Природа и сущность человека, понятие аптропосоциогенеза.
Кант считал, что проблема человека является основным вопросом ф-и. В этом смысле ф-я так или иначе является антропологией, т.е. учением о человеке, о мире человека.
В ф-и древнего Китая человек рассматривается как микрокосм, который соединен с Космосом тысячью незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда – неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем «космическом» уровне.В древнеиндийской ф-и человек рассматривается как часть космоса, производная от бытия. Человеч. жизнь рассматривается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Карма детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней.
Античная Греция – родоначальница рационального гуманизма, т.е. системы взглядов, признающей ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.Фалес провозгласил: «Познай себя», а Сократ сделал человека предметом своей философии. Лозунг «Познай себя» он объяснил так: «Познай, кто ты есть, и будь им».
В средние века проблема человека приобретает самоценность. Христианство стало почвой европейской персоналистической традиции. Согласно Августину, человек есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Человек есть личность, связанная с Богом, подобие Бога, а значит, может обладать волей и направлять ее либо во спасение (к добру), либо к отчаянию (злу).
В эпоху Возрождения в качестве высшей ценности рассматривается человеч. личность и ее свобода. В Новое время Декарт заявил, что человек – это «мыслящая вещь». Именно мышление определяет сущность и существование человека: «Мыслю, следовательно, существую». С этого времени начинается механистический подход к человеку, рассмотрение его как вещи, машины, механизма. Также мыслители Нового времени утверждали, что человек обладает самосознанием и является существом моральным. А духовность предполагает не только моральность, но и его эстетические возможности, и религиозность.
По мнению основоположника классич.немецкой ф-и Канта, человек – это существо, предназначенное для общества.В марксистской ф-и человек рассматривается как совокупность всех обществ.отношений, как целостное единство биологич., психич. и социального уровней (биосоциальное существо).Ницше: «Человек – существо промежуточное между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек – человек, способный себя превзойти. Человек – путь, канатная дорога над пропастью, ведущая от животного к сверхчеловеку».
З. Фрейд рассматривал три основных уровня в структуре личности:1) бессознательное – «Оно»– самый нижний и самый мощный пласт, находящийся за пределами сознания, где хранятся прошлый опыт, биологич. импульсные влечения и страсти, неосознанные эмоции;2) на этом фундаменте возвышается этаж предсознательного, это то, с чем человек постоянно имеет дело, – это его «Я»;3) последний этаж – «Сверх-Я» – это сознательное, находящееся над «Я», выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства и культуры. Это идеалы общества, социальные нормы, религиозные запреты, с которыми человек должен считаться.
Антропосоциогенез современная ф-я рассматривает с различных позиций:
1 – концепция «недостающего звена» исходит из эволюционной теории: «Человек появился как множество людей одновременно на всей территории Старого Света. Об этом свидетельствуют каменные орудия, групповая организация, речь и использование огня. Но переход к такому человеку не фиксируется через некие внешние изменения, поэтому предполагают, что суть перехода от обезьяны к человеку состоит в уходе у самость»;
2 – версия инопланетного вторжения человека. Бехтерева отмечает, что требования, которые предъявляются человеческому мозгу в земных условиях, во много раз ниже, чем его возможности;
3 – теория трудового происхождения человека. Именно труд, который начинается с изготовления орудий труда, и создал человека. В ходе труда рука становится всё более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается всё более тесное сплочение людей, и возникает потребность что-то сказать друг другу. Но проблема, почему человек стал трудиться, еще не решена;
4 – Кассирер исходит из того, что человек – это символическое существо. Человек живет в мире символов. Этот мир утончается, усложняется по мере развития человека;
5 – Главным основанием эволюции человека является его собственное тело (Мэмфорд). Тело, движимое умом. И благодаря этому человек стал самосовершенствующимся животным.
6 – Креационистская концепция (религиозная).