ТЕМА № 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
1. ЯРКИМ МЫСЛИТЕЛЕМ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ БЫЛ АВТОР «ИСПОВЕДИ»:
1) Пьер Абеляр
2) Фома Аквинский
3) Аврелий Августин
4) Ансельм Кентерберийский
2. ВЫДАЮЩИМСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ЭТАПА ПАТРИСТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) Ф. Аквинский
2) У. Оккам
3) Августин Аврелий
4) Р. Бэкон
3. ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ПРИЗНАКОВ СРЕДНЕВЕКОВУЮ ЕВРОПЕЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ ХАРАКТЕРИЗОВАЛИ:
(укажите не менее двух вариантов ответа)
1) религиозный догматизм
2) натурализм
3) опора на строгую науку
4) признание веры способом постижения истины
4. ПОНЯТИЕ «ДОГМАТИЗМ» ОЗНАЧАЕТ:
1) слепую веру в авторитеты
2) схематически – окостеневший способ мышления
3) доктрину или отдельные ее положения
4) доказательство бытия Бога
5. СХОЛАСТИКА ВОЗНИКЛА КАК:
1) теологическая разработка идеалов и символов веры
2) рациональное упорядочение христианской догматики
3) бесплодное умствование, оторванное от жизни
4) все названное
6. НОМИНАЛИЗМ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ПОЛОЖЕНИЯ:
1) универсалии существуют вне и до всяких вещей
2) подлинной реальностью не обладают ни вещи, ни понятия
3) общие понятия суть только имена и образуются нашим умом
4) подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии
7. АВТОР РАБОТЫ «О ГРАДЕ БОЖЬЕМ»:
1) Августин
2) Арнобий
3) Фома Аквинский
4) Киприан
8. УКАЖИТЕ НАУКУ, СЧИТАВШУЮСЯ НАИБОЛЕЕ ВАЖНОЙ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ:
1) гносеология
2) логика
3) теология
4) онтология
9. В ТВОРЧЕСТВЕ ЭТОГО ФИЛОСОФА ПРОИЗОШЕЛ СИНТЕЗ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ И ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ:
1) Платон
2) Августин
3) Аристотель
4) Эпикур
10. НАЧАЛЬНЫМ ЭТАПОМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) томизм
2) схоластика
3) рационализм
4) патристика
11. ВПЛОДЬ ДО IX ВЕКА СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСПЫТЫВАЛА ВЛИЯНИЕ:
1) Платона
2) Аристотеля
3) Пиррона
4) Демокрита
5) все ответы верны
12. ОСНОВОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАДОКСА ТЕРТУЛЛИАНА ЯВЛЯЕТСЯ ИДЕЯ:
1) вера должна основываться на свидетельствах разума
2) разум должен остановиться там, где начинается вера
3) характеристикой истинной реальности является противоречивость
4) реальность непознаваема ни при каких условиях
13. В РАМКАХ РАННЕЙ ПАТРИСТИКИ АПОЛОГЕТИКА ВЫСТУПАЕТ КАК:
1) философский жанр, защищающий Писание от языческой критики
2) система парадоксальных текстов, провоцирующих теологическую мысль
3) попытка переосмыслить Священное Писание
4) апокрифическая литература
14. РАБОТА АВГУСТИНА, ПОСВЯЩЕННАЯ СООТНОШЕНИЮ ВЛАСТИ СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ, А ТАКЖЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕЛЕОЛОГИИ, НАЗЫВАЕТСЯ:
1) «Сумма теологии»
2) «Утешение философией»
3) «О граде божьем»
4) «О свободном решении»
15. ТЕОЛОГИЯ – ЭТО:
1) учение о Боге
2) родословная богов
3) учение о Логосе
4) учение о конце света
16. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ ОТРАЖАЕТ КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ:
1) Платона и Аристотеля
2) Сократа и софистов
3) Парменида и Гераклита
