Мировоззрение ( сущность, структура, исторические типы)

Система познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма. Чувственное и рациональное в познании.

Процесс П, вкл в себя методы, кот-е классифицируются на: 1) частично научные, общенаучные, всеобщие (по масштабу изучения мира) 2) эмпирические, теоретические (по глубине проникновения в сущность предмета) 3) чувственные и рациональные (по характеру средств используемых в познании). Познание существует и происходит в форме знания, которое бывает повседневным и научным. Первое мифично, недостоверно, 2 – отвечает критериям, системности, достоверности, обоснованности. Научные знания обуславливаются логикой и фактами. Формами знания выступают проблема, гипотеза, теория. Проблема присущая начальному этапу расследования, выражает противоречия между ограниченными знаниями и безграничностью бытия. Гипотеза – предположение, научное допущение о сущности объекта. В случае подтверждения гипотезы, она становится теорией. Основные особенности теории – объяснение фактов, подтверждение в эксперименте, способность прогнозировать будущее. 2 типа: эмпирический и теоретический. Эмпирических методов немного: 1 - наблюдение, 2 – эксперимент. Наблюдение направлено на реальные предметы, а эксперимент представляет собой сознательное воспроизведение исследуемого процесса в искусственных условиях. Теоретические методы: 1) мысленный эксперимент 2) идеализация (предписание предмету некоторых свойств 3) аксиоматизация (создание систем посылок в виде аксиом) 4) формализация (отображает результаты мышления в точных понятиях и утверждениях) 5) аналогия (вероятное умозаключение по какому либо внешнему признаку, когда новые знания осмыслеваются через старые) 6) восхождение от абстрактного к конкретному (формулирование исходных абстрактных образов, исключая несущественные признаки объекта и оставляя самое необходимое). В настоящее время, наука не смогла разработать универсальный метод познания, поэтому создавая новые методы, стремятся выводить истину благодаря системе методов.

Философия нового времени

Новое время охватывает 17-19 вв. Естественно-научной основой этапа стали открытия Миртона, давшее механическое объяснение строения мира. Опорой для философии было не богословие, а наука. В центре естество-философской проблематики был вопрос об отношении способов познания мира. Философы подразделяются на 2 части: по отношению к средствам и путям познания: эмпирики и рационалисты. Эмпирия с лат. – опыт. Эмпирики полагали, что человек познает мир лишь с помощью чувств данных в процессе жизни, опыта, эксперимента. Одни утверждали, что реальный мир дает материал для познания (Ф. Бэккон, Локк), а другие (Беркли, Юм, Мах) считали, что человеческие чувства формируют мир; комплексы ощущений человека рождают не только представление об окружающем мире, но сами вещи (их называют сенсуалистами). Эмпирики преувеличивали роль чувственного познания, недооценивали теорию рационального познания. Декард учил; что человек живет пока мыслит, пока познает мир, что человек рождается уже с готовыми представлениями о мире, и в ходе жизни лишь получает дополнительные знания о нем. Беккон, исходя из принципа пользы как основы существования человека, считал науку главным инструментом познания, обеспечивающим власть над природой и ставил перед наукой задачи: выявить причины заблуждения в ходе познания природы и преодоление заблуждений. Эти причины находил в предубеждениях, которые называл идолами сознания: 1. Идолы рода, вытекающие из ограниченности ума и чувств; 2. Идолы пещеры, заставляющие воспринимать мир индивидуально, без помощи других; 3. Идолы рынка, которые искажают восприятия объекта в следствии иных мнений; 4. Идолы театра, каждая философская система сравнима с пьесой, которая полна вымысла, люди склонны доверять вымыслу, впадая в заблуждение. Идолы рода и пещеры устраняются по средствам проверки. Идолы рынка и театра, которые преобразуются по средствам разума в следствии доверия к авторитету (церковь, политики), преодолеваются борьбой против авторитета, поэтому он призывал не доверять ни религии, ни церкви, ни мнениям общества, а полагаться только на науку. Само научное познание происходит при использовании метода индукции (наведения), путем рассуждения от частичного к общему с помощью чувств. Сбор фактов (фиксация признаков), сопоставление их и анализ. Напротив, дедуктивный метод как единичный метод познания развивал Декарт, который опирался на рациональный метод познания, считал, что опыта мало и познать нужно либо с помощью интуиции, сомневаясь во всем, либо через дедукцию, идя от общего к частному, следуя математическим расчетам и формулам. Именно Декарт, вслед за Да Винчи, привнес в науку и искусство формальные точные методы познания действительности, исключающие эмоциональность и чувствительность.





