К какой исторической эпохе (античной, средневековой) относится данный взгляд на природу?
а) природа – это органическая часть Космоса, она одушевлена
б) природа создана Богом по его собственному проекту, в иерархии Бог – человек – природа именно последним звеном является природа
2. Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии...
а) Нового времени б) античности в) Средних веков г) немецкой классической философии
3. Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек осмысленно и глобально контролирует ход природных процессов, есть...
а) биосфера б) атмосфера в) ноосфера г) литосфера
4. Коэволюция это...
а) совместное развитие Востока и Запада
б) совместное взаимосогласованное развитие природы и человека
в) современная теория эволюции г) взаимодействие индивида и общества
5. Природа, подобно человеку, одушевлена, считают сторонники...
а) гилозоизма б) деизма в) материализма г) пантеизма
6. Вся совокупность существующих на Земле живых организмов, называется...
а) атмосферой б) биосферой в) геосферой г) литосферой
7. Согласно марксизму человек отличается от животного прежде всего...
а) потребностью в пище б) заботой о потомстве
в) нстинктом самосохранения г) способностью к труду
8. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется...
а) трудом б) деятельностью в) игрой г) поведением
9. Приоритетность природных условий среди других факторов развития общества отстаивают сторонники ____________ детерминизма
а) технологического б) экономического в) географического г) демографического
10. Для того, чтобы преодолеть глобальный экологический кризис, необходимо, прежде всего...
а) изменить потребительское отношение человечества к природе
б) унифицировать национальные культуры в) приостановить исследование космоса
г) снизить темпы научно-технического прогресса
11. Как идеал гармонии и совершенства природа понимается философами...
а) Античности б) Средних веков в) XVII-XVIII вв. г) постмодернизма
12. Человек есть существо ...
а) биосоциальное б) биологическое в) социальное г) ноосферное
13. К числу людей, предвосхитивших на рубеже XX в. общие тенденции развития природы и общества, следует отнести ...
а) Бердяева Н.А. б) Вернадского В. И. в) Вебера М. г) Шпенглера О.
14. Все то, что возникло естественным путем, называется ...
а) ноосферой б) природой в) обществом г) культурой
15. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь фантастические отражения нашей собственной сущности», – заявляли ...
а) интуитивисты б) материалисты в) идеалисты г) дуалисты
16. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, т.е. принципа...
а) детерминизма б) эволюции в) коэволюции г) мутации
Семинар №6: «Философская антропология»
Основные термины: человек, индивид, индивидуальность, философская антропология.
План
1. Смысл человеческого бытия.
2. Основные проблемы философской антропологии.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем суть философской проблемы человека?
2. Как соотносятся биологическое и социальное в человеке?
3. Чем различаются образы человека в мировоззрении космоцентризма, теоцентризма и антропоцентризма?
4. Как решается проблема человека в современной философии?
План
I. Источники саморазвития общества:
а) взаимодействие общества и природы (Шарль Луи Монтескье);
б) техника и процесс разделения труда в обществе (Теодор Адорно);
в) реализация религиозного или светского идеала (Арнольд Тойнби и Питирим Сорокин);
г) развитие производительных сил и производственных отношений (К.Маркс).
II. Движущие силы истории
Объективные
а) природно-исторические закономерности;
б) географические условия;
в) космические влияния (планеты, звезды и т.д.);
г) влияние психосферы планеты (Тонкие Миры)
Субъективные
а) выдающиеся исторические личности;
б) социальные группы и классы;
в) народные массы;
г) субъекты истории
III. Понятие личности и социализации
IV.Сферы проявления активности личности
V. Теории о роли личности в истории
«Творческое меньшинство» и «инертное большинство» (А.Дж. Тойнби)
«К вопросу о роли личности в истории» 1898 (Плеханов)
Литература
- Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов[Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.229
- Спиркин, А.Г. Философия[Текст] : Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с.- С.701-717.
- Философия [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.88-95, 104-105.