Департамента здравоохранения города Москвы»
Департамента здравоохранения города Москвы»
Рабочая тетрадь по философии
( для практических занятий)
Специальность 060501 Сестринское дело
Специальность 060101 Лечебное дело
Москва
Тема 1. Основные понятия и предмет философии
Задание 1.Дайте определение следующим понятиям (по вариантам)
1.Материализм, онтология, материя, сознание, субъективный идеализм, диалектика.
2.Основной вопрос философии, гносеология, миф, объективный идеализм, философия.
3.Мировоззрение, метафизика, агностицизм, религия, догматизм
Задание 2 .Ответьте на вопросы и впишите ответы в соответствующие графы.
Вопросы | Наука | Философия |
Какой круг вопросов (узкий, широкий) изучает? | ||
Какие методы познания (общие, частные, универсальные) использует? | ||
Национальный характер (имеет, не имеет) ? |
Задание 3.Есть такая восточная мудрость: «Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, то научишь избавлять от голода». Проводя аналогию, можем ли мы сказать, что философия не дает готовых ответов на те вопросы, которые ставит перед человеком жизнь, она учит искать ответы на эти вопросы
Задание 4.Найдите соответствие между разделом философии и ее проблемой
Разделы философии | Проблемы | |
1) онтология | а) познания | |
2) гносеология | б) происхождение человека | |
3) антропология | в) духовных ценностей | |
4) аксиология | г) первооснов бытия |
Задание 5. Установите соотношение между понятием и его определением.
Понятие | Определение | |
1) философия | а) собрание мифов | |
2) религия | б) деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний | |
3) мифология | в) наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления | |
4) наука | г) взгляды и представления людей, связанные с верой в сверхъестественное |
Задание 6. Найдите соответствие между функцией философии и ее определением.
Функции философии | Определение | |
1) мировоззренческая | а) состоит в разработке всеобщих методов познания | |
2) аксиологическая | б) заключается в решении проблемы познаваемости мира | |
3) гносеологическая | в) состоит в том, чтобы представить мир как целое | |
4) интегрирующая | г) подвергает критической оценке все то, что не соответствует той или иной философской системе | |
5) методологическая | д) выражается в ориентации философии на определенные ценности | |
6) критическая | е) заключается в обобщении выводов специальных наук |
Задание 7. Запишите слово, пропущенное в схеме.
религиозное |
обыденное |
научное |
мифологическое |
философское |
Задание 8. Выберите один правильный ответ
1.Термин «философия» означает:а) рассуждение;б) компетентное мнение; в) профессиональную деятельность;г) любовь к мудрости.
2.В развитии философии нет:а) преемственности; б) научных достижений; в) ценностной составляющей; г) устаревших идей.
3.Материализм – это:а) учение, считающее первичным материю;б) учение, считающее первичным сознание;в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями;г) учение, считающее мир непознаваемым.
4.Философские решения не могут быть:а) гипотетическими; б) окончательными;в) неоднозначными; г) сложными.
5.Идеализм – это:а) учение, считающее первичной материю;б) учение, считающее первичным сознание;в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями;г) учение, считающее мир познаваемым.
6.Ответы на философские вопросы ищут в:а) религиозных верованиях; б) мифологических представлениях;в) научных исследованиях;г) доводах и умозаключениях разума.
7.Агностицизм – это:а) учение, считающее, что человеческому познанию нет границ; б) учение, считающее, что мир не познаваем; в) учение, полагающее, что проблема познания мира не имеет значения; г) учение, полагающее, что проблемы познания не существует.
8.Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:а) природных явлений;б) объективного мира в целом;в) социальной жизни;г) судьбы, предназначения и высших идеалов человека.
9.Диалектика – это:а) учение, познающее явления в их связи друг с другом;б) учение, познающее явления вне их связи друг с другом;в) учение, считающее развитие мира целенаправленным;г) учение, не считающее развитие мира целенаправленным.