Спиноза относился к рационалистам, но полагавшим, что познание сочетает в себе чувственное восприятие и рассудок; чувственные восприятия находятся на низкой ступени; а рассудок является абсолютным (высшим). Спиноза родился в Португалии, жил в Испании, воспитывался в сеногоге, подвергал критике идею Бога с детства, за это его преследовали и он бежал, но все равно продолжал развивать свою концепцию. Субстанция мира состоит из самого Бога, этот Бог не определен и абстрактен, и полностью сливается с природой, при этом Бог не является творцом, а только рождает из себя мир. Центральными признаками субстанции выступает атрибут и модус. Атрибут – главное свойство субстанции и из очень много, но важных только два: протяженность и мышление. Протяженность указывает на физические параметры вещей. Мышление позволяет человеку познать субстанцию, установить связь с ней.

Взгляды развивались в рамках французского просвещения 18 в. В это время образование обретает более демократичный характер, перестает быть элементарным занятием; развитие производства, буржуазных отношений приводит к усилению роли науки, знания в обществе, ослабляется значение церкви, которая консервирует традиционную культуру. В социальных отношении философия Нового времени ориентировала людей на земной образ жизни, целью которого были личная польза, успех, счастье, комфорт, поэтому теории того времени исходили из конкретно-практичных установок, предписывающих ликвидацию феодализма, сословных барьеров и расширение прав. Идея равенства означала ликвидацию ряда сословных элементов общества и механизмов их регламентации. Эпоха породила новые колонии, создала империи. Концепция природной доброты чел-ка ставила целью опровергнуть христианское учение по всеобщей греховности. Однако непонимание нравственной природы че-ка, критика христианских ценностей, игнорирование экономики как основы земного существования общества обусловило недостатки и противоречия философов Нового времени. Они полагали, что общественный прогресс возможен лишь на путях образования общества без соответственного восприятия и без опоры на традиции.

Фил.понимание природы.

Матер.воплощением Бытия выступает природа и общество. Термин природа имеет как широкое так и узкое толкование. В 1 случае- весь мир, бытие в целом, во 2 случае –окр.среда, геолог среда, среда обитания человека. Различают естеств и искусств.среду. к 1 мы относим биологич и геологич сферы. Во 2 входят: рукотворная природа (породы животных). Искусств среда традиционно наз. техносфера или ноосфера. Геогр.среда-естеств ниша общ-ва, дающая нам солнечн свет, воздух, воду, флору и фауну. Феномену природы по содержанию противостоит к-ра, но природа явл.предпосылкой к-ры.

27.трактовка природы в фил.Востока и Запада.

Можно считать природы как нечто вторичное по статусу, пассивное начало. Вывод отсюда: стремление человека господствовать над природой. 2 концепция считает природа верхом совершенства и гармонии, целесообразным, разумным началом наход выше человека. Эти традиции наделяют сверхестественными способностюми животных. Отсюда вывод: человеку необходимо учиться у природы, боготворить её. С этим подходом связано ещё одно понимание : П-царство хаоса, кот.может принимать и разумн.хар-р в своей эволюции в рамках действия различных законов. Христианское понимание: уст-ся строгая субординация чел, наделённый душой властелин П, но при этом сам подчиняется Божеств.воле, кот умеряет претензии человека, агрессию по отношению к природе.

Феномен власти.

Принцип власти коренится в межличностных отношениях, и интуитивно каждый человек стремится подчинить себе окружающих. Поскольку власть- это возможность реализовать свою волю то обладание властью сопровождается борьбой. В новое время рационалистический анализ истоков власти, её функции, создание теории власти ощущается исключительно в целях подчинения природы обществу, а общества власти, хотя были попытки опоры на мораль. Дополнить содержание власти этическими идеалами пытались русские мыслители. Пушкин считал, что власть должна уважать человека. Соловьёв указывает, что власти должна быть присуща жестокость. В Западной Европе- концепции насилия. Гегель учил, что власть должна быть ответственной перед народом. Маркс- власть должна быть беспощадной к несогласным с ней. В современном обществе преобладают оценки, смягчающие идеи принуждения и диктата.

45. Философское содержание политики и права.

Одним из главных принципов государства выступает правовой комплекс, складывающийся на основе морального. Ленин писал: «Право- это воля господствующего класса, возведённая в закон». В древности отношения в обществе регулировались привычкой, традицией, общественным мнением, моральным авторитетом старейшин. Общество не может существовать без регламентации отношений. Поэтому право обретает объективный, официальный статус в государстве, сохраняя свою двойственность. Таким образом право- это система социальных норм, границ поведения человека в государстве. Но власть не учитывающая интересы общества, злоупотребляет своими правами, создавая законы усиливающие социальный дискомфорт. Сущность права заключается в соблюдении принципа социальной справедливости. Этот принцип связывает право с моралью. Отход права от морали противоестественен.

