ТЕМА № 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. В ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА ПО СРАВНЕНИЮ С ФИЛОСОФИЕЙ ЗАПАДА БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ УДЕЛЯЕТСЯ:
1) модернизации общества
2) познанию внешнего мира
3) научно-техническому прогрессу
4) духовному миру человека
2. ДЛЯ ДРЕВНЕВОСТОЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ХАРАКТЕРНЫ:
(укажите не менее двух вариантов ответа)
1) критическое отношение к священным текстам
2) незначительное место религии в духовной и материальной жизни
3) патриархальность
4) мистицизм
3. ОДНОЙ ИЗ ШКОЛ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) локаята
2) даосизм
3) буддизм
4) джайнизм
4. КАСТОВЫЙ СТРОЙ – ОБЩАЯ ЧЕРТА МНОГИХ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. КАСТОВЫЙ СТРОЙ ПОЛУЧИЛ КЛАССИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ:
1) в Китае
2) в Индии
3) в Вавилоне
4) в Двуречье
5. ПОСТЕПЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СМЫСЛА ПОНЯТИЯ «КАРМА» ПРИВОДИТ ЕГО К СЛЕДУЮЩЕМУ ЗНАЧЕНИЮ:
1) закон космического воздаяния за любое действие, которое нарушает мировое равновесие
2) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека
3) темная, враждебная сторона человеческой природы, которую следует подавлять
4) необходимость тщательного исполнения обязанностей своей варны и касты
6. ЗАКОНЧИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ УЧЕНИЕ О ВЕЧНОМ КРУГОВОРОТЕ ЖИЗНИ И ЗАКОНЕ ВОЗДАЯНИЯ – ЭТО …»
1) йога
2) дао
3) карма
4) сансара
7. ПОНЯТИЕ «САНСАРА» ОЗНАЧАЕТ:
1) вечную череду смертей и новых рождений всего сущего
2) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни
3) возможность воплотиться в качестве бога как конечную цель и смысл жизни любого индивида
4) колесо как символ формы Вселенной
8. В ОДНОЙ ИЗ ЧЕТЫРЕХ САМХИТ ИЗЛАГАЮТСЯ САМЫЕ РАННИЕ СВЕДЕНИЯ ИНДИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАКОЛОГИИ:
1) самаведа
2) атхарваведа
3) яджурведа
4) ригведа
9. ВЕДЫ – ЭТО:
1) одно из главных философских понятий древней Индии
2) мощная и влиятельная религиозно-философская система в Индии
3) магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия
4) древнейшие (кон. II – нач.1 тыс. до н.э.) письменные памятники индийской культуры
10. СМЕЩЕНИЕ ИНТЕРЕСА ОТ ЗНАНИЙ О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ К ЗНАНИЯМ О ВЕЧНОМ «Я» В УПАНИШАДАХ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О:
1) усложнении ритуальной практики
2) зарождении философского осмысления мира
3) разложении родового строя
4) влиянии чужеродных культурных ценностей
11. В ОДНОМ ИЗ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА РОДИЛАСЬ КЛЯТВА: «Я ОБЯЗУЮСЬ СПАСТИ ВСЕХ СТРАЖДУЮЩИХ, СКОЛЬКО БЫ ИХ НЕ БЫЛО»:
1) буддизм
2) даосизм
3) йога
4) конфуцианство
5) веданта
12. В ОТЛИЧИЕ ОТ ВЕДИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, БУДДИЗМ ВИДИТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ПЕРЕРОЖДЕНИЙ В:
1) строгом соблюдении обрядов
2) осознании иллюзорности своего «я»
3) ежедневном чтении мантр
4) смирении плоти
13. БУДДИЙСКУЮ НИРВАНУ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ КАК:
1) состояние вечного блаженства
2) овладение божественными возможностями
3) загробное местопребывание душ
4) истинную реальность, где исчезают противоположности
14. ПОНЯТИЕ «НИРВАНА» ХАРАКТЕРНО ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕЙ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ:
1) чарвака-локаята
2) джайнизм
3) буддизм
4) индуизм
15. ПОНЯТИЕ «МОКША» ОЗНАЧАЕТ:
1) закон воздаяния за любое действие
2) необходимость тщательного исполнения обязанностей своей варны
3) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни
4) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека
16. ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА – ЭТО:
1) религиозная система
2) материалистическая неортодоксальная школа
3) идеалистическая ортодоксальная школа
4) магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия
17. ОСНОВАТЕЛЬ ДАОСИЗМА:
1) Конфуций
2) Мо-цзы
3) Лао-цзы
4) Чжуан-цзы
18. В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ ЧЕЛОВЕК:
1) занимает срединное положение в мире
2) должен следовать естественному ходу вещей
3) тесно связан с природой
4) все перечисленное выше
19. ОСНОВНЫМИ ЭТИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ ДАОСИЗМА ЯВЛЯЮТСЯ:
1) принципы недеяния и спонтанности
2) принципы морального анархизма и бездействия
3) принципы ненасилия и всепрощения
4) принципы индивидуализма и гедонизма
20. РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНФУЦИАНСТВЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЙ ЗАДАЧЕЙ:
1) обеспечение космического равновесия
2) подчинение природных сил
3) культурный и технический прогресс
4) создание общества равных возможностей