10.Устойчивая система взглядов на мир и человека, которая определяет его жизненную позицию, называется:а) мировосприятие; б) миропонимание;в) мировоззрение;г) мироощущение.
11.Объективный идеализм – это :а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовностьб) учение, считающее первичной человеческую духовность в) учение, считающее первичным материальный мирг) учение, считающее первичным материальный и идеальный мир
12.Философское учение о ценностных отношениях человека и мира – это:а) гносеология; б) онтология;в) эстетика; г) этика.
13.Субъективный идеализм – это:а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;б) учение, считающее первичной человеческую духовность;в) учение, считающее первичным материальный мир;г) учение, считающее первичным материальный и идеальный мир.
14.Метафизика – это:а) учение, познающее мир в его изменении;б) учение, познающее мир помимо его изменения;в) учение о реальности, постигаемой опытом;г) учение, признающее взаимодействие противоположностей.
15.Мир – это комплекс ощущений. Так считают представители:а) материализма; б) идеализма; в) объективного идеализма; г) субъективного идеализма.
Эталоны ответов. 1г, 2г, 3а, 4б, 5б, 6г, 7б, 8б, 9а, 10в, 11а, 12г, 13б, 14б, 15г.
Задание 2. Выберите неортодоксальные философии Индии.
Джайнизм, буддизм, йога, чарвака-локаята,веданта, миманса, санкхья, ньяя, вайшешика
Задание 3. Сравните два древних общества.
Индия | Китай | |
В стране существует (сословно-кастовая, административно-бюрократическая иерархия). | ||
Критерием выдвижения наверх была (образованность, умение убеждать; принадлежность к касте). | ||
Главным понятием в обществе было понятие (порядок, спасение) |
Задание 4.Докажите, что для всех систем Индии характерна вера в «вечный
Нравственный миропорядок»
Задание 5. К какой индийской системе относится этот текст?
а) мир состоит из четырех элементов (земля, вода, огонь и воздух)
б) их комбинация вызывает появление наделенного сознанием живого
тела
в) сознание не может существовать вне тела, следовательно, после
смерти от человека ничего не остается, значит, нет потустороннего
мира и жизни после смерти
г) существование бога – не более, чем миф
Задание 6. Сравните две философии
Содержание | Буддизм | Конфуцианство |
1.Учение (социально - философское; религиозно-философское). 2.Человек ( подобен Богу, делает себя сам; воспитанный предъявляет требования к себе, низкий предъявляет требования к другим). 3.Выражения (чего не желаешь себе того не делай людям; Будьте сами себе светильниками) |
Задание 7. Вставьте пропущенное слово в предложении.
Основополагающие принципы ……..учения: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и званию; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; быть человеком.
Задание 8. Ответьте на вопросы.
1.Почему в Китае удалось за короткий срок внедрить программу «Одна семья – один ребенок», а в Индии не удалось
2.Почему в Индии не происходили революционные потрясения, а в других странах они происходили?
Задание 9. Выберите один правильный ответ
1.Ортодоксальной философией является:а) чарвака – локаята; б) буддизм;
в) джайнизм; г) веданта.
2.»Теория недеяния» – основной принцип:а) даосизма; б) буддизма;в) конфуцианства; г) индуизма.
3.Древнекитайский философский источник:а) Веды; б) Упанишады; в) Книга перемен; г) Типитака.
4.Понятие «карма» означает:а) высший универсальный принцип бытия; б) закон жизни;в) закон возмездия; г) поиск индивидуального пути спасения.
5.Понятие «Дао» означает:а) эквивалент бог; б) свод законов и норм поведения;
в) неприятие общества; г) естественный закон природы, общества и людей.
6.Конфуцианство – это учение:а) рационалистическое; б) мистическое;
в) ортодоксальное; г) универсальное.
7.Впервые поставила под сомнение ведические ценности философия:а) йоги; б) джайнизма;в) веданты; г) буддизма.
