ТЕМА №1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Философия

СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ С ЭТАЛОНАМИ

ОТВЕТОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Красноярск

УДК 87

Ф54

Философия: сборник тестовых заданий с эталонами ответов для студентов медицинского вуза / сост. В.И. Кудашов, Н.В. Комова, В.В. Филимонов, В.В. Гусаренко. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2011. – 188 с.

Составители: д.ф.н., профессор Кудашов В.И.,

к.ф.н., доцент Комова Н.В.,

к.ф.н., доцент Филимонов В.В.,

преподаватель Гусаренко В.В.

Сборник содержит контрольные тесты, предназначенные для проверки уровня знаний студентов медицинского вуза всех специальностей по философии. Они определяют степень усвоения и понимания студентами материала такой учебной дисциплины, как философия. Сборник включает в себя семнадцать основных разделов и ключи (указание номеров правильных вариантов ответов на каждый вопрос).

Рецензенты: зав. кафедрой психологии и педагогики КрасГМУ, доктор медицинских наук, профессор Ковалевский В.А.

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики КрасГМУ Логинова И.О.

Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ (протокол № от г.)

КрасГМУ

ВВЕДЕНИЕ

Тестирование является одной из эффективных форм проверки и самопроверки знаний. Отвечая на вопросы тестов, студенты могут оценить собственные знания.

Тест (от англ. test – проба, испытание, исследование) – понятие многозначное, активно использующееся в различных областях знаний: в медицине, психологии, психофизиологии, информатике. Этот способ проверки знаний учащихся все активнее используется в педагогической практике различных стран. Привлекательность тестов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить оперативный контроль усвоения учебного материала.

Тесты по философии охватывают основные темы изучаемого курса «Философия» и составлены в соответствии с требованиями основной образовательной программы для ВУЗов Министерства образования РФ.

При составлении тестов авторами был использован как собственный опыт преподавания, так и материалы, опубликованные в учебно-методических изданиях других вузов. В процессе разработки тестов были учтены все необходимые требования, предъявляемые к такой форме контроля, как тест.

Рекомендуется использовать тесты предлагаемого пособия для самопроверки при прохождении каждого раздела, при подготовке к семинарским занятиям, а по завершении изучения – при подготовке к экзамену по философии.




Тема № 11. БЫТИЕ. МАТЕРИЯ

1. МОНИЗМ, ДУАЛИЗМ, ПЛЮРАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ ОФОРМИЛИСЬ:

1) в Средние века

2) в Новое время

3) в эпоху Возрождения

4) в Античности

2. ТО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ САМО ПО СЕБЕ И НЕ ЗАВИСИТ НИ ОТ ЧЕГО ДРУГОГО, ФИЛОСОФЫ НАЗЫВАЮТ…

1) атрибутом

2) субстанцией

3) причиной

4) субстратом

3. «ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – ЭТО СВОЙСТВА НЕ ВЕЩЕЙ, НО ЛИШЬ НАШЕГО СОЗНАНИЯ», ДОКАЗЫВАЛИ СТОРОННИКИ…

1) Платона

2) Демокрита

3) релятивизма

4) субъективного идеализма

4. РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ НАХОДИТ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ В:

1) классической механике И. Ньютона

2) геометрии Евклида

3) теории относительности А. Эйнштейна

4) атомизме Демокрита

5. «МАТЕРИЯ СУЩЕСТВОВАЛА НЕ ВСЕГДА, И БЫЛ ТАКОЙ МОМЕНТ, КОГДА ЕЕ НЕ БЫЛО ВОВСЕ» – УТВЕРЖДАЮТ:

1) спиритуалисты

2) сциентисты

3) материалисты

4) креационисты

6. КАТЕГОРИЕЙ, ОБОЗНАЧАЮЩЕЙ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СМЕНЫ СОСТОЯНИЙ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ, ЯВЛЯЕТСЯ:

1) время

2) количество

3) пространство

4) движение

7. ПОНЯТИЕ «БЫТИЕ» И «НЕБЫТИЕ» ВВЕЛ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ:

1) Нового времени

2) Античности

3) Возрождения

4) современности

8. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАССМАТРИВАЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗЕРЦАНИЯ С ПОЗИЦИИ…

1) объективного материализма

2) диалектического материализма

3) субъективного идеализма

4) эмпириокритицизма

9. ТРАДИЦИОННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ ТВОРЕНИЯ О НЕСПОСОБНОСТИ МАТЕРИИ, ВЕЩЕСТВА, ЭНЕРГИИ К САМОРАЗВИТИЮ В НАШИ ДНИ ОПРОВЕРГАЕТСЯ УЧЕНИЕМ О САМООРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ, НАЗЫВАЕМЫМ…

1) синергетикой

2) кибернетикой

3) майевтикой

4) софистикой

10. ЦИКЛИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ _____________________ КАРТИНЫ МИРА…

1) научной

2) художественной

3) христианской

4) мифологической

11. ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ СУЩЕСТВУЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ СОЗНАНИЯ И ОТРАЖАЕТСЯ В НЕМ:

1) бытие

2) субстанция

3) материя

4) природа

12. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ – ЭТО:

1) материальное явление

2) духовное состояние

3) социально-культурное достижение

4) все названное

13. ОНТОЛОГИЯ – ЭТО УЧЕНИЕ О (ОБ):

