Проблема единства мира в контексте философии.
В каждой форме существуют 2 основные концепции: субстанциональная модель единства мира, утверждающая, что из одного и того же страбматериала возводится вся вселенная , отрибутивная считающая мир однообразным состоящим из частиц, эти частицы обладают конкретными свойствами. Разновидностью 2-ой концепции является тезис о единстве человека и природы.
19. Пространство(П)и время (В)- формы орг-ции бытия, облад-е протяженностью длит-тью. Исторически сложившеся концепции Пи В:
1) субстанциональная – П и В выступают особ-ми сущностями, самост-ми образов-ми, оторван.от материи и бытия в целом, счит-ся что бытие сущ.в пустом объёме
2) реляционная ( относительная) идёт от Лейбница к Эйнштейну и учит что П и В – особ.- отношения м/у объектами и процессами и вне последних не сущ. П и В меняют свои признаки при изменении с-мы отсчёта. Если Ньютон сч-л что движ-ся равномерно объекты не меняют расстояния, то П и В –то интервалы тоже не меняются. Эйнштейн устанавливает: если скорость движения объекта возрастает, то пространств интервалы сокращаются, а время растягивается, что указывает на единство П и В, на наличие 4-хмерности бытия. П и В обладает своей спецификой в неживой природе и общ-ве, изменяют геометрию в рамках от полной замкнутости П до размеров элементарных частиц во врем.т-ках, предст-х собой точки взрыва вселенной до относительной замкнутости. В живой природе специфика П появл.в принципе ассиметрии, что роднит её с неживой природой. В жив организмах проявлением асимметрии явл левосторонняя ориентация групп атомов, моментов кручения кот нет объяснения в совр науке. Это влечет асимметрию внешн.и внутр частей объекта в случае близкородственной связи. Наука считает, что в жив природе действ-т законы неэвклидной геометрии, поэтому жизнь-сложн композиции евклидовой с-мы в нежив природе и неэвклидовой с-мы в живой природе.
Время в неживой с-ме сущ-т в биолог с-ме ритмов задаваемых расположением небесных тел, включающихся в зависимости от времени суток и поры года. Что обеспеч-т происх-е приспособление видов к окр.среде и предвосхищение буд процессов. Живые организмы живут как в прошлом так и настоящем так и будущем.
В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниоткуда. Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.
20. В современном понимании метафизика оценивается как способ объяснения мира в умозрительной мифологизированном состоянии и поэтому признающейся неполноценным в исследовании. В истории философии термин "МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. Роль метафизики сост в подборе фактич материала о мире собраний мн-ва описаний фрагментов бытия создания досье бытия. В полной мере метафизики проявила себя лишь в средневековой схоластике, требовавшей от ученых изучения лишь дозволенных церковью проблемах. В эпоху Возрождения и Нов времени когда снизилось влияние церкви на общ-во и последнее переключило своё внимание с дух проблематики на мат ценности возросла потребность в рац познании природы, в исп-ии её ресурсов что сразу же выявило ограниченность метафизического метода и на смену ему постепенно пришла диалектика. Метафизика- это фотосъёмка. Диалектика-видеопредставление. В античность диалектика считалась искусством спора, диалога. Использовались в виде араторском искусстве. Этот этап хар-л первиный потенциал диалектики когда отсутствоет понятная база а сфера применения была ограничена. В эпоху Нов.времени когда в Немецкой философии ( Гегель) считалось что Диалектика- учение о развитии духа. Метафизику и диалектику нельзя ни упрощать ни противопостовлять, т.к они выражают естеств логику разв-я науки и взаимодополняют друг друга. Среди др.методов философии выд эклектику ( беспринципное, искусств соединение разнородных суждений, не позволяющих выделить главное- сущность объектов) а т.к.софистику, представляющую собой подмену понятий, неверный ход в рассуждении следовательно неверные выводы.
21.в основе диалектики лежат 3 принципа:
1) идея развития 2) всеобщие связи явлений и процессов действительности 3) единство мира
помимо принципов диалектика вкл в себя с-му философских законов и категорий, имеющих универсальн хар-р. закон- это устойчивая связь явлений мира. Наиб.важным явл закон единства и борьбы противоположностей выражающий суть диалектики, т.к.он ставит вопрос об источнике развития поэтому приходит к выводу что источник развития находится вне мира при этом не ставит вопр о природе этого источника. Важным понятиями закона выступают тождества, различия и противоречия. Тождества выражают момент относительного покоя объекта, устойчивость его состояния, при кот объект не меняет свои св-ва и сущ-ть. Различия наооборот хар-т грань между 2-мя этапными состояниями одного объекта выражающего момент подвижности.
2-й закон: закон взаимного перехода колич-х и кач-х изменений. Диалектика утверждает что развитие-процесс уничтожения старого кач-ва и возникновение нового, в результате колич изменения в нём и происходящее в форме скачка. Переход от качества к количеству осущ.с помощью скачка, т.к объекты отн-ся по природе и условиям, то скачок всегда протекает в разн.форме ( быстро или медленно).
3-й закон: закон отрицания кот указ.на тенденции проц развития в сорону как от простого к сложному так и наоборот. Отрицание не означает полн уничтожение вещей прошлых этапов, а стрем-ся удержать в нов кач-ве позитивные эл-ты стар состояния, з-н выр-т спиралевидный хар-р разв-я мира. Метафизика полагала, что отрицание означает механич отстронение старого, необходимым условием з-на явл-ся естеств хар-р его протекания, исключающий принуждение, даже в целях ускорения процесса.
22.Категории единичного и общего, их взаимосвязь.
