Социальные идеи марксизма и их реализация.
Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.
Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Повязан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - /* полосатый мух */ осознание обществом самого себя, своего ОБ'а и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.
25. принцип глобального эволюционизма. Идея развития в совр.эпохе нах-т ответы в концепции универсального эволюционизма. История вселенной как само организовывающейся с-мы от момента большого взрыва до возникновения человека явл-ся единым, эволюц процессом с единой структурной преемственностью в форме 4-х этапов Э.: космического ; химического ;биологического ; социального;
данная теория означает усиление антропоцентрической картины мира в нов форме, чел объявлялся центром вселенной и целью всех происходящих в ней, а космос,природа, человек- не случ.набор явлений а процесс направленного процесса самоорганизации. В этом закл суть антропного принципа выр-го единство чел-а и вселенной кот формулир так : «мир таков т.к.мы существуем», но возможности природы особенно биосферы ограничены предел в природе наход в точке бифуркации. После чето Э.может пойти в любом направлении не оставив чел-у места. Отныне человек оставаясь вершиной Э.вселенной должен руководить системой природа-человек в направлении гармонизации своих потребностей и возможностей вселенной повышая ответственность тсвоих поступков и формулируя достойные цели на путях усиления воспитания повышения духовности.
Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно симетрично, т е нет не обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м б взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время – длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми (соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по др подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения.
Фил.понимание природы.
Матер.воплощением Бытия выступает природа и общество. Термин природа имеет как широкое так и узкое толкование. В 1 случае- весь мир, бытие в целом, во 2 случае –окр.среда, геолог среда, среда обитания человека. Различают естеств и искусств.среду. к 1 мы относим биологич и геологич сферы. Во 2 входят: рукотворная природа (породы животных). Искусств среда традиционно наз. техносфера или ноосфера. Геогр.среда-естеств ниша общ-ва, дающая нам солнечн свет, воздух, воду, флору и фауну. Феномену природы по содержанию противостоит к-ра, но природа явл.предпосылкой к-ры.
27.трактовка природы в фил.Востока и Запада.
Можно считать природы как нечто вторичное по статусу, пассивное начало. Вывод отсюда: стремление человека господствовать над природой. 2 концепция считает природа верхом совершенства и гармонии, целесообразным, разумным началом наход выше человека. Эти традиции наделяют сверхестественными способностюми животных. Отсюда вывод: человеку необходимо учиться у природы, боготворить её. С этим подходом связано ещё одно понимание : П-царство хаоса, кот.может принимать и разумн.хар-р в своей эволюции в рамках действия различных законов. Христианское понимание: уст-ся строгая субординация чел, наделённый душой властелин П, но при этом сам подчиняется Божеств.воле, кот умеряет претензии человека, агрессию по отношению к природе.