21. КОНФУЦИЙ ПОЛАГАЛ, ЧТО, БЛАГОДАРЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОЙ ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕК ЗАНИМАЕТ ЦЕНТРАЛЬТНОЕ МЕСТО В УНИВЕРСУМЕ, ПОТОМУ ЧТО:
1) способен изменять сущность вещей
2) разделяет враждебные начала – Небо и Землю
3) поддерживает равновесие мировых основ
4) создан, чтобы покорять Природу
22. РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИКИ В ДАОСИЗМЕ СТИМУЛИРОВАЛА ИДЕЯ:
1) Великого Предела
2) равновесия космических сил
3) обретения бессмертия
4) достижения долголетия
23. НАЗОВИТЕ ПОЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ КОНФУЦИАНСТВА:
(укажите не менее двух вариантов ответа)
1) высшей ценностью считался индивид
2) необходимо следовать строгому порядку, нормам, включающим этикет
3) государство – большая семья, где государь и «Сын неба», и «отец и мать народа»
4) цель жизни – высшее наслаждение
24. ФИЛОСОФСКИЕ ЗАКОНЫ, НАШЕДШИЕ ВЫРАЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОЛОЖЕНИИ: «КОГДА ЯН ДОСТИГАЕТ СВОЕГО ПРЕДЕЛА, ОНО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ИНЬ; КОГДА ИНЬ ДОСТИГАЕТ СВОЕГО ПРЕДЕЛА, ОНО СТАНОВИТСЯ ЯН»:
1) релятивистские
2) метафизические
3) закон исключенного третьего
4) диалектические
25. В «ДАО-ДЕ-ДЗИН» ДАО РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК:
1) первоэлемент
2) мировая субстанция и одновременно закон бытия
3) космический разум
4) верховное божество
26. ПРИЧИНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ УНИВЕРСУМА В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) взаимопроникновение противоположных начал инь и ян
2) воля Неба (тянь)
3) человеческая деятельность
4) сгущение и разрежение ци
27. В ОСНОВЕ ТРЕХ «ПРАВИЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» КОНФУЦИАНСТВА ЛЕЖИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ:
1) инь и ян
2) Дао и дэ
3) Неба и Земли
4) государя и подданных
5) тела и духа
28. ПОНЯТИЕ «ЖЕНЬ» ОЗНАЧАЕТ:
1) эгоизм
2) безразличие
3) человеколюбие
4) мизантропия
29. СИЛА НРАВСТВЕННОГО ПРИМЕРА – ЭТО ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДАЛ:
1) Лао-цзы
2) Мэн-цзы
3) Конфуций
4) Шень Бухай
30. КОНФУЦИАНСТВО – ЭТО:
1) религиозно-мистическая система
2) материалистическая философия
3) этико-политическая философия
4) учение о загробном мире
31. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ:
1) демократия
2) охлократия
3) восточная деспотия
4) олигархия
32. В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЗАКОН МОРАЛЬНОГО ВОЗДАЯНИЯ ОБОЗНАЧАЛСЯ ПОНЯТИЕМ:
1) сансара
2) карма
3) брахман
4) мокша
33. ИДЕЙНОЕ ТЕЧЕНИЕ В КИТАЕ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕБОМ:
1) христианство
2) буддизм
3) конфуцианство
4) брахманизм
34. ПОНЯТИЕ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ДУША ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ СМЕРТИ ВОПЛОЩАЕТСЯ В НОВУЮ МАТЕРИАЛЬНУЮ ОБОЛОЧКУ:
1) брахман
2) мокша
3) атман
4) сансара
35. УПАНИШАДЫ ПОЯВИЛИСЬ:
1) в начале ведического периода (16-12 вв. до н. э.)
2) в середине ведического периода (10-8 вв. до н. э.)
3) в конце ведического периода (8-6 вв. до н. э.)
4) в начале ведического периода (15-14 вв. до н. э.)
36. В УПАНИШАДАХ БЕЗЛИЧНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО БЫТИЯ ОБОЗНАЧАЕТСЯ ТЕРМИНОМ:
1) брахман
2) сансара
3) карма
4) мокша
37. БУДДА ПРИЧИНОЙ СТРАДАНИЙ ЧЕЛОВЕКА СЧИТАЛ:
1) неверие в богов
2) незнание подлинных первоначал бытия
3) жажду жизни
4) нарушение нравственных запретов
38. ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА ОТНОСИТСЯ К ФИЛОСОФСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:
1) материализму
2) дуализму
3) объективному идеализму
4) субъективному идеализму
39. КОНФУЦИЙ СЧИТАЛ, ЧТО ГОСУДАРСТВОМ СЛЕДУЕТ УПРАВЛЯТЬ ТАКИМ СПОСОБОМ, КАК:
1) с помощью насилия
2) с помощью нравственного примера
3) с помощью победоносного недеяния
4) с помощью законов
40. В ДАОСИЗМЕ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В…
1) изучении ритуала
2) наслаждении
3) отказе от наслаждений
4) стремлении человека к естественности, близости к природе
41. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ШКОЛА, ПРОПОВЕДОВАВШАЯ «ПОЧТЕНИЕ К ЗАКОНУ», НАЗЫВАЕТСЯ…
1) мин-цзя
2) мо-цзя
3) легизм
4) даосизм
42. В КОНФУЦИАНСТВЕ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЗАКЛЮЧЕН В …
1) нравственном самосовершенствовании, подчиняющемся этике долга
2) достижении состояния нирваны
3) любви человека к человеку
4) познании окружающего мира
43. ОСОБЕННОСТЬЮ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ, ЯВЛЯЕТСЯ…
1) самоуглубленность, отрешенность духа
2) социально-практическая самореализация
3) гармоничное, всестороннее развитие личности
4) эрудированность и экологическое сознание
44. ОСНОВУ ФИЛОСОФИИ КОНФУЦИЯ СОСТАВЛЯЕТ(-ЮТ)...
1) проблема развития общества
2) проблемы человека, семьи и государства
3) проблема познания
4) проблема бытия