Окружающий нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны и индивидуальны. Каждое явление, предмет характеризуется через понятия, которые обладают как общими, так и единичными свойствами. Особенности свойств предметов отражают категории: единичное и общее. Единичное -черты, признаки, присущие только одному предмету и отсутствующие у других предметов. Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и другим предметам. Единичное и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категорией особенного. Особенное- это такие общие черты, свойственные индивидуальному предмету, которые отличают его от некоторых других предметов. Категории необходимости и случайности, их взаимодействие. Изменения, происходящие с предметами, имеют свою причину, но одни изменения связаны с внутренней природой самого предмета, а другие изменения зависят от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия категорий необходимости и случайности. Необходимость-это те свойства предмета, а также происходящие с ним изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета. Случайность- это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением внешних, несущественных для предмета обстоятельств. Необходимость и случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе, связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость имеет своим дополнением случайность. Связь необходимости и случайности проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом. Пример: Засуха, погубившая растения - случайность для них, но засуха - необходимое следствие метеорологических условий. Существует несколько подходов необходимости и случайности. Некоторые считают, что в мире все только необходимо, что случайности не играют никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено). Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что случайности играют определенную роль.
23. Марксизм и Ленинизм – совокупность философских , экономических, и соц.-политических идей, основанных на признании первичности материального начала и преобразовании природы и общества в целях удовлетворения материальных запросов человека. Главная цель марксизма это желудок человека. Содержанием марксизма выступает материалистическая философия, политическая экономия, научный коммунизм, предпосылками которых были: немецкая философская школа, английская экономия и учения французских социальных утопистов. Источниками марксис-ленинской философии стали учения Гегеля, особенно его метод «диалектика», основанный на принципе противоречивости всех явлений и процессов мира как главного источника их развития. Общая философская теория была заимствована у Л. Феербаха, при этом система Гегеля и методология Феербаха были отброшены марксизмом. Проблему субстанции марксизм решает в пользу материального начала, признавая, что основой мира является не Бог, не внешняя по отношению к миру сила, а сам мир, который развивается на основании внутренней борьбы противоречивых сторон, которые существуют как в мире целом, так и в каждом проявлении его, однако марксизм не смог решить проблему возникновения мира; признав противоречие как источник развития мира и перенеся это учение на общество марксизма ленинизма и воплотив его на практике породил бесконечную цепь конфликтов; каждая система обладает внутренней устойчивостью, которая стремится сохранить на максимальную протяженность времени, сохраняя этим свою сущность и качество. Это возможно лишь в условиях внутренней гармонии и согласованных взаимодействий элементов системы. Марксизм ленинизм пытается устранить логику развития природы и общества на основе 3-х знаков диалектики Гегеля. Прежде всего: 1.закон борьбы противоположностей, указывающий на источник развития мира в виде борьбы; 2.закон перехода количественного в качественное изменение, объясняющий технологию эволюции; 3.отрицание отрицания, закон указывающий направление развития . кроме закона марксизм развивает учение о философских категориях, понятиях как формах рационального познания, добиваясь значительных успехов в этой области. Учение марксизма несет в себе отпечаток чрезвычайной догматизированности диктата и идеологичности, занимающих жесткие параметры развития философии в интересах правящей коммунистической партии, поэтому наиболее развитыми в научном отношении стали: история философии, логика и теория познания. С другой стороны, целый ряд учений марксизма-ленинизма оказался несостоявшимся. Учение, о социальной революции, как двигателе прогресса, учение об общественно-экономической формации, как закономерном типе эволюции; совершенно не разрабатывалась: проблема национальных отношений, программировалась роль церкви и религии, которые были смещены на периферию социального процесса, а их носители подвергали ликвидации. Марксизм ленинизм считает материальное производство источником и основой развития общества, где производительные силы (ПС), производительные отношения (ПО), якобы создают материальную основу, базис общества, на котором вырастает дух формы общественного сознания (надстроек), ближе всего к базису политика, которая называется: «концентрированное выражение экономики», затем идет право (воля господствующего класса возведенного в закон), затем мораль, искусство, наука, философия, религия; последнее является ложной формой сознания, а церковь формой оппозиции марксизму, поэтому церковь объявляется отдельным государством, а школы – от церкви. Объявив учение о классической борьбе, как едином способе преобразования мира, а классы – единой формой организации общества. Марксизм-ленинизм вызвал искусственные конфликты, т.к. традиционное общество основано на принципе гармонии и сотрудничества сословий, которые объединены общей верой, при этом сохраняется возможность социальной миграции между сословиями на основе поощрения наиболее талантливых, умелых их представителей. Концепция классовой борьбы игнорировала подлинные интересы непосредственных производителей материальных ценностей, фактически реконструируя различные формы раскрепощения легального рабства. С другой, стороны часть населения, связанная с распределением, управлением результатов труда, получала неограниченные возможности для удовлетворения потребностей. Игнорирование при этом национального вопроса приводило к тому, что в сфере производства в СССР трудились почти в абсолютной степени славяне, а в сферах организации и распределения – представители национальных меньшинств. Эти дисгармонии в кадровой политике были неслучайными, т.к. сам марксизм изначально развивался как вариант идеологии талмудизма, предусматривающей концепцию богоизбранного народа в качестве социальной доминанты. Особое место в марксизме занимает учение о социальной революции, как способа перехода от одного общества к другому в форме насилия, уничтожении традиций, элементов культуры и их носителей, сам процесс эволюции общества выглядел как смена исторических типов, в основе которых лежал способ производства материальных благ, таким образом социальный процесс представлялся однонаправленным, когда все народы планеты должны были повторить все стадии экономического развития. Подлинная история человечества проявлялась в не формационном поле, а в цивилизационном контексте, где сердцевиной являлась религия, вера, культура; этим объяснялся факт принципиального различия между современными цивилизациями, нациями и народами.