Научное и ненаучное знание. Вера и разум. Рациональное и иррациональное.

Наряду с рациональными, существенное значение в познании имеют внерациональные факторы:

- бессознательное содержание психики. Оно может оказывать влияние на познавательные предпочтения и предубеждения, интересы и склонности;

- неявное личностное знание (то есть неосознаваемые субъектом представления о про­странственной организации реальности - «схема мира», умение пользоваться родным языком и т.п.). Такое знание имеет существенное значение для постановки познавательных задач, выбор способов их решения, оформления и восприятия новых сведений;

Человек всегда стремится рационально обосновать имеющиеся знания. Верит же он в то, что принимает без доказательств. Поскольку люди накапливают знания всю свою жизнь, опираясь при этом на достижения предшествующей культуры, оказывается, что значительная часть имеющихся сведений принимается именно на веру. Вера бывает религиозная и нерелигиозная. Если человек верит в утверждения, являющиеся ошибочными, его представления вступают в противоречие с новыми данными, гипотезами, открытиями. В таком случае оказывается, что вера затрудняет, замедляет процесс познания. С другой стороны, вера может способствовать познавательной деятельности (например, ученый должен верить, что проблема, над которой он работает, может быть решена). Вера - субъективная уверенность в правильности догадки, гипотезы - обусловливает настойчивость субъекта в ее обосновании, доказательстве;

Интуиция — она имеет особое значение в ситуациях, когда информация неполна и про­тиворечива. В результате интуитивной догадки человек внезапно, сразу усматривает целостное решение проблемы, не имея пока его логического доказательства. Однако неожиданность интуитивной догадки - лишь кажущаяся: успешность ее предполагает хорошее знание предмета, длительное размышление о нем. Интуитивное познание играет существенную роль в творческой деятельности.

Если познание - это воспроизведение в сознании связей и отношений объективно су­ществующей реальности, то творчество - это создание чего-то принципиально нового, это открытия, выводящие человека далеко за пределы наличных знаний.

Объяснение - это логическое, рациональное выявление причин и закономерностей воз­никновения, функционирования и развития изучаемого объекта. Оно позволяет дать прогноз дальнейших изменений такого объекта. Объяснение однозначно: если выявленные закономерности проверены и подтверждены, то на данном этапе развития познания предложенное объяснение является единственным.

Понимание - это выявление тех смыслов, которые вложены в устную речь, письменный текст, материальный памятник культуры (картину, архитектурное сооружение) их авторами и создателями. Понимание тесно связано с интерпретацией. Поскольку же языковые знаки имеют много смыслов, понимание многозначно: возможны различные способы понимания одного и того же текста.

Феномен понимания является специальным предметом исследования в особом философском течении - герменевтике (М.Хайдеггер, Г.Гадамер, П.Рикер и др.). Сторонники этого течения считают, что человек живет в мире, где всему дается название, все описывается в языковой форме. Поэтому познание всегда имеет диалогический и интерпретационный характер: человек познает мир путем диалога с авторами текстов, которые он должен интер­претировать и понять. При этом познающий субъект (интерпретатор) основывается на (а) знании утвердившихся значений слов, а также тех значений, которые они имели ранее; (б) представлении о личностных особенностях и намерениях автора. Однако любые тексты, в том числе написанные в предшествующие эпохи, человек воспринимает сквозь призму идей современной ему культуры (сквозь призму «исторической традиции»). Это обусловливает наличие предубеждения (предрассудка, предпонимания) и ставит под вопрос возможность абсолютно точного понимания текста. Из этого следует, что в ходе интерпретации субъект вносит в текст новые смыслы, что способствует развитию познания.

Особое решение вопроса о возможностях понимания предложено в философии пост­модернизма, сложившейся во второй половине XX века (Ж.Деррида, Р.Барт, Ж.Лиотар и др.). Основой анализа текстов здесь становится «деконструкция», то есть выявление внутренних противоречий и «остаточных смыслов» (не замечаемых ни автором, ни читателем). Слово больше не представляет объект, оно связано не со значением, а с «обозначающими следами». Их число столь велико, что возможности интерпретации становятся бесконечными. Но это значит, что познание самого объективного мира, его объяснение, как и понимание накопленных знаний фактически невозможны. Любое - даже естественнонаучное - знание оценивается в постмодернизме как «повествование», своего рода литературная история. Таким образом, «познающий разум», которым восхищались философы Нового и Новейшего времени, заменяется «интерпретативным разумом». В итоге сторонники постмодернизма приходят к выводу, что в современном обществе, захлестнутом избыточной информацией, субъект «скользит» по поверхности текстов и явлений, не проникая и не пытаясь проникнуть в их сущность.

42. Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать её изменению. Специфическими чертами науки являются:

1. Её основная задача — обнаружение объективных законов дей­ствительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования, главным образом, на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов.

2. наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

4. Для науки характерно осознание методов и приемов исследова­ния объектов. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере — осознанием методов и приёмов, посредством которых исследуются данные объекты.

5. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина

8. Научному познанию присущи строгая доказательность, обосно­ванность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок.

Научное познание

1. Научный факт. факт — это само явление объективного мира, данное исследователю, так сказать, в чистом виде. Факт— это не сама реальность, а наше знание о ней. Наука постоянно увеличива­ет число фактов, и каждый факт — это субъективный образ объектив­ной реальности.

2. Проблема — объективно возникающий в ходе раз­вития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых пред­ставляет существенный практический или теоретический интерес.

3. Гипотеза. Исследование проблемы начинается с выдвижения ги­потезы представляющей собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений.

4. Теория. В научном познании теория рассматривает­ся как форма организованного достоверного знания о некоторой пред­метной области, описывающая, объясняющая и предсказывающая фун­кционирование и развитие относящихся к данной области объектов.

В структуре общенаучных методов и приёмов выделяются три уров­ня ("сверху вниз"): общелогический, теоретический и эмпирический. Каж­дый уровень характеризуется собственными методами.

Научные методы эмпирического исследования.

1. Наблюдение

2. Эксперимент

3. Сравнение

Научные методы теоретического исследования.

1. Формализация — отображение содержательного знания в зна-ково-символическом виде.

2. Аксиоматический метод — один из способов дедуктивного по­строения научных теорий, при котором:

а) формулируется система основных терминов науки

б) из этих терминов образуется некоторое множество

в) формулируется система правил вывода, позволяющая преобра­зовывать исходные положения

г) осуществляется преобразование постулатов по правилам

Общелогические методы и приёмы познания.

1. Анализ разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Применяется как в ре­альной (практика), так и в мыслительной деятельности.

2. Синтез объединение — реальное или мысленное — различных сторон, частей предмета в единое целое.

3.Абстрагирование. Абстракция процесс мыс­ленного отвлечения отряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств.

4. Идеализация — это мысленное конструиро­вание понятий об объектах, несуществующих и неосуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в ре­альном мире.

5. Обобщение — процесс установления общих свойств и призна­ков предметов. Тесно связано с абстрагированием.

6. Индукция логический приём исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.

7. Дедукция

8. Аналогия 9. Моделирование — метод исследования объектов на их анало­гах.

Наши рекомендации