1) обществе

2) бытии

3) методах

4) человеке

14. ДОПУСТИМ, ФИЛОСОФ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО МИР КОНЕЧЕН В ПРОСТРАНСТВЕ. ОН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕШЕНИЯ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ…

1) материалист

2) идеалист

3) метафизик

4) нельзя однозначно определить его позицию

15. БЫТИЕ – ЭТО:

1) природные процессы

2) субъективная и объективная реальность

3) совокупная реальность

4) все вышеперечисленное

16. МАТЕРИЯ ЕСТЬ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

1) атомов

2) вещества

3) объективной реальности, данной нам в ощущениях

4) субъективной реальности

17. УКАЗАТЬ ЯВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫЕ:

1) электрическое поле

2) число

3) ощущения

4) античастицы

18. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИИ, ПОСЛУЖИВШЕЕ ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН КРИЗИСА В ФИЗИКЕ НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ:

1) материя – это совокупность ощущений

2) материя есть все существующее

3) материя – есть все, состоящее из атомов и имеющее массу

4) материя есть вещество или поле

19. ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА ВЫРАЖЕНО В СУЖДЕНИИ:

1) единство мира состоит в его материальности

2) единство мира состоит в том, что во всех его частях действуют одни и те же законы

3) мир един, поскольку в нем все взаимосвязано

4) мир един, поскольку в его основе лежит единая субстанция

20. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ВСЕЛЕННАЯ ПО СВОЕЙ СТРУКТУРЕ ПОДОБНА ЧЕЛОВЕКУ:

1) социогенные

2) гомологические

3) космополитические

4) антропоморфные

21. ПРИНЦИП ОБЪЯСНЕНИЯ РАЗВИТИЯ СУЩЕГО, КОТОРОГО ПРИДЕРЖИВАЛСЯ ФРАНЦУЗСКИЙ УЧЕНЫЙ ЛАПЛАС:

1) клерикальный догматизм

2) субъективный априоризм

3) гностический релятивизм

4) каузальный детерминизм

22. АВТОР ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ЖИЗНЬ ЕСТЬ СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ БЕЛКОВЫХ ТЕЛ»:

1) Ф. Энгельс

2) Ч. Дарвин

3) Ж.-Б. Ламарк

4) В.И. Вернадский

23. ОСНОВОПОЛОЖНИК ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ:

1) Ф. Бэкон

2) И. Ньютон

3) Ч. Дарвин

4) А. Эйнштейн

24. АТРИБУТАМИ МАТЕРИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) форма, скорость, энергия

2) анизотропность и аннигиляция

3) движение, время, пространство

4) социальное время и бытие

25. СОВРЕМЕННАЯ ОБЩЕПРИНЯТАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ:

1) реляционная

2) квантовая

3) энергетическая

4) трансцендентная

26. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ СВЯЗАНА С ФИЛОСОФАМИ:

1) И. Кант, П. Лаплас

2) В.И. Вернадский, Т. Де Шарден

3) Ж. Ламарк, Ч. Дарвин

4) И. Кеплер, И. Ньютон

27. ФИЛОСОФ, АВТОР УЧЕНИЯ О МНОЖЕСТВЕННОСТИ СУБСТАНЦИЙ:

1) Г.Лейбниц

2) Ф. Аквинский

3) Авиценна

4) Дж. Бруно

28. ПОНЯТИЕ В ФИЛОСОФИИ, ОБОЗНАЧАЮЩЕЕ СПОСОБНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВОСПРОИЗВОДИТЬ В СВОИХ СВОЙСТВАХ ОСОБЕННОСТИ ДРУГИХ СИСТЕМ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОСЛЕДНИМИ:

1) отражение

2) раздражимость

3) чувствительность

4) психика

5) сознание

29. В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ УНИВЕРСАЛЬНАЯ СВЯЗЬ, КОТОРАЯ ПО ПРИЗНАКУ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЪЕДИНЯЕТ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (ПРИРОДНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ДУХОВНЫЕ) ОБОЗНАЧАЕТСЯ КАК:

1) субстанция

2) бытие

3) материя

4) природа

30. ПЕРВЫМ РАЗРАБОТАЛ РЕЛЯЦИОННУЮ КОНЦЕПЦИЮ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ:

1) Демокрит

2) Ньютон

3) Лейбниц

4) Эйнштейн

31. ПОНИМАНИЕ ДВИЖЕНИЯ КАК МЕХАНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА БЕЗ ЕГО КАЧЕСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ БЫЛО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ФИЛОСОФИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ…

1) XVII-XVIII вв.

2) X-XIV вв.

3) XIV-XVI вв.

4) XIX-XX вв.

