Общественное сознание. Структурно-компонентный анализ.

В структуре общественного сознания принято выделять уровни и формы. Основные уровни общественного сознания, различающиеся по способу отражения реальности - это обыденное и теоретизированное сознание.

Обыденное сознание отражает поверхностные, внешние стороны реальности, не проникает в сущность и не открывает закономерности природных и общественных процессов. Важной частью обыденного сознания является общественная психология, то есть несистематизированные, стихийно сложившиеся духовные образования, включающее чувства, настроения, обычаи, традиции, иллюзии групп людей.

Теоретизированное сознание раскрывает существенные свойства и законы мира, оно оформляется в виде идей, понятий, концепций. Особым элементом теоретизированного сознания является общественная идеология. Она разрабатывается специалистами -«идеологами» - и представляет собой систему рационализированных, то есть логически обоснованных концепций, выражающих коренные интересы классов и других социальных общностей.

Основными формами общественного сознания являются политическое, правовое, научное, философское, религиозное, нравственное, эстетическое сознание. В наши дни выделяют также экономическую и экологическую формы общественного сознания. Данные формы различаются по предмету отражения, формам отражения, функциям.

Как же осуществляется взаимодействие основных подсистем общества? Ведушукэ роль играет экономическая подсистема - именно она определяет особенности социальной структуры и, следовательно, специфику и направленность социального управления. В конечном итоге это оказывает влияние и на духовные запросы людей, воздействует на развитие общественного сознания. Вместе с тем нельзя не учитывать и обратного влияния духовной подсистемы на политическую, социальную и экономическую, ведь все свои действия люди осознают и оценивают. Политическая подсистема, далее, оказывает существенное влияние на функционирование и развитие социальной и экономической подсистем, а действия социальных групп безусловно воздействуют на сферу производства. Таким образом, общественная жизнь реализуется в результате взаимодействия всех подсистем.

Общественное сознание.

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следующий аспект рассмотрения общественного сознания - по его носителю или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость,отличающая его от других людей. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Общество - сложное материальное образование, состоящее из множества различных социальных групп. Такими группами являются классы, сословия, интегральные (работники умственного и физического труда, жители города и деревни), этнографические, демографические и профессиональные группы. Каждая группа является субъектом определенного сознания, и в этом смысле можно говорить о групповом сознании. Групповое сознание связано с общественным сознанием и индивидуальным как особенное. Массовое сознание - это сознание массы, сознание различных типов и видов масс.
С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представляет его частный случай. Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Различные формы сознания отражают отношения между классами, нациями, социальными общностями и группами, государствами и служат основой политических программ.





52. Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества.Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим законам.Законы: общие и специфические. Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном развитии).Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства).Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество. Но эти категории являются категориями высокой степени абстрагированности поэтому не отражают весь спектр развития общества и формационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным и культурологическим.Цивилизационный подход.Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, соц. групп и т. д.Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или обеднить их. Функции цивилизаций: 1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории.2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени.Специфичность цивилизации придает духовный фактор. Отличие формации и цивилизации: 1.для цивилизации характерна преемственность и передача культуры через механизм традиций. 2.формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве. Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико- экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурного географического ареала и т.д.Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и культуры, характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных богатств.

53. Ценность – всё, что имеет для человека определённую значимость, личностный или общественный смысл.Ценностные аспекты человека взаимосвязаны с познавательными и волевыми. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Основное содержание ценностных ориентаций – политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.В систему ценностей человек могут входить различные ценности:1.Смысложизненные (добро и зло);2.Универсальные (семья, образование);3.Межличностные отношения (честность, бескорыстие);4.Общественно – признанные (трудолюбие, социальное положение);5.Демократические (свобода слова, совести).Ценностные установки ориентируют человека в окружающей действительности на :1.Осознание ценностной установки образует мотив деятельности. 2.Мотив определяет способ и характер самой деятельности, т. е. выступает в качестве цели.Философское учение о ценностях называется аксиологией. Учение о ценностях не сразу стало достоянием философов, а только после того, как удалось развести понятия бытия и блага.Ценность – это свойство того или иного общественного предмета и явления удовлетворять потребностям, желаниям, интересам человека.

Субъект и объект познания.

Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выделяется из материальной, практической деятельности, приобретает относительную самостоятельность; отношенпе «субъект — объект» выступает как отношение субъекта и объекта познания.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на то направлена познавательная деятельность субъекта познания.

В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания. Познание — это взаимодействие субъекта и объекта.

Концепции человека.

Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. Его природа и смысл существования.

Историко-философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на две группы: объективистские и субъективистские.

1.1 Объективистская концепция

Объективистские- такие, где человек и окружающий его мир, понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, мировой разумности, вечных идей и сущностей. божественного проведения, природы, абсолютного духа, фаталистически понимаемой исторической необходимостью.

1.2 Субъективистская концепция.

Субъективистские- такие где бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного “Я”, через него, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Субъективисты ищут основания общечеловеческого, индивидуального, а в конечном счете, и всякого другого бытия, в глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека. На создание синтетической концепции человека с помощью объективистского и субъективистского подходов, в современной философии направлены две философские школы: “философская антропология” и марксистская философия. Рассмотрим более внимательно, как разрешается в данных философских школах проблема человека.

59. ОСНОВНЫЕ ГЛОБ. ПРОБЛЕМЫ:

1. экологическая – влияние чел-ка на природу.2. демографическая – неконтрол-ая рождаемость насел-я (20в – век демограф-го взрыва).3. пробл. образования – число неграмотных до сих пор велико: функциональная неграм-ть (уровень грам-ти недостаточен для полноцен. жизни и рабо-ты в соврем. общ-ве), неравный доступ к образ-ию.4. пробл. здравоохран-я – измен-ия в природе вызывают измен-я в здоровье чел-ка (инфекц-е, венерические, сердечно-сосуд-ые (стрессы), мало-подвижность, «болезни соврем-ти» (рак, СПИД)).5. пробл. нового экон. порядка – преодоление отсталости развив-ся стран, внедрение во все сферы общ-ой жизни и экон-ку комп-ов и микро-электроники.6. пробл. ресурсов – из-за превышающего числа людей (в 6 р. больше оптим. числа) нехватка нево-зобновимых прир. рес-ов(нефть, уголь, прир газ…)7. военная – устранение войны из жизни общ-ва и обеспеч-е прочного мира на Земле.Роль фил-ии в реш-ии глоб. проблем.Фил-ия играет значит роль вреш-ии глоб. проблем. Гл. ее ф-ия – формир-ть мировоззрение и тем са-мым оказывать влияние на процесс выработки практ-их реш-ий. Ее задача в том, чтобы обеспе-чить мировоззренчесскую, культурологиче-скую, этическую основу реш-ий глоб. роблем со стор. др. наук. Фил-ий подход предполагает рассм-ие глоб. проблем в их единстве, целостности, и взаимо-связи с т-ки зрения их обществ. значим-ти и соц. обусловленности.- такое исслед-ие предполагает прежде всего выявление сущности глоб. проблем.

Наши рекомендации