47. Философская проблема личности и государства не случайно обрела приоритетное значение в процессе радикальной перестройки и социального обновления светского общества. Идея правового государства имеет первостепенное значение для положения личности в обществе. Ибо именно гос-во призвано самым непосредственным образом отстаивать “неотъемлемые права человека” в обществе. Именно правовое государство является демократической альтернативой тоталитарному гос-ву, т.к. в основе концепции правового гос-ва лежит принцип свободы выбора народом своего социального и политического устройства. Правовое гос-во не признаёт какого-либо иного источника суверенности, кроме свободного волеизъявления своих граждан. Правовое гос-во опирается на основной закон (конституцию) и всякая власть в правовом гос-ве ограничена законом, а само гос-во является правовым в той мере, в которой оно печется об интересах общества, охраняет права человека. Иначе говоря, не общество служит гос-ву, а гос-во обществу. И правовое гос-во является сильным гос-ом, т.к. оно защищает и охраняет интересы общества и личности от посягательств на их права, от кого бы они ни исходили.

Феномен культуры.

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

Сущность техники.

Понятие «техника» происходит от греческого слова «techne», означающего искусство, мастерство, умение. В технике воплощено единство духовного и материального, их взаимопроникновение и взаимопревращаемость. С одной стороны, это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности (орудия, машины), с другой – определенная совокупность навыков и умений в любом виде деятельности. Различным видам техники соответствует необходимые знания, духовные и производственные навыки. Эта двухзначность техники предполагает рассмотрение ее как реального воплощения мощи человеческого разума, его творческого потенциала, как освещенную силу знания. Односторонее понимание техники до сих пор связанно с традиционным отношением к истории, с представлениями о том, что цивилизованные изменения зависят приемущественно от уровня и содержания материального производства, орудий техники. Целостное рассмотрение техники опредляется как результат социокультурной деятельности человечества, профессиональных, научных, организационных и иных творческих качеств человека.

Современное общество находится на одном из самых крупных переломов в свой истории . Он соотносится со становлением качественно нового технического и технологического уровня развития, связанного с переустройством всей общественной системы на информационной основе. Главный смысл вступления в эру антропогенной (информационной) цивилизации состоит в преодолении пороков и противоречий индустриальной цивилизации и в придании процессу научно-технического и технологического развития действительно гуманистического характера. Его содержанием является преобразование, связанные с поиском, накоплением, обработкой, хранением, передачей, преобразованием и практическим использованием непрерывно нарастающего потока информации во всех сферах общественной жизни.

Сторонники самых различных направлений антитехницизма – от эвоюционистских до иррационалистических подходов (Дж.Бернал, А.Бергстон, А.Вебер, Н.Бердяев, О.Шпенглер, К.Ясперс, Э.Фромм и др.) – рассматривают технику как исходное зло, причину тотального социального отчуждения человека, гибели культуры, уничтажения естественных основ человеческого существования вплоть до возможностей деформации человечества и изменения видовых признаков. Они абсолютируют значение техники в решении всех нынешних и будующих проблем. Другие, ради спасения, человечества, предлагают вернутся назад к природе, к естественному образу жизни.

НТР

В ходе НТП выделяют особо крупные вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) ­­­автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем.

Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального" общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития ­­­научные центры.

Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все соц.проблемы.

Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные

политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку.

52. Глобальный системный кризис современности.

Содержанием современного социального процесса и результатом предыдущего выступает системный глобальный кризис. Ранее общество потрясали только показательные кризисы. В настоящее время возник кризис духовности, суть которого заключается в ориентации на антропоцентризм, на удовлетворение потребностей человека, средством которого выступают материальные ценности: сырьевые, демографические, продовольственные,

Структура общества.

Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой спицефический тип соц.сферы общества: наличие определенных классов и соц.групп (род, племя, народность, нация, семья).

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин : классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.

В каждом обществе наряду с классами существуют также соц.группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическрму и правовому положению. Так, крупный землевладелец как собственник средств производства - представилель класса, а дворянин ­­­представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились по принципу строгой иерархичности, закрепленной в правовых нормах.

Соц.структура современного общества также помимо основных классов включает и определенные соц.группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц.группами общества всегда относительны и подвижны.