32. КАТЕГОРИЯ «СУБСТАНЦИЯ»…

1) выражает идею единства бытия

2) выражает априорные формы человеческого рассудка

3) обозначает чувственно воспринимаемый мир

4) обозначает духовный мир человека

33. ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ ВЫРАЖЕН ВЫСКАЗЫВАНИЕМ:

1) «Пространство и время есть формы человеческого восприятия мира»

2) «Пространство и время есть объективные сущности»

3) «Пространство и время есть коренные условия бытия»

4) «Пространство и время есть свойства реальных объектов»

34. СЕРЬЕЗНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИИ ИМЕЛ ВЫВОД ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ А. ЭЙНШТЕЙНА О…

1) единстве движения, пространства и времени

2) предельной скорости света

3) кривизне пространства

4) зависимости размеров тела от скорости его движения

35. ПО МНЕНИЮ ________, МАТЕРИЯ ОБЛАДАЕТ АТРИБУТАМИ И ПРОТЯЖЁННОСТИ, И МЫШЛЕНИЯ…

1) Спинозы

2) Маркса

3) Платона

4) Августина

36. ФИЛОСОФ, АВТОР УЧЕНИЯ О МНОЖЕСТВЕННОСТИ СУБСТАНЦИЙ, – ЭТО:

1) Г. Лейбниц

2) Ф. Аквинский

3) А. Августин

4) Дж. Бруно

37. ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА СООТВЕТСТВУЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ:

1) пространство и время представляют собой единый континуум

2) пространство и время есть понятия, которым ничто не соответствует в объективной реальности

3) время циклично

4) пространство и время есть самостоятельные субстанции, независимые друг от друга

38. ПАРМЕНИД ПОЛАГАЛ, ЧТО БЫТИЕ …

1) множественно

2) неподвижно, неизменно и умопостигаемо

3) есть чувственно-воспринимаемый мир

4) есть процесс непрерывного изменения и становления

39. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕДИНСТВА МАТЕРИИ, ДВИЖЕНИЯ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ ДАНО В ТЕОРИИ…

1) физикализма

2) натурфилософии

3) относительности

4) синергетики

40. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ОДУШЕВЛЕННОСТИ МАТЕРИИ НАЗЫВАЕТСЯ…

1) натурализм

2) анимизм

3) гилозоизм

4) спиритуализм

41. СОГЛАСНО МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ, ХАРАКТЕРНОЙ ЧЕРТОЙ ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ...

1) протяжённость

2) необратимость

3) изотропность

4) трёхмерность

42. ЕДИНСТВО КАЧЕСТВА И КОЛИЧЕСТВА ЕСТЬ...

1) норма

2) время существования

3) граница

4) мера

43. «ВНЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА НЕТ НИЧЕГО, И ВЫСШИЕ СУЩЕСТВА – ЭТО ЛИШЬ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ОТРАЖЕНИЯ НАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ», – ЗАЯВЛЯЛИ...

1) материалисты

2) идеалисты

3) дуалисты

4) интуитивисты

44. ПОНЯТИЕ ____________ ОБОЗНАЧАЕТ ИСТОЧНИК ЕДИНСТВА И МНОГООБРАЗИЯ БЫТИЯ, ОСНОВУ МИРОЗДАНИЯ…

1) «акциденция»

2) «субстанция»

3) «абстракция»

4) «субстрат»

45. Ф. ЭНГЕЛЬС ПОЛАГАЛ, ЧТО ОСНОВНЫМ СПОСОБОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ ЯВЛЯЕТСЯ…

1) движение

2) категория

3) понятие

4) субстанция

46. ВЕРНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ СУЖДЕНИЕ, ЧТО...

1) «покой есть момент всякого движения»

2) «покой существует только в природе и отсутствует в обществе»

3) «покой характерен только для неживых объектов»

4) «покой есть отсутствие движения»

47. КАЧЕСТВО – ЭТО:

1) совокупность процессов в природе и обществе

2) внутренняя определенность предмета, свойств, необходимых и достаточных для отличия предмета в данном отношении

3) степень выраженности, интенсивности некоторого свойства предмета

4) все ответы верны

ТЕМА № 12. СОЗНАНИЕ

1. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – ЭТО:

1) свойство человеческого мозга

2) субъективная реальность

3) высшая форма отражения действительности

4) все сказанное верно

2. ВЫДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА СЕБЯ КАК МЫСЛЯЩЕГО, ЧУВСТВУЮЩЕГО И ДЕЙСТВУЮЩЕГО СУЩЕСТВА ЕСТЬ:

1) мироотношение

2) суждение

3) самосознание

4) миропонимание

3. ОТОБРАЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНОГО СВОЙСТВА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩЕГО С ОРГАНАМИ ЧУВСТВ, НАЗЫВАЕТСЯ ...

1) ощущением

2) эмоциями

3) восприятием

4) представлением

4. ОСОЗНАНИЕ И ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ КАК ЛИЧНОСТИ – СВОЕГО НРАВСТВЕННОГО ОБЛИКА, ИНТЕРЕСОВ, ЦЕННОСТЕЙ, МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ – НАЗЫВАЕТСЯ:

1) самоидентификацией

2) рефлексией

3) самосознанием

4) самооценкой

5. ПРИ РАССМОТРЕНИИ СОЗНАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО СВЯЗИ С МАТЕРИАЛЬНЫМ НОСИТЕЛЕМ НЕРЕДКО ПРОИСХОДИТ ПОДМЕНА ФИЛОСОФСКОГО И __________ ВЗГЛЯДА НА СОЗНАНИЕ:

1) эстетического

2) мифологического

3) естественнонаучного

4) обыденного

6. ПРИСУЩАЯ ЧЕЛОВЕКУ СПОСОБНОСТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО И ОБОБЩЕННО ВОСПРОИЗВОДИТЬ ДЕЙТСВИТЕЛЬНОСТЬ В ИДЕАЛЬНОЙ ФОРМЕ ОБОЗНАЧАЕТСЯ ПОНЯТИЕМ:

1) ощущение

2) интроспекция

3) сознание

4) психика

7. ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ СОЗНАНИЯ К БЫТИЮ ТРАДИЦИОННО ИМЕНУЮТ ОСНОВНЫМ ВОПРОСОМ…

1) мировоззрения

2) философии

3) культуры

4) этики

8. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – ЭТО:

1) отражение общественной жизни

2) идеология класса, общественной группы

3) общественная психология

4) все вместе взятое

9. ИДЕАЛЬНОЕ – ЭТО:

1) субъективная реальность

2) абстрактное мышление человека

3) умственное осознание бытия

4) все сказанное верно

10. РЕФЛЕКСИЯ – СПОСОБ ПОЗНАНИЯ, ПРИ КОТОРОМ:

1) предметом познания являются реальные объекты

2) предметом познания являются воображаемые объекты

3) предметом познания выступает само сознание

4) предметом познания становится идеализированный объект

11. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ…

1) памятью

2) активностью

3) интуицией

4) абстрактным мышлением

5) долгом

12. СУЖДЕНИЯ, ПРАВИЛЬНЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАТЕРИАЛИЗМА…

1) мои мысли и ощущения существуют реально

2) мои мысли и ощущения существуют объективно

3) мои мысли и ощущения не существуют реально

4) мои мысли и ощущения не существуют объективно

13. ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ СУЖДЕНИЙ МОГУТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ТОЛЬКО МАТЕРИАЛИСТУ:

(укажите несколько вариантов ответа)

1) законы природы создаются мышлением человека

2) Бог не существует

3) мир существует вне сознания людей

4) сознание есть свойство, продукт материи

5) бытие определяет сознание

14. ВЫДЕЛИТЕ В ПРЕДЛОЖЕННЫХ СУЖДЕНИЯХ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ:

1) сознание есть свойство высокоорганизованной материи

2) сознание – свойство всей материи

3) сознание материально

4) сознание человека – это проявление мирового духа

15. ВЫДЕЛИТЕ В ПРЕДЛОЖЕННЫХ СУЖДЕНИЯХ ИДЕАЛИЗМ:

1) сознание неразрывно связано с материей

2) сознание есть продукт материи

3) сознание может существовать до и независимо от материи

4) сознание не всегда адекватно отражает материю

16. ВЫДЕЛИТЕ В ПРЕДЛОЖЕННЫХ СУЖДЕНИЯХ ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ:

1) сознание есть свойство материи

2) сознание – это субъективная реальность

3) сознание идеально

4) сознание – это вид материи

5) сознание – это отражение материи

17. ВЫДЕЛИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАЕТ ПОНЯТИЕ ОТРАЖЕНИЯ:

1) отражение – это любое изменение одного объекта в результате воздействия на него другого объекта

2) отражение – это всякое взаимодействие объекта

3) отражение – это воспроизведение структуры, свойств отражаемого объекта в отражающем объекте

18. СУЖДЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖЕНА ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ:

1) сознание не может не отражать общественную жизнь

2) общественная жизнь не оказывает влияния на сознание

3) сознание является продуктом социальной среды и не возникает вне общения

4) сознание человека определяет общественную жизнь

19. ТРУД, СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК В СВОЕЙ СОВОКУПНОСТИ ЯВИЛИСЬ ПРЕДПОСЫЛКАМИ:

1) богатства

2) сознания

3) морали

4) мировоззрения

20. ПРОЦЕСС РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СОБОЙ, НАД ТЕМ, ЧТО В НАС ПРОИСХОДИТ, - ЭТО:

1) реформация

2) рефлексия

3) сенсуализм

4) дифференциация

21. ЗНАЧЕНИЕ РАЗУМА КАК ПРИНЦИПА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ОБОСНОВЫВАЛОСЬ В ФИЛОСОФИИ:

1) Просвещения

2) Возрождения

3) марксизма

4) позитивизма

22. СПОСОБНОСТЬ ОПЕРИРОВАТЬ ПОНЯТИЯМИ, СУЖДЕНИЯМИ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЯМИ ЕСТЬ...

1) предсознание

2) абстрактное мышление

3) ценностно-волевой уровень сознания

4) чувственно-аффективный уровень сознания

23. СОЗНАНИЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ В ФИЛОСОФСКОМ НАПРАВЛЕНИИ…

1) объективный идеализм

2) субъективный идеализм

3) диалектический материализм

4) экзистенциализм

24. РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА СЫГРАЛИ…

(укажите не менее двух вариантов ответа):

1) хозяйственный уклад

2) орудийная деятельность

3) язык

4) географическая среда

5) субъективные устремления людей

25. ПРАВИЛЬНЫМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ О СООТНОШЕНИИ СОЗНАНИЯ И ПСИХИКИ ЯВЛЯЮТСЯ:

(укажите несколько вариантов ответа)

1) сознание – одна из относительно самостоятельных сторон психической реальности человека

2) сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека

3) сознание – это часть психики

4) сознание и психика тождественны

5) психика – одна из форм сознания

26. ОСНОВНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СОЗНАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ…