8.Порядок – это основное понятие:а) буддизма; б) даосизма;в) конфуцианства; г) джайнизма.
9.Понятие «мокша» означает:а) окончательное спасение души;б) все люди способны быть высоко нравственными;в) почтительность и ритуал; г) нравственный авторитет правительства.
10. Легизм – это школа, которая проповедует:а) управление обществом на принципах гуманизма;б) управлять обществом путем государственного насилия;
в) следовать Дао; г) занятия умственной деятельностью.
11.Недеяние в даосизме – это: а) полная бездеятельность; б) необходимое вмешательство в происходящее; в) планирование своих действий; г) внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности.
12.Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего: а) слушаться старших по возрасту и званию; б) сдерживать себя, избегать крайностей; в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления; г) быть гуманным.
13.Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями: а) отца и сына; б) матери и детей; в) друзей; г) сотрудников.
14.Среди постулатов легизма отсутствует следующий: а) человек от природы добр; б) интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимно противоположны; в) основной стимул в соблюдении законов – страх перед наказанием; г) закон – один для всех.
15.Брахманы – это религиозно-философские тексты, восходящие к: а) Дао Дэ Цзин; б) Самведе; в) Ригведе; г) Упанишадам.
16.Дхарма в древнеиндийской философии означает: а) понятие долга и предназначения; б) закон вечного круговорота бытия; в) абсолютное духовное освобождение; г) вид религиозной духовной практики.
17. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении – это:а) родовое имя принца Гаутамы; б) просвещенный; в) мудрый; г) просветленный.
18.Эта школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической: а) ньяя; б) локаята даршана; в) миманса; г) йога.
19.Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию: а) надежду; б) любовь; в) желание; г) страдание.
20.В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее: а) карма; б) нирвана; в) дао; г) сансара.
Эталоны ответов. 1г, 2а, 3в, 4в, 5г, 6а, 7г, 8в, 9а, 10б, 11г, 12в, 13а, 14а, 15в. 16а, 17г. 18г. 19в, 20в.
Задание 9. Ответьте на вопросы.
1.Почему в Китае удалось за короткий срок внедрить программу «Одна семья – один ребенок», а в Индии не удалось
2.Почему в Индии не происходили революционные потрясения, а в других странах они происходили?
3.Какая проблема занимает в буддизме и конфуцианстве центральное место?
4.В Китае много долгожителей. В чем секреты долголетия китайцев?
5.Что можно взять из философии Древней Индии и Китая для сегодняшней современной жизни?
Задание 3. Выберите правильное утверждение
Аристотель – основатель целого направления в философии – объективного идеализма?
а) да б) нет
Задание 4.Ответьте на вопросы.
1. Какому античному философу принадлежит данное высказывание? Почему? Какой вклад он внес в развитие философии?
«В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем. Этот космос, тот же самый для всех не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечным огнем, мерами затухающий и мерами возгорающийся».
2. Сравните человека Протагора и Сократа.
3. Сравните бытие Гераклита и Парменида.
4. Сравните диалектику и метафизику.
5. Что общего между скептиками и стоиками?
Задание 5.Сравните две философии
Содержание | Философия Древнего Востока | Античная философия |
1.Основная ценность | ||
2.Крупнейшие мыслители | ||
3.Мировоззренческий принцип | ||
4.Сферы исследования | ||
5.Философия как дисциплина | ||
6.Влияние философии на последующее развитие духовной культуры |
Задание 6. Аристотель подчеркивал, что от философии не нужно ждать практической «пользы», т.е. решения частных, прикладных задач. Мы могли бы сказать так: философия – это не тактика. А стратегия человеческой жизни, она есть удел свободного человека, она есть взгляд в вечность. Согласны ли вы с такой оценкой роли философии? Аргументируйте свой ответ.
