Неклассическая философия и ее основные направления. Постклассическая философия.
Классическая ф-я стремилась к объяснению закономерности объективной и субъективной реальности, к целостности, завершенности; стиль ее изложения был поучительным. А во 2-й половине 19 в. подготавливается переход к новой неклассической науке и ф-и. Неклассическая ф-я была в 1-ю очередь вызвана потребностью осмысления кризиса западной цивилизации и культуры. Происходит кризис рационализма, пересматривается статус разума и познающего субъекта, структуры познавательного процесса. Роль разума пересматривается и переходит к иррационализму, что означает: 1) разум не в состоянии охватить всё разнообразие мира; 2) обращается внимание на такие проявления человека, как воля, власть, интуиция, бессознательное, эмоции, инстинкты и т.д. Если в классич. ф-и в центре внимания был человек вообще (как существо разумное), то в неклассич. ф-и имеет место личность с ее индивидуальными переживаниями, сомнениями.
Понятие «герменевтика» означает «искусство истолкования». Практически впервые в проблемное поле философии попадает человек не как абстрактный субъект, а как реальная и уникальная личность. При этом важнейшей проблемой философии становится проблема понимания как попытка раскрыть тайну субъективности.
Основные представители ф-и жизни: Ф. Ницше, А. Бергсон, и др. Ф-я жизни принципиально отказывается от рационально-логических средств решения филос. проблем. Она резко разводит ф-ю и науку, сосредотачиваясь при этом исключительно на вопросах, связанных с человеком, который мыслится как сгусток субъективных переживаний.
Самым ярким представителем философии жизни считается Фридрих Ницше. Основные работы – «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла». Он выдвигает идею Сверхчеловека, который контролирует все собственные инстинкты и желания, будучи способным творить себя сам, обладающий огромной силой воли. Идея Сверхчеловека – призыв к преодолению самих себя, утверждение человека и его способностей в постоянном становлении и развитии.
Анри Бергсон считает, что сама жизнь есть переживание. Именно поток переживаний, наполненный сменой ощущений, эмоций, желаний и составляет подлинную реальность, а, следовательно, и предмет философского поиска.Бергсон разделяет и противопоставляет две способности нашего сознания: интуицию и интеллект. Интуиция представляет собой созерцательно-пассивное отношение человека к жизни, а интеллект – активно-действенное. При этом именно интуиция способна воспринимать жизнь целостно, непосредственно, свободно от любого практического интереса, а, следовательно, от ошибок и заблуждений. Благодаря интуиции не только раскрывается стихия жизни, но сама жизнь человека разворачивается как непредсказуемый и беспрестанный творческий акт.
Зигмунд Фрейд впервые в ф-и и в психологии концентрирует интерес вокруг бессознательного как важнейшего феномена объяснения не только особенностей индивидуально-личностного развития, но явлений культуры, творческих процессов и общества в целом.Развитие личности в трактовке Фрейда строго определено различными влечениями, желаниями и инстинктами и, прежде всего, их подавлением. Основными инстинктами вступают Эрос как стремление к жизни, сексуальное влечение, самосохранение и Танатос как стремление к смерти, деструкции и агрессивность.
Серен Кьеркегор впервые в истории европейского интеллектуализма переориентирует ф-ю с сущности на существования, с абстрактной истины бытия на истину субъективности, аргументируя это тем, что истина не то, что ты знаешь, а то, что ты есть. В своих работах «Или-или», «Страх и трепет» автор утверждает, что истина может быть только неотделимой от существования человека.По его мнению, разум бессилен познать жизнь в ее многогранности, противоречивости, текучести. Жизнь обречена на сомнения, страх, смерть. К основам человеч. существования можно прикоснуться в ситуации критического выбора, когда человек встречается со своим Я.
Система Артура Шопенгауэра проникнута волюнтаризмом, иррационализмом, пессимизмом. Он считал, что на место разума должна быть поставлена воля, т.к. она – это первоначало мира, его абсолют, а человеч. воля родственна волевым порывам Вселенной. Воля бессознательна и безразлична к своим творениям. Люди брошены на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Отсюда вытекает пессимизм Шопенгауэра.
Экзистенциализм выдвигает на 1-й план абсолютную уникальность человеч. бытия, которое невыразимо на языке понятий. Исходный принцип этой ф-и в том, что существование предшествует сущности, а не наоборот (т.е. человек обретает свою сущность, уже существуя). Экзистенциалисты считают, что: 1) нет предзаданной человеческой природы; 2) никто, кроме самого человека, не может осуществить его превращение в человека; 3) он сам несет ответственность за своё становление.
Аналитическая философия.
Аналитическая ф-я – это не просто одна из филос. систем. Это совокупность многообразных течений в рамках современной англоязычной ф-и, и определить единообразно эти течения в ракурсе одного направления весьма непросто. Термин «аналитическая ф-я» может означать определенный стиль филос. мышления, способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики, анализа языка и привлечением результатов естественных наук.
Основоположником является Готлоб Фреге, а известными представителями - Б. Рассел, Дж.Э. Мур, Л. Витгенштейни У. Куайн.
В работе Фреге „Запись в понятиях“ современная логика разрабатывается на основе использования понятий смысла и значения. В дальнейшем Фреге развивал свою философию логики и математики в работах „Основания арифметики“ и „Основные законы арифметики“.Как и Фреге, Рассел и Уайтхед пытались показать, что математика сводима к фундаментальным логическим принципам.
Внутри аналитической ф-и выделяют два направления: ф-ю логического анализа и ф-ю лингвистического анализа. Приверженцы первого направления в основном занимаются ф-й и логикой науки в русле сциентизма. Сторонники второго направления считают такую ориентацию искусственной и слишком узкой, чрезмерно ограничивающей филос. кругозор. С их точки зрения ф-я укоренена в реальном человеческом разумении, в жизненных ситуациях, в механизмах естественного языка.
В конце 1920-х, в 1930-х и 1940-х годах формализм Рассела и Витгенштейна разрабатывался группой мыслителей из Вены и Берлина, которые объединили Венский кружок и Берлинское общество научной ф-под общей доктриной логического позитивизма (или логического эмпиризма).Логические позитивисты обычно придавали философии очень узкую роль. Для них философия ограничивалась прояснением мыслей и не обладала своим собственным предметом исследования. Позитивисты принимали верификационизм, согласно которому всякое осмысленное утверждение либо является аналитическим, либо может быть верифицировано на опыте. Это привело логических позитивистов к отрицанию многих традиционных проблем философии — а особенно проблем метафизики и онтологии — как бессмысленных.
Приблизительно с 1910 по 1913 год такие аналитические философы как Рассел и Витгенштейн сфокусировались на создании идеального для филос. анализа языка, который был бы свободен от двусмысленностей обыденного языка, постоянно приводящего, по их мнению, философов к ошибочным выводам. Это филос. направление может быть названо «анализ идеального языка» или «формализм». На данном этапе Рассел и Витгенштейн пытались понять язык и, следовательно, филос. проблемы, используя формальную логику для формализации филос. утверждений.
Несмотря на то, что современные философы, называющие себя «философами-аналитиками», сильно отличаются друг от друга по исследовательским интересам, принимаемым допущениям и используемым методам, а также зачастую отвергают фундаментальные предпосылки, определяющие аналитическую ф-ю до 1960 года, под аналитической ф-й, в ее современном состоянии, обычно подразумевается особый стиль, характеризующийся точностью и доскональностью в отношении узких тем, а также сопротивлением «неточным и опрометчивым обсуждениям широких тем».