4) Платона и Демокрита
17. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ ИМЕЕТ НАУЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ПОСКОЛЬКУ:
1) определяет права и пределы мышления
2) способствует развитию логики
3) развивает лингвистическое знание
4) ставит вопрос о статусе всеобщего
18. МЫСЛИТЕЛЬ-МЕДИК, АВТОР «КАНОНА ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ»:
1) Гиппократ
2) Гален
3) Авиценна
4) Низами
19. ОСНОВНЫМ МЕДИЦИНСКИМ ТРУДОМ ИБН-СИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) «О древней медицине»
2) «Царская книга»
3) «Всеобъмлющая книга по медицине»
4) «Канон врачебной науки»
20. В СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ «ЦАРИЦЕЙ ВСЕХ НАУК» СЧИТАЛАСЬ:
1) математика
2) алхимия
3) теология
4) метафизика
21. В ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ АВЕРРОЭС ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ КОНЦЕПЦИИ:
1) двойственной истины
2) анамнезиса
3) верификации
4) интенциональности сознания
22. АНТИЧНЫМ АВТОРИТЕТОМ СХОЛАСТИКИ КАК ФИЛОСОФСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ СТАЛ:
1) Сократ
2) Платон
3) Аристотель
4) Сенека
23. ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОЖИЯ РАЗРАБОТАЛ:
1) Фома Аквинский
2) Ибн-Сина
3) Августин Блаженный
4) Аверроэс
24. АПОЛОГЕТ, ДАВШИЙ ТАКУЮ ОЦЕНКУ ФИЛОСОФИИ: «ФИЛОСОФЫ – УМЫ СПОРЛИВЫЕ И ПРЕЗРИТЕЛЬНЫЕ. ОНИ ЕЩЕ ИЩУТ – СТАЛО БЫТЬ, НЕ НАШЛИ»:
1) Тертуллиан
2) Ириней
3) Татиан
4) Юстин
25. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ ИПОСТАСЕЙ БОГА ИМЕЕТ ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ, ПОСКОЛЬКУ СВЯЗАНА С ПОНИМАНИЕМ:
1) отношений церкви и государства
2) судьбы земного мира
3) цели человеческого существования
4) отношений высшей истины и чувственной реальности
26. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСАЛИЙ ПОРОДИЛО СЛЕДУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ:
1) номинализм
2) реализм
3) концептуализм
4) все ответы верны
27. АСПЕКТ УЧЕНИЯ ПЛАТОНА, ВЗЯТЫЙ НА ВООРУЖЕНИЕ ТЕОЛОГИЕЙ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
1) учение об Эросе
2) учение об идеях
3) учение о душе
4) учение о государстве
28. ТРЕТЬЯ КНИГА ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА ИБН-СИНЫ ПОСВЯЩЕНА:
1) фармакопее
2) хирургии
3) патологии
4) ядам и противоядиям
29. НЕДОСТАТКИ МЕДИЦИНСКИХ КНИГ СВОИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ, КОТОРЫЕ СТАРАЛСЯ ИСПРАВИТЬ ИБН-СИНА В СВОЕЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ:
1) бессистемность изложения
2) смешение наблюдений и вымыслов
3) мистические интерпретации
4) сложное изложение
5) все ответы верны
30. ТЕОЦЕНТРИЗМ – ЭТО:
1) принцип, согласно которому Бог – центр мироздания, активное и творящее его начало
2) такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог
3) философское учение о первичности материи
4) всеобщий метод познания мира
31. КРЕАЦИОНИЗМ – ЭТО:
1) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил мир
2) учение о материальности мира
3) номинализм
4) реализм
32. АВТОР ВЫРАЖЕНИЯ «ВЕРЮ, ПОТОМУ ЧТО НЕЛЕПО»:
1) Иоан Скот Эриугена
2) Квинт Септимий Тертуллиан
3) Георг Вильгельм Фридрих Гегель
4) Авиценна
33. ВЕКОВОЙ СПОР СРЕДНЕВЕКОВЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ОБ «УНИВЕРСАЛИЯХ», ТО ЕСТЬ ОБЩИХ ПОНЯТИЯХ, РАЗДЕЛИЛ НА ДВА ОСНОВНЫХ ЛАГЕРЯ...