Задание 7. Выберите один правильный ответ
1.Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:а) вода; б) огонь; в) земля; г) воздух;
2.Понятие сущего бытия впервые введено:а) софистами; б) скептиками; в) элеатами; г) пифагорейцами;
3) Родоначальник атомистического материализма:а) Сократ; б) Протагор; в) Демокрит; г) Платон;
4.»Худшее–это большинство», так говорил о рабовладельческой демократии:
а) Пиррон; б) Диоген; в) Сократ; г) Клеанф;
5.Идею идеального государства выдвинул:а) Эпикур; б) Платон; в) Сенека; г) Аристотель;
6.Философия, основывающаяся на сознательном искажении истины: а) диалектика; б) майевтика; в) софистика; г) эклектика;
7.Систематизатор древнегреческой философии:а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель; г) Демокрит;
8.Впервые поставил вопрос о соотношении материи и сознания:а) Платон; б) Сократ; в) Аристотель; г) Эпикур;
9.Основателем этики в западноевропейской философии считается:а) Фалес; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель;
10.Раннегреческие натурфилософы:а) Сенека;б) Фалес;в) Сократ;г) софисты;
11.Софисты считали:а) доказать, значит победить; б) в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты;в) нравственное зло от незнания; г) душа бессмертна;
12.Гносеология – это:а) учение о боге; б) учение о рождении мира; в) учение о природе;г) учение о познании;
13.Начало в исследовании проблем человека положили:а) стоики; б) софисты; в) эпикурейцы; г) досократики;
14.Знание считал высшей добродетелью:а) Пиррон; б) Диоген; в) Хрисипп; г) Сократ;
15.Свою школу в саду, посвященном полубогу Академу, основал:а) Платон; б) Аристотель; в) Эпикур; г) Протагор;
16.»Человек есть мера всех вещей» - так считал:а) Гераклит; б) Протагор; в) Эпикур; г) Сократ;
17.Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…»а) знать все и невозможно; б) знания увеличивают скорбь; в) знать что-то вовсе не нужно» г) другие не знают и этого;
18.Главный принцип античного философского мировоззрения – это:
а) антропоцентризм; б) космоцентризм; в) теоцентризм; г) наукоцентризм;
19.Для человека Античной культуры на первом месте стоят ценности:а) любовь и смирение; б) мудрость и справедливость; в) познание и переустройство мира; г) преодоление абсурда;
20.Сократ явился основоположником учения: а) о материи; б) об идее; в) о морали; г) об искусстве;
21.Причиной вещей Аристотель считал: а) идеи; б) формы; в) материю; г) сознание;
22.Сократ, Платон, Аристотель – это: а) материалисты; б) идеалисты; в) метафизики; г) диалектики;
23.»Сад Эпикура» - так называлась философская школа периода:а) натурфилософии; б) классической философии; в) эллинистической философии;г) философии Древнего Рима;
24.Смысл жизни гедонизм связывает:а) с правдой; б) с наслаждением; в) с пользой; г) с верой;
Эталоны ответов. 1б, 2в, 3в, 4в, 5б, 6в, 7в, 8а. 9б,10б, 11а, 12г, 13б. 14г, 15а,16б, 17г, 18б, 19б. 20в, 21б, 22б, 23в, 24б.
Задание 3. О ком идет речь в данном отрывке? Какой исторический тип философии характеризует данное высказывание? Каким принципом характеризуется данный исторический тип философии?
«Не было ли у Тебя под рукой какой-нибудь материи, из которой мог Ты сотворить небо и землю? Но откуда взялась бы эта материя, не созданная Тобой, а между тем послужившая материалом для Твоего творчества? Допущением такой материи неизбежно ограничивать бы твое всемогущество…До Твоего творения ничего не было, кроме Тебя, и…все существующее зависит от Твоего бытия».