59. Философия эпохи просвещения. Франсуа Мари Аруэ Вольтер–(1694–1778)–публицист аристократического происхождения, любимец женщин. Боролся с католической церковью. Письма к друзьям заканчивал фразой: «Раздавите гадину!»(Он же сказал: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать»). « Я умру за то, чтобы выслушать человека, даже если он мне не нравится»(Вольтер). Основные идеи В. позаимствовал в Англии(Локк: сознание человека–“fabula rasa”, т.е. врожденных идей не существует). В. считал, что раз народ неграмотен, забит, то виновата церковь. Нужно ее разбить, сообщить народу правильные идеи(просветители считали, что они их знают). Потребности человека должны быть подчинены потребностям общества. Слово «идеология» было изобретено просветителями. В. утвердил мысль о бесконечных возможностях человеческого разума. Призывал к построению царства разума на обломках невежества.

Жан-Жак Руссо(1712–1778)–происходил из низкого сословия. «Науки способствуют порче общественных нравов». Науки развивают цивилизацию, которой нет без государства, а государство–это частная собственность, основная причина безнравственности. Р.–автор теории общественного договора(часть людей следит за соблюдением порядка(государство), за это все остальные их содержат). Источник неравенства–частная собственность. Неравенство усугубляется государством(одни властвуют, другие подчиняются). Тирания–высшая степень неравенства(диктатор обманывает и народ, и государство).

Дени Дидро(1713–1784)–знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Характерная черта его политического мировоззре­ния–остро выраженный демократизм. Это удивительно одарен­ная, всесторонне развитая личность–философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик. Дидро сначала был верующим христианином, потом скептиком, но от веры в Бога. как творца мироздания не отошел. В последние годы жизни он склонялся к воззрениям, близким к воззрениям Г. Лейбница.

Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма(в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма. В механистическое материалистическое понимание природы, общее у него с Ламетри и Гольбахом, внес некоторые элементы диалектики–идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм. Вопрос о способе, посредством которого механическое движение материальных частиц может порождать специфическое содержание ощущений, Д. решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности материи. Наметил материалистическую природу психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах.

Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до чело­века тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оце­пенения до состояния максимального расцвета разума. На вопрос, можно ли предположить, что и камень чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет?» И действительно, прикоснитесь ладонью к камню и информация о вашем прикосновении останется надолго на камне. Дидро, конечно, не знал и не мог знать информатики, но он силой интуиции прозревал нечто подобное. Это выразилось и в его тонкой характеристике сути живого. Специфическими особеннос­тями жизни являются раздражимость и чувствительность, говорил Дидро, уделявший большое внимание биологическим проблемам. Образованность и прозорливость позволили Дидро высказать идею, ставшую предвестием эволюционной теории в мире живого. Дидро утверждал, что душа–продукт единства организма, его целостности.

60.Мораль, нравственность означает определенную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей. Первые этические представления возникли при разложении первобытнообщинного строя и зарождении классового общества. Сущность морали. Мораль– форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования. На протяжении всей истории любой класс пытался приспособить мораль к своим интересам, с ее помощью оправдать своей образ жизни. Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере. Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

Мораль избирательна. Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и разрушения которых она от него требует, носят мировоззренческий характер. Но ставит она их в практически поведенческой форме. Этим мораль отличается от философии и науки. Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание. Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности: 1-й тип связей – это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека; 2-й тип связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства; 3-й тип связей характерен для общества, в котором процветает личная независимость и новая форма зависимости – вещная.

Мировоззрение ( сущность, структура, исторические типы)

Человек является доминирующей фигурой мира. Принцип отличия человека от животного – разум. Философское мировоззрение – это совокупность чувственного, эмоционального и рационального отношений человека к миру в стремлении постичь смысл последнего. Мировоззрение включает в себя бытовые взгляды, религиозные, мифологические элементы научного отношения к познанию природы и общества, пронизывают всю сферу человеческой деятельности. Мировоззренческий источник возникает в первобытную эпоху, когда человек впервые отделяет себя от природы. Мировоззрение представляет собой систему исключительно образно-художественную и чувственно эмоционального мироощущения. Особенностью мифологии является попытка целостного восприятия мира в образах. Религиозное мировоззрение, его особенность – попытка найти источник возникновения и существования мира во вне т.е. в боге, в сверхъестественном. Возлагая ответственность за судьбы мира на бога, человек выходит на более высокий уровень. При этом эволюция самого мира предстает в сознании человека как непонятный ему, прощитанный изначально самим богом процесс. Этот тип мировоззрения также как и 1-й отражает зависимость человека от внешней среды, неразвитость, слабость его познавательных возможностей. Следующим типом мировоззрения выступает обойденное (бытовое) сознание, которое позволяет человеку в наивных, элементарных образах судить о мире и своем положении в нем, охватывая все аспекты своего присутствия в мире. Первые три типа мировоззрения отличаются крайней простотой, примитизмом не выходя в целом за рамки эмоциональных, образных оценок. Человеку не достаточно здравого смысла, присущего обыденному сознанию, художественного смысла характерного для мифологии для объяснения мира. Человек неизбежно выходит по мере практического освоения природы и развития науки на теоретическом уровне миропонимания, формируя научное мировоззрение, элементом которого выступает философия. Для последнего типа характерно познание частных, общих и универсальных законов бытия, а также логическое мышление и система аргументации для установления истины т.е. подлинной природы и сущности мира.