(укажите несколько вариантов ответа)

1) предметность

2) субъективность

3) идеальность

4) активность

5) противоречивость

27. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ…

(укажите не менее двух вариантов ответа):

1) изолированы друг от друга

2) взаимодействуют между собой и способны достигать единства

3) являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека

4) взаимосвязаны

5) абсолютно противоположны

28. К СФЕРЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОСЯТСЯ…

(укажите несколько вариантов ответа)

1) ценности

2) сновидения

3) гипнотические состояния

4) мысли

5) инстинкты

29. РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ СОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАСЛУГОЙ…

1) М. Хайдеггера

2) З. Фрейда

3) Ж.-П. Сартра

4) Э. Гуссерля

30. СОДЕРЖАНИЕМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ЯВЛЯЮТСЯ ОТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ МЕЖДУ…

1) телом и душой

2) материей и сознанием

3) бытием и небытием

4) правым и левым полушарием головного мозга человека

31. СПОСОБНОСТЬ СОЗНАНИЯ ПРОЯВЛЯТЬ АКТИВНУЮ, ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ УСТРЕМЛЕННОСТЬ К ОБЪЕКТАМ НАЗЫВАЕТСЯ…

1) интенциональность

2) субъектность

3) рефлективность

4) идеальность

32. С ПОЗИЦИИ _______ СОЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗАВИСИМОЕ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО БЫТИЯ ЦАРСТВО ИДЕЙ, ЧУВСТВ, ВОЛИ, СПОСОБНОЕ ТВОРИТЬ И КОНСТРУИРОВАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ…

1) реализма

2) материализма

3) идеализма

4) дуализма

33. СОГЛАСНО ДИАЛЕКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛИЗМУ, ОЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОЗНАВАЕМЫМ ПРЕДМЕТАМ И ЯВЛЕНИЯМ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ВЫСТУПАЮТ КАК…

1) иероглиф

2) копия, «слепок» вещей

3) субъективный образ объективного мира

4) иллюзия

34. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ТЕМ, ЧТО ОНА…

(укажите не менее двух вариантов ответа)

1) служит регулятором адаптивного поведения

2) направлена на преобразование мира

3) обусловлена биологическими закономерностями

4) носит социальный характер

35. КРЕАТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ ВЫРАЖАЕТСЯ В…

1) отсутствии смысла в действиях

2) придании смысла предмету сознания

3) способности создавать нечто новое

4) отсутствии способности создавать нечто новое

36. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВУЛЬГАРНОГО МАТЕРИАЛИЗМА СЧИТАЮТ, ЧТО СОЗНАНИЕ…

1) идеально

2) существует независимо от материального мира

3) является сверхъестественным даром

4) имеет вещественную природу

ТЕМА №13. ПОЗНАНИЕ

1. ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА, ИССЛЕДУЮЩАЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ…

1) теологией

2) аксиологией

3) онтологией

4) гносеологией

2. ТОЛЬКО ПРАКТИКА ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬЮ, ИСТОЧНИКОМ И КРИТЕРИЕМ ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА – ДОКАЗЫВАЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

1) экзистенциализма

2) марксизма

3) солипсизма

4) томизма

3. ФОРМОЙ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:)

1) суждение

2) теория

3) восприятие

4) гипотеза

4. ИДЕЯ, ЧТО ИСТИНА ЕСТЬ СООТВЕТСТВИЕ СОЗНАНИЯ ВЕЩАМ, ВЫСКАЗЫВАЛАСЬ:

1) Аристотелем

2) Беркли

3) Махом

4) Фомой Аквинским

5. К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ПОЗНАНИЮ ОТНОСИТСЯ:

1) измерение

2) эксперимент

3) формализация

4) наблюдение

6. УТВЕРЖДАЯ, ЧТО ИСТИНА ЕСТЬ РАСКРЫТИЕ СУЩНОСТНЫХ СИЛ САМОЙ МАТЕРИИ, ЕЕ САМОДВИЖЕНИЕ, ФИЛОСОФ ВСТАЕТ НА ПОЗИЦИИ:

1) материализма

2) прагматизма

3) субъективного идеализма

4) объективного идеализма

7. СИСТЕМУ ПРИЕМОВ, ПРОЦЕДУР, ПРАВИЛ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОГО ЗНАНИЯ, НАЗЫВАЮТ:

1) парадигмой

2) экспериментом

3) методом

4) теорией

8. ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, ДАЮЩАЯ ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И СУЩНОСТИ ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА, ЕСТЬ:

1) обобщение

2) факт

3) теория

4) гипотеза

9. ТЕЗИС ПРОТАГОРА «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ» СТАЛ КЛАССИЧЕСКИМ ОБОСНОВАНИЕМ _______________ В ТРАКТОВКЕ ИСТИНЫ:

1) диалектики

2) догматизма

3) критицизма

4) релятивизма

10. ЕДИНИЦА МЫСЛИ, ФИКСИРУЮЩАЯ ОБЩИЕ И СУЩЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА И ОТНОШЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ, НАЗЫВАЕТСЯ:

1) знаком

2) понятием

3) словом

4) переживанием

11. ЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ПЕРЕНЕСЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРИЗНАКОВ, ПРИСУЩИХ ОДНОМУ ПРЕДМЕТУ, НА ДРУГОЙ, ПОДОБНЫЙ ПЕРВОМУ, ПРЕДМЕТ ЕСТЬ:

1) моделирование

2) абстрагирование

3) обобщение

4) аналогия

12. ГНОСЕОЛОГИЯ – ЭТО РАЗДЕЛ ФИЛОСОФИИ, В КОТОРОМ ИЗУЧАЮТСЯ ВОПРОСЫ:

1) первоосновы всех вещей

2) сущности человека

3) сущности и смысла истории

4) природы познания и его возможностей

13. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ПОНЯТИЕМ И ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИМ: А) – ПРОБЛЕМА, Б) – ЗАБЛУЖДЕНИЕ, В) – ЛОЖЬ:

1) преднамеренное воздействие заведомо неправильных представлений об истине

2) объективно возникающий в процессе познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практический интерес

3) непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту

14. ПО МНЕНИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ____________, ЗНАНИЯ О ВЕЩАХ ИЗМЕНЧИВЫ И ТЕКУЧИ, И ПОЭТОМУ О ВСЯКОЙ ВЕЩИ МОЖНО СКАЗАТЬ ДВОЯКО И ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ОБРАЗОМ…

1) скептицизма

2) гносеологического оптимизма

3) догматизма

4) агностицизма

15. НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ОПОРА НА ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ОТЛИЧАЕТ _____ЗНАНИЕ:

1) обыденное

2) научное

3) паранаучное

4) квазинаучное

16. СОВЕРШЕННО ПОЛНОЕ, ТОЧНОЕ, ВСЕСТОРОННЕЕ, ИСЧЕРПЫВАЮЩЕЕ ЗНАНИЕ О КАКОМ-ЛИБО ЯВЛЕНИИ НАЗЫВАЮТ __________ ИСТИНОЙ:

1) абсолютной

2) научной

3) объективной

4) субъективной

17. БЛАГОДАРЯ КИБЕРНЕТИКЕ И СОЗДАНИЮ ЭВМ, В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ СТАЛ ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ МЕТОД:

1) конструирования

2) моделирования

3) эксперимента

4) проектирования

18. ВСЯ СОВОКУПНОСТЬ ДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ О ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОЙ РАСПОЛАГАЕТ ОБЩЕСТВО ИЛИ ОТДЕЛЬНЫЙ ИНДИВИД, ЕСТЬ…

1) представление

2) знание

3) концепция

4) познание

19. ГЛАВНЫМ КРИТЕРИЕМ ИСТИНЫ ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) практика

2) чувственные переживания

3) логические построения

4) самоочевидность и достоверность

20. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ, ВЫСТУПАЮЩАЯ В КАЧЕСТВЕ ОБРАЗЦА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ, НАЗЫВАЕТСЯ:

1) парадигмой

2) доктриной

3) идеологией

4) учением

21. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УСМОТРЕНИЕ ИСТИНЫ РАЗУМОМ Р. ДЕКАРТ НАЗЫВАЛ:

1) анализом

2) интуицией

3) индукцией

4) дедукцией

22. О НЕПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА ГОВОРИТ:

1) мистицизм

2) агностицизм

3) скептицизм

4) материализм

23. ПРАГМАТИЗМ СЧИТАЕТ ИСТИНОЙ:

1) очевидные и достоверные факты

2) знание, ведущее к успешному действию

3) общезначимость коллективных представлений

4) соответствие знаний об объекте самому объекту

24. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ КОНЦЕПЦИЯМИ ИСТИНЫ И ИХ ОСНОВНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ:

А) – КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ,

Б) – КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ,

В) – ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ:

1) истина есть согласованность знания с более общей, охватывающей системой знания

2) истинность знания определяется через практическую полезность, эффективность, инструментальность

3) истина есть соответствие знания объективной реальности

25. УМОЗРИТЕЛЬНОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ ПРИРОДЫ БЕЗ ОПОРЫ НА ОПЫТНОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ...

1) социал-дарвинизмом

2) натурфилософией

3) утопией

4) пантеизмом

26. КАТЕГОРИЗАЦИЯ – ЭТО

1) выделение группы объектов на основе некоторого общего абстрактного признака

2) выделение группы объектов на основе их связи в практической ситуации

3) способ классификации предметов по генетическим критериям

4) способ классификации предметов по гендерным признакам

27. «ОЩУЩЕНИЯ БЕЗ ПОНЯТИЙ СЛЕПЫ, А ПОНЯТИЯ БЕЗ ОЩУЩЕНИЙ ПУСТЫ», – СЧИТАЛ...