Задание 4. Соотнесите понятия и определения к ним
Понятия Определения
1.Патристика а) религиозная философия,
основанная на соединении
догматики и рационалистического
обоснования
2.Схоластика б) общие понятия
3.Универсалии в) учения отцов церкви
Задание5.Назовите исторический тип философии, в котором при рассмотрении проблемы человека главное размежевание идет не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «человеком духовным»а)Античная философия б) Средневековая философия в) философия Нового времени
Задание 6. Сравните две философии
Содержание | Античная философия | Философия Средневековья |
1.Основная ценность | ||
2.Крупнейшие мыслители | ||
3.Мировоззренческий принцип | ||
4.Сферы исследования | ||
5.Философия как дисциплина | ||
6.Влияние философии на последующее развитие духовной культуры |
Задание 7.Выберите один правильный ответ
1.Теоцентризм, как мировоззренческий принцип характерен философии: а) Античной; б) Средневековой: в) эпохи Возрождения; г) Нового времени.
2.Средневековый философ, представитель патристики: а) Ф.Аквинский; б) А.Августин; в) Тертуллиан; г) Филон.
3.Учение, отождествляющее Бога с природой, с мировым целым:а) эмпиризм ; б) рационализм; в) пантеизм; г) дуализм. 4.Главные особенности схоластики:а) натурфилософия, созерцательность; б) «служанка теологии», догматизм, консерватизм; в) пантеизм, натурфилософия; г) антропоцентризм, объективизм. 5.Автор произведения «О граде Божьем»:а) А.Августин; б) Ф.Аквинский; в) П.Абеляр; г) А.Кентерберийский. 6.Основные проблемы схоластики:а) теодицея; б) эсхатология; в) креационизм; г) обоснование фундаментальных принципов христианской теологии.
7.Средневековая философия, основанная на соединении догматики и рационалистического обоснования – это:а) патристика; б) схоластика; в) апологетика; г) эклектика.
8.Для человека средневековой культуры на первом месте стоят ценности:
а) любовь и смирение; б) мудрость и справедливость; в) познание и переустройство мира; г) преодоление абсурда;
9.Гносеология средневековой философии была: а) рациональной; б) эмпирической; в) теоретической; г) иррациональной.
10.Учение Ф.Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется: а) атомизмом» б) томизмом; в) августинизмом; г) папизмом.
11.В своих рассуждениях о боге Аквинат: а) безоговорочно защищал идею личного бога; б) признавал бога полностью трансцендентным, непознаваемым; в) считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе; г) полагал, что бог - это и есть природа.
12.С точки зрения Аврелия Августина, время – это только: а) прошлое; б) будущее; в) настоящее; г) вечность.
13.Онтологическим принципом средневековой философии является: а) рационализм; б) креационизм; в) откровение; г) формализм.
14. «Ангельским доктором» назвали впоследствии средневекового мыслителя: а) Ф.Аквинского; б) А.Блаженного; в) М.Боэция; г) П.Абеляра.
15.В схоластике провозглашалось различие между:а) философией и наукой; б) теологией и философией; в) наукой и теологией; г) верой и разумом.
16.Отцом схоластики является:а) П.Абеляр; б) А.Блаженный; в) Ф.Аквинский; г) М.Боэций.
Эталоны ответов. 1б, 2б, 3в, 4б, 5а, 6г, 7б,7а, 9г, 10б, 11в, 12в, 13б, 14а, 15г, 16в.
Задание 3.Соотнесите имя философа и его идею.
Имя философа Идеи философов
1.Н.Кузанский а) утопический социализм
2.Т.Мор б) пантеизм
3.Д.Бруно в) тождество максимума и минимума
Задание 4.Сравните две философии
Содержание | Философия Средневековья | Философия Нового времени |
1.Основная ценность | ||
2.Крупнейшие мыслители | ||
3.Черта философии | ||
4.Сферы исследования | ||
5.Философия как дисциплина | ||
6.Влияние философии на последующее развитие духовной культуры |
Задание 5.Выберите один правильный ответ
1.Отцом гуманизма традиционно считается:а) Д.Алигьери; б) Д.Бокаччо ; в) П.Мирандола; г) Ф.Петрарка.
2.Натурфилософия Возрождения – это философия:а) созерцания; б) размышления; в) сосредоточения; г) деятельности.