1) монистов и дуалистов
2) эмпириков и рационалистов
3) диалектиков и метафизиков
4) реалистов и номиналистов
34. КАК УТВЕРЖДАЛ АВРЕЛИЙ АВГУСТИН В ТРАКТАТЕ «О ГРАДЕ БОЖЬЕМ», ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА УКАЗАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ПУТЬ:
1) к вечности
2) к счастью
3) к коммунизму
4) к богатству
35. ОСНОВНОЙ ДОГМАТ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО БОГА ГЛАСИТ:
1) нет Бога выше Аллаха
2) Бог есть Единое
3) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях
4) Бог есть все и все есть Бог
36. УНИВЕРСАЛИИ СУЩЕСТВУЮТ НЕЗАВИСИМО ОТ СОЗНАНИЯ, УТВЕРЖДАЛ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ:
1) номинализм
2) реализм
3) догматизм
4) универсализм
37 ВОСТОЧНЫЙ ФИЛОСОФ, АВТОР УЧЕБНИКА ПО МЕДИЦИНЕ В СТИХАХ «ПОЭМА О МЕДИЦИНЕ»:
1) Авиценна
2) Аль-Газоли
3) Аверроэс
4) Мо-цзы
38. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ:
1) Гераклит
2) Ламетри
3) Зенон
4) Фома Аквинский
5) Фейербах
39. ОФИЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ДОКТРИНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ, ОСНОВАННАЯ Ф.АКВИНСКИМ:
1) томизм
2) номинализм
3) апологетика
4) патристика
40. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ БОГ СОТВОРИЛ МИР ИЗ НИЧЕГО:
1) креационизм
2) реляционизм
3) провиденциализм
4) эсхатологизм
41. НАЗОВИТЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФИЛОСОФА, ПРИСПОСОБИВШЕГО ФИЛОСОФИЮ АРИСТОТЕЛЯ К ХРИСТИАНСКОМУ ВЕРОУЧЕНИЮ, В ДАЛЬНЕЙШЕМ ЕГО УЧЕНИЕ БЫЛО ПРИЗНАНО ОФИЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ДОКТРИНОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ:
1) Аврелий Августин
2) Фома Аквинский
3) Дунс Скотт
4) Уильям Оккам
42. ХРИСТИАНСТВО ОПРЕДЕЛЯЕТ БЫТИЕ КАК…
1) продукт взаимодействия Бога и человека
2) всё, что существует
3) вечный и неизменный мир
4) свободный дар Бога
43. СОГЛАСНО Ф. АКВИНСКОМУ, БЫТИЕ И СУЩНОСТЬ:
1) никогда не совпадают
2) совпадают в природных явлениях
3) совпадают в человеке
4) совпадают в Боге
44. «БРИТВА ОККАМА» ОТРАЖАЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА:
1) «Не следует умножать сущности сверх необходимого»
2) «Все сущее есть благо»
3) «Нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»
4) «Возлюби ближнего своего как самого себя»
45. В «ИСПОВЕДИ» АВГУСТИНА ВПЕРВЫЕ ПОДНИМАЕТСЯ ВОПРОС О…
1) возможности построения идеального государства
2) свободе воли человека
3) соотношении бытия и небытия
4) познании мира
46. НАИБОЛЕЕ КРУПНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ПАТРИСТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ…
1) Фома Аквинский
2) Пьер Абеляр
3) Аристотель
4) Августин Аврелий
47. «АНГЕЛЬСКИМ ДОКТОРОМ» НАЗЫВАЮТ СРЕДНЕВЕКОВОГО МЫСЛИТЕЛЯ…
1) Боэция
2) Аристотеля
3) Фому Аквинского
4) Августина Блаженного