1) У. Оккам

2) Н. Макиавелли

3) И. Кант

4) Демокрит

28. В ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ НАПРАВЛЕНИЕМ, ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ РАЦИОНАЛИЗМУ, ЯВЛЯЕТСЯ:

1) идеализм

2) иррационализм

3) эмпиризм

4) скептицизм

29. ЭМПИРИЗМ ВЫВОДИТ ВСЕ ПОЗНАНИЕ ИЗ:

1) чувственного опыта

2) чувственного представления

3) чувственных восприятий

4) абстрактных рассуждений

30. РАЗУМ ЕСТЬ ОСНОВА ПОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, УТВЕРЖДАЕТ:

1) рационализм

2) иррационализм

3) релятивизм

4) сенсуализм

31. ОТРАСЛЬ ФИЛОСОФИИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ВСЕОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ, СОВОКУПНОСТЬ ПРИЕМОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) аксиология

2) методология

3) мировоззрение

4) праксиологии

32. ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) объект познания

2) преобразование предметного содержания в содержание сознания

3) истина

4) социальные ценности

33. ИСТИНА – ЭТО:

1) результат соглашения между учеными

2) правда

3) соответствие мысли той реальности, которую она отражает

4) это реально существующие явления (дом, дерево, экономика, деятельность человека и т.д.)

34. ЭПОХА, В КОТОРУЮ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ СТАНОВЯТСЯ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ:

1) Античность

2) Средневековье

3) Возрождение

4) Новое время

35. КРИТЕРИЕМ ИСТИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) наблюдение

2) логическое следование из исходных принципов

3) практика

4) согласованность знаний

36. ВЫДЕЛИТЕ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ СУЖДЕНИЙ ПРАВИЛЬНОЕ:

1) практика – это чувственное восприятие мира

2) практика – это только производственная деятельность людей

3) практика – это только научно-экспериментальная деятельность людей

4) практика – это материально-производственная, общественно- историческая и научно-экспериментальная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества

37. ВЫДЕЛИТЕ СУЖДЕНИЕ, ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ СОЗЕРЦАТЕЛЬНОМУ МАТЕРИАЛИЗМУ:

1) практика – это логическое обоснование мысли

2) практика – это чувственное восприятие мира

3) практика – это производственная деятельность

4) практика – это научно-экспериментальная деятельность

38. УКАЖИТЕ, КАКОЕ СУЖДЕНИЕ ВЫРАЖАЕТ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА:

1) истина – это знание, верное всегда и во всех отношениях

2) всякая истина только абсолютна

3) все наши знания относительны, в них нет ничего абсолютного

4) в каждой относительной истине есть элементы абсолютной

39. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТИНЫ, КОТОРОЕ МОЖНО СЧИТАТЬ КЛАССИЧЕСКИМ:

1) истина – это соответствие знания действительности

2) истина – это опытная подтверждаемость

3) истина – полезность знания, его эффективность

4) истина – это свойство самосогласованности знаний

40. СИНЕРГЕТИКА КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ РАССМАТРИВАТЬ БЫТИЕ В КАЧЕСТВЕ:

1) самоорганизующейся системы

2) кибернетической системы

3) диссипативной системы

4) статической системы

41. В СИНЕРГЕТИКЕ ПРИЧИНОЙ ДВИЖЕНИЯ СЧИТАЕТСЯ:

1) аттракторы

2) флуктуации

3) неравновесность

4) энтропия

42. ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ЗНАНИЯ К ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ЕСТЬ ВОПРОС О(ОБ)...

1) организации наблюдения

2) формулировании проблемы

3) проведении эксперимента

4) выборе метода исследования

43. М. ФУКО ПОКАЗАЛ, ЧТО МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАНИЕ РАЗВИВАЕТСЯ В РАМКАХ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СПОСОБА ВИДЕНИЯ МИРА, КОТОРЫЙ ОН НАЗВАЛ:

1) парадигмой

2) научной программой

3) когнитивной ориентацией

4) эпистемой

44. К ФОРМАМ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

1) ощущение, восприятие, представление

2) интуиция, воля, эмоции

3) вера, опыт

4) понятие, суждение, умозаключение

45. НА САМЫХ РАННИХ ЭТАПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВАЖНУЮ РОЛЬ ИГРАЛИ ТАКИЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ, КАК:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

1) обыденно-практическое

2) игровое

3) философское

4) мифологическое

46. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ – ЭТО:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

1) наблюдение, описание, эксперимент

2) анкетирование, контент-анализ, интервью

3) восхождение от абстрактного к конкретному

47. ВЫСКАЗЫВАНИЕ «МНЕ ПРИШЛОСЬ ПОТЕСНИТЬ ЗНАНИЕ, ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬ МЕСТО ВЕРЕ…» ПРИНАДЛЕЖИТ:

1) Платону

2) Канту

3) Гегелю

4) Бердяеву

48. МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕВОД ЭМПИРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВЕРБАЛЬНУЮ ФОРМУ:

1) объяснение

2) понимание

3) описание

4) наблюдение

49. НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ, ПРИЗНАЮЩЕЕ ОЩУЩЕНИЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ЗНАНИЙ:

1) сенсуализм

2) априоризм

3) рационализм

4) дедукция

50. ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАНИЯ, СОСТОЯЩИЙ В ТОМ, ЧТО ТЕОРИЯ ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ ИСТОРИИ, ПРАКТИКЕ, НО НЕ КОПИРОВАТЬ ИХ, А ВОСПРОИЗВОДИТЬ ПО СУЩЕСТВУ И БЕЗ СЛУЧАЙНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ФАКТОВ:

1) системность

2) восхождение от абстрактного к конкретному

3) единство исторического и логического

4) детерминизм

51. ПРОЦЕССЫ МЫСЛЕННОГО ИЛИ ФАКТИЧЕСКОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ЦЕЛОГО ИЗ ЧАСТЕЙ – ЭТО:

1) синтез

2) аналогия

3) анализ

4) дедукция

52. АДЕКВАТНОЕ ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА ОБЪЕКТИВНЫХ СВОЙСТВ ВЕЩЕЙ, ПРЕДМЕТОВ, ЯВЛЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПЕРЕРАБОТАННЫХ В КАТЕГОРИЯХ МЫШЛЕНИЯ:

1) фантазия

2) знание

3) предрассудок

4) установка

53. ПРОЦЕСС ИЛИ ДЕЙСТВИЕ, ИМЕЮЩЕЕ СВОИМ РЕЗУЛЬТАТОМ ЦЕЛОСТНОСТЬ, ОБЪЕДИНЕНИЕ, СОЕДИНЕНИЕ, ЕДИНСТВО:

1) интеграция

2) дифференциация

3) идеализация

4) дедукция

54. ФОРМА УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ПЕРЕХОД ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ:

1) дедукция

2) аналогия

3) экстраполяция

4) индукция

55. ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ, КОТОРАЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В МЫСЛЕННОМ ОТВЛЕЧЕНИИ ОТ ОДНИХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ И ВЫДЕЛЕНИИ ДРУГИХ:

1) дедукция

2) синтез

3) абстрагирование

4) обобщение

56. ЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ПОЗНАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ СОБОЮ МЫСЛЕННОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА НА ЧАСТИ:

1) синтез

2) дедукция

3) анализ

4) моделирование

57. ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ ДЕЛАЕТСЯ ВЫВОД О СУЩЕСТВОВАНИИ И СУЩНОСТИ ОБЪЕКТА:

1) аксиома

2) гипотеза

3) теория

4) теорема

58. ПОДБЕРИТЕ ПОНЯТИЕ, КОТОРЫМ В ФИЛОСОФИИ ОБОЗНАЧАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ ПУТЕМ ЕЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УСМОТРЕНИЯ БЕЗ ОБОСНОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:

1) умозаключение

2) дедукция

3) интуиция

4) обобщение

59. УЧЕНИЕ ОБ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ, УСЛОВНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ – ЭТО:

1) монизм

2) релятивизм

3) методология

4) теорема

60. ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ДВУМЯ, В РАВНОЙ СТЕПЕНИ ЛОГИЧЕСКИ ДОКАЗУЕМЫМИ СУЖДЕНИЯМИ:

1) затруднение

2) несоответствие

3) дисгармония

4) антиномия

61. ФОРМА ЧУВСТВЕННОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, СОДЕРЖИТ ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА БЕЗ ЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ:

1) знание

2) ощущение

3) восприятие

4) представление

62. МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:

1) наблюдение

2) эксперимент

3) измерение

4) гипотетико-дедуктивный метод

63. В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ УЧЕНИЕ О НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ НАЗЫВАЕТСЯ:

1) онтологией

2) эпистемологией

3) аксиологией

4) метафизикой

64. ФИЛОСОФОМ, ВЫДВИНУВШИМ «ПОНИМАНИЕ» В КАЧЕСТВЕ МЕТОДА ПОЗНАНИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ…

1) Г. Гегель

2) В. Дильтей

3) Д. Дьюи

4) Ч. Пирс

5) Г. Зиммель

65. ИСТИНА – ЭТО ТОЖДЕСТВО ПРЕДМЕТА САМОМУ СЕБЕ, УТВЕРЖДАЛ:

1) Хайдеггер

2) Лиотар

3) Гуссерль

4) Юнг

5) Джеймс

66. ОТРАЖЕНИЕ СВОЙСТВ РЕАЛЬНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИХ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ВОЗБУЖДЕНИЯ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПОНЯТИЕ…

1) восприятие

2) представление

3) ощущение

4) суждение

67. ДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФОВ НА ЭМПИРИКОВ И РАЦИОНАЛИСТОВ ТИПИЧНО ДЛЯ ЭПОХИ...

1) Античности

2) Средневековья

3) Новейшего времени

4) Нового времени

68. ТЕОРИЯ ИСТИНЫ, В КОТОРОЙ ИСТИНА ПОНИМАЕТСЯ КАК ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, НАЗЫВАЕТСЯ…

1) когерентная

2) конвенциалистская

3) прагматистская

4) корреспондентная

69. СВОЙСТВО ИСТИНЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ ЕЕ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПОЗНАЮЩЕГО СУБЪЕКТА…

1) объективность

2) субъективность

3) абстрактность

4) абсолютность

70. ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ, ЧТО СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЯ ЧЕРПАЕТСЯ ИЗ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА, И ОПИСЫВАЕТ ЕГО, – ЭТО:

1) эмпиризм

2) рационализм

3) мистицизм

4) идеализм

71. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ РЕФЛЕКСИИ ОТНОСИТСЯ К ФЕНОМЕНУ:

1) эмпирического познания

2) логического познания

3) интуитивного познания

4) самосознания

72. ВИД ПОЗНАНИЯ, ВПЛЕТЕННЫЙ В ТКАНЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА, НО НЕ ОБЛАДАЮЩИЙ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ, НАЗЫВАЕТСЯ:

1) абстрактным

2) теоретическим

3) обыденным

4) научным

73. ПОЗНАНИЕ В С

Наши рекомендации