3.Гелиоцентрическую систему мира обосновал:а) Н.Кузанский; б) Д.Бруно; в) Н.Коперник; г) Г.Галилей.
4.Термин “реформация имеет отношение к критике:а) католической церкви; б) английской буржуазии; в) французского рантье; г) немецкого бюргерства.
5.Для Парацельса главной и универсальной наукой была:а) медицина; б) философия; в) астрономия; г) алхимия.
6.Политику от морали отделяет:а) Н.Кузанский; б) Н.Макиавелли; в) Э.Роттердамский; г) М.Монтень.
7.Термин “утопия” означает буквально:а) удаленный остров; б) удаленное государство; в) несуществующее место; г) великая мечта.
8.Совершенный атлас человеческого тела создал:а) А.Данте; б) Р.Санти; в) Л.да Винчи; г) А.Дюрер.
9.В христианском учении Петрарку привлекала в первую очередь:а) этическая проблема человеческой личности; б) проблема бога и доказательство его существования; в) проблема соотношения бога и природы ; г) проблема соотношения знания и веры.
10.Произведение “Опыты” написал :а) Монтень; б) Монтескье ; в) Фичино; г) Мирандола.
11.Гелиоцентрическую систему мира обосновал:а) Н.Кузанский; б) Д.Бруно; в) Н.Коперник; г) Г.Галилей.
12.Выдающимся представителем немецкого реформационного движения является:
а) Виклиф; б) Ян Гус; в) Жан Кальвин; г) Мартин Лютер.
13.”Колумбом неба” называли впоследствии:а) Н.Коперника; б) Д.Бруно; в) Г.Галилея; г) Н.Кузанского.
14.Богословом, переводчиком и первым издателем Библии на латинском языке является: а) М.Лютер; б) Э.Роттердамский; в)Ж.Кальвин; г) Т.Мюнцер.
15.Автором произведения “Государь” является:а) Т.Кампанелла; б) Т.Мор; в) Д.Бруно; г) Н.Макиавелли.
16.Родиной Ренессанса является:а) Италия; б) Германия; в) Франция; г) Россия.
17.Н.Кузанский утверждал что: а) возможности человека в области познания безграничны; б) существует научный метод познания; в) существует проблема творчества; г) верно все выше перечисленное.
18.В этике М.Монтеня добродетель понимается как: а) строгий аскетизм и страх божий; б) умеренность, мужество и жизнелюбие; в) раскованность, стремление к личному бессмертию; г) стремление к самоуспокоению и довольству собой.
19.Э.Роттердамский подлинное христианство понимал как: а) онтологию; б) эпистемологию; в) этику; г) метафизику.
20.Н.Макиавелли рассматривал политику как: а) божественную волю; б) отражение моральных норм; в) автономную деятельность человеческой деятельности; г) систему религиозных догматических установок.
21. Гуманизм - это: а) воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности; б) отождествление Бога с природой; в) признание первичности материи по отношению к сознанию; г) признание непознаваемости мира.
22.Отличительной чертой эпохи Возрождения является:
а) стоицизм; б) антропоцентризм; в) скептицизм; г) оптимизм.
23. «Макиавеллизм» - синоним политического, гражданского, нравственного:а) гуманизма; б) объективизма; в) цинизма; г) анархизма.
24.Гуманистический характер носит мировоззрение эпохи:
а) Возрождения; б) Античности; в) Нового времени; г) Просвещения.
25.В книге «Похвала глупости» Э.Роттердамский высмеял:а) нравы и обыденные представления немецкого бюргерства;б) бесплодные псевдонаучные споры схоластов;в) религиозный фанатизм представителей католической церкви;
г) социально- политическую утопию Т.Мора.
26. Фалес, Демокрит, Дж.Бруно, Н.Коперник – эти имена объединяет то, что они являются:а) философами – идеалистами; б) философами – материалистами;
в) философами – метафизиками; г) философами – утопистами.
