоциональное восприятие мира.
Важнейшими формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия.
Мораль утверждает человечность, сдерживает эксцессы возврата к низшему, животному состоянию, выполняет в качестве «неписанного закона» преимущественно посредством обыденного сознания регулятивную, ценностно-ориентационную и социализирующую функции. Мораль включает в себя нравственные принципы, заповеди, мотивы, цели, чувства, традиции, нормы, взгляды, смысложизненные ориентиры и идеалы, оценки, отношения и поступки.
Человек познаёт, оценивает и преобразует мир не только утилитарно-практически, но эстетически, по законам красоты. Эта способность реализуется в искусстве. Искусство понимается как мастерство, умение и как творческая деятельность по созданию произведений в эстетически выразительных формах.
Религия пытается продуцировать смыслы целостности космоса, социума и отдельного человека, объясняет становление мира, горизонты духовной связи человека и абсолюта. Религия содействует выходу человека за пределы узкоземного существования, способствует социальной интеграции.
Выделяются основные модели культуры. «Натуралистическая» сводила культуру к предметно-вещественным формам её проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). «Классическая» как бы освобождает человека от зависимости от природы и Бога, и он предстаёт как творец культуры, развивающий свои духовные возможности на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма. В материалистическом истолковании культура – это создание материальных условий для всестороннего развития человека (XIX век). «Неклассическая» модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В «постмодернистской» модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека и отвергает попытки свести различные проявления культуры к какой-то первооснове.
Предмет философии и его историческая динамика; роль философии в жизни человека и общества.
Философия- самая древняя область знаний. Возникла почти одновременно в трех районах мира-Индии, Китае и Греции в середине 1 тысячелетия до н.э.. Рождение философии было вызвано настоятельными общественными потребностями. Философия(греч.)- фило - люблю, софия – мудрость. Философия пришла на смену мифам, формируясь на основе мифологии и религии первобытного общества. Философия возникла как необходимость теоретического ответана вопросы мироздания.С возникновением философии начался нескончаемый спор между философами о том, что представляет собой философия, какова её ценность в культуре и в чём состоит её предмет. Философия, действительно, уникальна в том смысле, что она проблематизирует свой предмет и её разные представители предлагали существенно различные интерпретации целей и задач философского познания. Так, например, Платонполагал, что философия есть познание сущего, вечного и непреходящего. По Аристотелю, она представляет собой исследование причин и принципов вещей. По мнению Гегеля, философия – мыслящее рассмотрение предметов.Итак, философия многолика, и невозможно совместить её разные образы и понимания. В качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы: 1. Проблема Универсума. 2. Проблема человека. 3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними. Традиционно выделяют разделы философии:
– онтология: учение о бытии;
– гносеология: теория познания;
– аксиология: теория ценностей;
–праксиология: учение о человеческой деятельности;
–философская антропология: учение о человеке.
Философия выступает как особый теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его соотношении к человеку и отношение человека к миру. Ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. В центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. Главное назначение философии – помочь человеку ориентироваться в жизни. Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.
Роль философии определяется, прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в философии, прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.
Б 2. Понятие и структура мировоззрения. Уже на этой ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определённое мировоззрение – систему обобщённых представлений о мире, о своём месте в этом мире и формах взаимосвязи и взаимодействия с ним. В этих представлениях отражались попытки определённым образом объяснить общие причины процессов и явлений природы и социальной жизни, фиксировалась система нравственных норм и установок, регулирующих жизнедеятельность людей. Таким образом, мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Мировоззрение представляет собой способ духовно-практического освоения реальности, поскольку оно не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения. В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщённую модель мира и место в нём человека. В них представлены важнейшие категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря наличию в структуре мировоззрения знаний как когнитивно-содержательного его компонента всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и интерпретации смыслообразующих связей и отношений реальности.
Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений. Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают мировоззрению характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.