29. Сознание – это система чувственных, речевых, эмоциональных аспектов. Чувственные - дают приблизительный и не полный образ объекта. Мыслительный - помогает обобщать информацию, как чувственного опыта, так и самого сознания, создавая новые знания об объекте. Позволяет объединять идеальный образ, формирующийся чувствами, проникая в сущность вещей. Речевая – материализует идеальные образы, воплощая их в знаковые системы, позволяя даже игнорировать чувственные знания и постигать не только сущность объектов и процессов, но и саму истину процессов. Речь позволяет транслировать опыт. Основные черты сознания: 1. сознание не существует вечно, возникает лишь при наличии определённых условий. 2. сознание в любой форме не возможно без конкретного носителя, в качестве которого выступает чел. 3. основой сознания и психики является физиологический нервный процесс, протекающий в мозгу чела. 4. сознание выступает критерием и регулятором поведения человека. Сознание – это не вещество мозга и не иная форма материи, а способность самого мозга отражать окружающий нас мир. Сознание не может возникать вне мозга, так же как и без органа чувств. Философское понимание отражения отличается от других трактовок. Оно сводится к характеристике главным образом внутренних изменений субъекта под воздействием внешних условий. Отражение, в широком смысле выступая, как способность неорганических и органических структур изоморфно или хотя бы гомоморфно воспроизводить внутренние изменения и строение взаимодействующих систем. Специфической особенностью отражения в органической природе является активный характер. Это становится возможным на основе совершенствования органических форм, развития их органов чувств. Исходной формой отражения, присущей всем существам является раздражимость. Самой простой формой раздражимости у простейших существ и низших растений выступает таксисы, т.е. способность организмов реагировать на внешнего раздражителя, двигаясь к раздражителю или от него. Более сложными формами раздражителя выступают тропизмы и настии. Настии связаны с периодическим движением. По мере усложнения появляется новая форма отражения – чувствительность (возникает в результате образования рецепторов органов чувств) означает появление нового этапа отражения в форме психической способности не только анализировать, но и отражать ее в форме восприятия. Психика – это особая форма приспособления веществ к изменению условий жизни. Психика является формой приспособления организмов к внешней среде на основе раздражительности. Материальной базой психики выступает развитая нервная система с рефлексами, т.е. врожденными или приобретенными свойствами нервной системы, проявляющими себя при раздражении рецепторов. На основе условных рефлексов появляются психические образы (ощущение, восприятие, представление). Совокупность условных рефлексов называют первой сигнальной системой, она присуща всем высшим животным и человеку, но лишь человеку свойственна вторая сигнальная система, которая заменяет собой сигнал, процесс, вещь. Главный механизм сознания определяет взаимодействие коры головного мозга и его подкорочной сферой, где имеется продолговатый мозг и ножки мозга. Кора и подкорка являются целостной системой, но кора головного мозга главный элемент, отвечающий за накопление и закрепление информации в памяти, и анализ ситуации. Сущность сознания не сводится к устройству мозга, следует учитывать генетические, биологические и социальные факторы (труд, речь, коллективизм). Мышление в отличие от психики животных позволяет познавать внутренние, существенные качества объектов, создавать систему умозаключений для познания мира. Решение проблемы познания связывается с надеждой создания искусственного интеллекта(ИИ). Процесс моделирования сознания предполагает решение природы и функционирование человеческого мозга, решение проблемы в рамках ИИ нравственно-духовного начала, решение проблемы эмоциональных отношений к миру в рамках ИИ, обоснование целесообразности разработки самого феномена ИИ. Сознание и ИИ различаются по существу: 1. ИИ ограничивается информационно-логическим процессом протекающем в физ.-хим. форме; сознание не только физ.-хим. процесс, но и биологический и социальный. 2. ИИ осуществляется в пределах функционально-заданных программ; сознание не терпит явно выраженного программирования, т.к. имеет творческий характер. 3. память ИИ носит статический характер, фиксируя результаты логического анализа в одном состоянии без их развития, память человека динамична, учитывает прошлое, настоящее и возможное будущее.

Наши рекомендации