Эталоны ответов.
1 г, 2г, 3в, 4в, 5а, 6б, 7г, 8в, 9а, 10а, 11в, 12г, 13в, 14б, 15г, 16а, 17г, 18б, 19в, 20в, 21а, 22б, 23в, 24а, 25б, 26б.
Философия Нового времени
Задание 1. Какой метод познания обосновывается в данном отрывке? Кем и когда он был разработан? Почему?
«Всего вернее истолкование природы достигается посредством наблюдений в соответствующих, целесообразно поставленных опытах. Здесь чувство судит только об опыте, опыт же — о природе и о самой вещи. Человеческий ум по природе своей устремлен на абстрактное, и текучее мыслит как постоянное. Но лучше рассекать природу на части, чем абстрагироваться».
Задание 2.Назовите исторический тип философии, в которой философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек а) Античная философия б) Средневековая философия в) философия Нового времени
Задание 3. Выберите правильный ответ.
Задание 3.Заполните пропуски
И.Кант разработал …теорию, согласно которой вселенная вследствие сил притяжения и отталкивания приходит в …состояние. Стремление упорядочить и жизнь людей приводит И.Канта к обоснованию знаменитого…императива:
- поступай по правилам
- другой человек для тебя – высшая ценность
- поступки должны быть ориентированы на общее благо
Г.Гегель сформулировал основные теории и законы…, применил диалектический… к познанию всех сфер бытия, а также создал философскую …, которую принято называть абсолютным….
Л.Фейербах, создатель антропологического материализма, вернул философии…, пытался разработать новую религию – религию….
К Маркс создал учение об…формациях, теорию прибавочной…. Диалектика К.Маркса отличалась от диалектики….К.Марксу принадлежат слова «Философы лишь различным образом …мир, но дело заключается в том. чтобы его… .На практике марксизм отступил от гуманизма потому, что…. Проблему «отчужденного труда» обосновал … . На формирование материалистической позиции Маркса оказал влияние … . С точки зрения марксистской философии «общественное развитие определяет … .
Задание 4.Укажите теоретические, социально-политические, экономические и естественно-научные предпосылки возникновения марксистской философии
1) открытие клетки
2) учение Дарвина
3) закон инерции
4) закон сохранения и превращения энергии
5) возникновение пролетариата
6) научная революция
7) промышленная революция
8) немецкая классическая философия
9) рациональная философия Декарта
10) метафизический материализм
Задание 5.Сравните:
1) диалектический материализм и исторический материализм
2) бытие Гегеля и Гераклита
3) бытие Платона и бытие Маркса
Задание 6.Выберите один правильный ответ
1.Основоположником немецкой классической философии является И.Кант
а) да б) нет
2.Автором произведения «Наука логики» является Л.Фейербах
а) да б) нет
3.Вопрос об активности человека как познающего субъекта впервые поставил К.Маркс
а) да б) нет
4.Философский метод познания, разработанный Г.Гегелем, называется индуктивная логика
а) да б) нет
5.Центром мировоззрения К.Маркса считается категорический императив
а) да б) нет
Задание 7. Соотнесите имя философа и его идею
Имя философа Идеи
1. И.Кант а) антропологический материализм
2. Г.Гегель б) агностицизм
3. Л.Фейербах в) объективный идеализм
4. К.Маркс г) материалистическое понимание истории
д) категорический императив
е) антропологический материализм
Задание 8. Сравните два высказывания:
а) «Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей» (Л.Фейербах)
б) «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).
Задание 9.Выберите один правильный ответ
1.Вопрос об активности человека как познающего субъекта поставил:
а ) И.Кант; б) Г.Гегель; в) Л.Фейербах; г) И Фихте.
2.Основателем немецкой классической философии является:
а) И.Кант; б) И.Гердер; в) И.Фихте; г) Л.Фейербах.
3. Трансцендентальная философия – это философия:
а) о нравственных понятиях; б) о поведении человека; в) о взаимоотношении объекта и субъекта; г) о непознаваемой реальности.
4.По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) сознания; б) производительных сил; в) мирового исторического процесса; г) взаимодействия бога и природы.
5.Главным принципом философской системы Маркса и Энгельса становится:
а) принцип индукции и дедукции; б) принцип классификации, систематизации;
в) принцип моделирования, абстрагирования; г) принцип практики.
6.»…субъективная логика учит мыслить, а объективная логика – это учение о бытии, «существующей действительности», так утверждал:
а) И.Кант; б) Г.Гегель; в) Л.Фейербах; г) И.Фихте.
7.И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах, К Маркс – эти имена объединяет то, что эти философы:
а) утописты; б) идеалисты; в) представители немецкой классической философии; г) материалисты.
8.»Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», так утверждал:
а) Г.Гегель; б) К.Маркс; в) Л.Фейербах; г) И.Кант.
9.Свою философию назвал логикой:
а) И.Кант; б) Г.Гегель; в) К.Маркс; г) Л.Фейербах.
10.Г.Гегель сформулировал законы:
а) нравственности и морали; б) развития науки и познания; в) диалектики; г) сотворения мира.
11.Процесс развития по Гегелю характеризуется движением:
а) возвратным; б) поступательным; в) линейным; г) спиралевидным.
12.Общественное бытие – это:
а) материальная жизнь общества в совокупности ее условий и материальных отношений людей к природе и друг к другу; б) противоположность общественному небытию; в) жизнь общества во всех ее проявлениях; г) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень его развития.
Задание 3.Сравните две философии
Содержание | Немецкая классическая философия | Неклассическая философия |
1.Основная ценность | ||
2.Крупнейшие мыслители | ||
3.Черта философии | ||
4.Сферы исследования | ||
5.Философия как дисциплина | ||
6.Влияние философии на последующее развитие духовной культуры |
Задание 4.Вставьте пропущенные слова и словосочетания.
1.Основная задача философии жизни – постижение… .
2.Экзистенциалисты считают, что человек существует лишь настолько, насколько он себя … .
3.Антропологический поворот в философии первой половины ХХ века связан с именем… .
4…. считал общество основным источником возрастания у людей неврозов.
5.Догматическое … сделало человека слабым, покорным и униженным.
Задание 5.Укажите наиболее характерные черты экзистенциализма
1) интерес к проблеме личности
2) отождествление свободы и существования
3) представление бытия как целостности субъекта и объекта
4) интерес к проблеме времени
5) рационализм
6) прагматизм
7) трагизм
8) дуализм
9) атеизм скептицизм
Задание 6. Определите, принципы какой философии здесь изложены.
1) философское знание должно быть точным и достоверным
2) при познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук
3) основной путь достижения знания – эмпирическое наблюдение, эмпирический опыт
4) философия должна исследовать только факты, а не их причины
5) философия должна освободиться от ценностного и оценочного характера при исследовании
6) философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них
Задание 7.Из набора букв составьте слова, означающие направление современной философии. Справа даны определения этих направлений
е, о, н, я, м, ф, е, н, о, л, г, и, о, - описывает сущностные характеристики сознания
а, т, и, г, м, е, н, в, е, е, р, к, - учение о толковании текстов, о понимании человеческого духа
а, я, н, а, л, ч, и, т, и, а, е, с, к, я, и, ф, о, л, с, о, и, ф, - философствование посредством детального анализа используемой логики и языка
Задание 8.Выберите правильный ответ
1.Современная западная философия возникла в результате общего культурно-экономического развития общества, а также в противовес рационализму классической философии:
а) да;б) нет.
2.Первичным источником жизненной активности Ф. Ницше считал сексуальный инстинкт, «либидо»:
а) да;б) нет.
3.Экзистенциализм поднимает проблемы существования индивида, вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к свободе:а) да; б) нет.
4.Внутри философии жизни сложилось два направления: ате